Когда Малдер встретил Скалли.
На этой неделе 55-летие отпраздновала Джиллиан Андерсон. Но вместо того чтобы с головой окунуться в фильмографию талантливой актрисы, «КиноРепортер» решил отдать должное главному проекту ее карьеры, определившему облик телевидения 1990-х и начала нулевых, – «Секретным материалам». О том, какое влияние сериал оказал на развитие ТВ и поп-культуру и как он сподвиг людей надеть шапочки из фольги, читайте в нашем материале.
Начнем с противоречивой точки зрения: «Секретные материалы» всегда были средним сериалом, который нельзя назвать вершиной телеиндустрии. Несмотря на нетривиальную завязку – два агента ФБР ищут доказательства существования пришельцев, – первый сезон может показаться неторопливым, а порой и вовсе откровенно скучным. Невысокие рейтинги стартовых эпизодов – явное тому подтверждение (105-е место из 128 в сезоне 1993–1994 годов).
Но как в таком случае X-Files смогли оказать столь значительное влияние на поп-культуру и телевидение в целом? Феномен сериала объясняется совокупностью факторов, главный из которых – затрагиваемые темы, нашедшие отклик у определенной аудитории. Аудитории, одержимой мистикой, конспирологией и крепкой верой в то, что зеленые человечки на самом деле существуют.
Помимо теорий заговора и НЛО в центре сюжета «Секретных материалов» – столкновение скептика с фанатиком, где персонаж Дэвида Духовны в буквальном смысле олицетворяет собой зрителя, который «хочет верить». Мастерски созданный контраст между Малдером и Скалли и заложил основу для дальнейшей популярности сериала. Поклонники героя, чью сестру якобы похитили инопланетяне, нередко ненавидели его напарницу, разбивавшую в пух и прах надежды на мистическое обоснование происходивших событий. Однако верить они все равно не переставали.
Именно на этом и строил свой проект Крис Картер, который постоянно заигрывал с фанатами, не предоставляя им каких-либо ответов. Поклонникам приходилось самостоятельно разбираться в мифологии и придумывать всевозможные теории. А удачно разбросанные повсюду конспирологические «хлебные крошки» только подпитывали интерес. Оригинальным решением было и включение в сюжет так называемых «монстров недели», обособленных историй, которые практически не влияли на основной ход повествования, но развивали мистическую сторону сериала с помощью, скажем, городских легенд и усиливали хоррор-составляющую. Отдельные эпизоды получились по-настоящему жестокими, кровавыми и пугающими и надолго опередили свое время.
Фан-база X-Files настолько разрослась, что стала движущей силой всего шоу. Популярности «Секретных материалов» способствовало время выхода, совпавшее с активным развитием интернета. Поклонники создавали фан-сайты и после премьеры очередного эпизода штурмовали форумы: обсуждали главную сюжетную линию с заговором, анализировали монстров недели и даже разрабатывали собственный языковой код (фраза «а потом у них был секс» появилась именно в фандоме «Секретных материалов). В общем, уже тогда они делали все то, чем многие пользователи будут заниматься в течение следующих 30 лет.
Довольно долго мифология «Секретных материалов» превалировала над персонажами. Драма и развитие героев вроде имели место, но из-за отсутствия должной проработки размывались на фоне конспирологии, мутантов, нечисти и пришельцев. Это, несомненно, затягивающий материал. Но спустя несколько сезонов с косвенным подтверждением некоторых теорий зрители настолько привязались к героям, что им стало важнее, когда уже наконец Малдер и Скалли начнут встречаться, нежели очередной размытый намек на существование НЛО. Сценаристы уловили изменение настроения аудитории и по-другому расставили смысловые акценты.
