Иронично, но именно роль полковника СС принесла 53-летнему актеру первый «Оскар» и прославила его на весь мир. Да и чего лукавить — антигерои