С любовью фанатов к центральной парочке пришла и слава к актерам, для которых «Секретные материалы» оказались ключевым в карьере проектом. Духовны и Андерсон долгое время не могли отделаться от образов Малдера и Скалли, как бы здорово они ни раскрывались в других фильмах и сериалах. И если в 2007-м известность Дэвида вышла на новый уровень благодаря писателю-бабнику Хэнку Муди из «Блудливой Калифорнии», то Джиллиан пришлось дожидаться «Полового воспитания», первый сезон которого явил себя миру в 2019-м. Так или иначе, в массовом сознании они навеки останутся прежде всего культовыми агентами ФБР.
Также X-Files стали удобной площадкой для раскрутки многих молодых талантов – и на экране, и вне его. Над рядом серий работали Говард Гордон и Алекс Ганса, которые в дальнейшем стали авторами сериала «Родина». Ким Мэннерс, снявший около 50 эпизодов, позже взял на себя обязанности одного из исполнительных продюсеров «Сверхъестественного». А для перечисления всех классных артистов, сыгравших в сериале, потребуется немало времени: Райан Рейнольдс, Берт Рейнолдс, Шайя ЛаБаф, Октавия Спенсер, Аарон Пол, Сет Грин, Джек Блэк и многие другие.
Без X-Files, возможно, не было бы и «Во все тяжкие» – в том виде, в каком мы сейчас знаем сериал про Уолтера Уайта. Однажды создатель шоу Винс Гиллиган, начинающий сценарист, получил предложение поработать над «Секретными материалами». В общей сложности он написал истории двадцати с лишним эпизодов, а самой значимой для его карьеры серией стала «Гонка», сюжет которой строился вокруг персонажа Брайана Крэнстона.
В то время актер был не особо популярен – настоящая слава пришла к нему после релиза комедийного ситкома «Малкольм в центре внимания» (2000– 2006). Когда Гиллиган начинал работу над «Во все тяжкие», в главной роли он видел только Крэнстона, однако руководители AMC пребывали в недоумении: они не верили, что комедийный артист сможет перевоплотиться в сложного персонажа уровня Уолтера Уайта. Шоураннер предложил начальству посмотреть «Гонку», и после этого все вопросы отпали.
И это лишь один из пример того, насколько важны «Секретные материалы» в контексте эволюции телевидения. Отбросим многочисленные отсылки, оммажи и пародии на культовый проект Криса Картера. Благодаря ему также появился сериал «Остаться в живых», авторы которого возвели теории, загадки, мистику и обратную связь со зрителями в абсолют. X-Files популяризировали тему недоверия к государству, которая наблюдалась в вышеупомянутой «Родине» и ֿ«24 часах». «Монстры недели» трансформировались в ключевой повествовательный элемент первых сезонов «Сверхъестественного». «C.S.I.: Место преступления» перенял от сериала цветовую эстетику и научный подход к поиску истины. А «Гравити Фолз» можно смело назвать «Секретными материалами» для самых маленьких.
«Секретные материалы», конечно, не назовешь идеальным сериалом. Зачастую хорошие эпизоды соседствовали с проходными, темп повествования нередко провисал, а под занавес оригинального шоу стало видно, насколько оно наскучило исполнителям главных ролей. Однако ему все равно удавалось удерживать у экранов зрителей, желавших увидеть подтверждение тому, к чему создатели X-Files вели их с самого старта – внеземная цивилизация и правительственный заговор существуют. Интриговало и развитие романтических отношений между ключевыми героями (ох уж эти шипперы!).
Влияние, которое сериал оказал на мировую поп-культуру, трудно переоценить. Может, сейчас «Секретные материалы» и выглядят как исчерпывающее пособие для тех, кто любит надевать шапочку из фольги (о чем говорят и неудачные попытки возродить франшизу). Но на тот момент они были однозначным прорывом, и наследие их прочно укоренилось в истории телевидения. Немало зрителей до сих пор благодарны Малдеру, Скалли и Крису Картеру за увлекательные вечера перед экранами и возможность поучаствовать в разгадке главных конспирологических тайн современности.
И помните: истина где-то там.
Комментарии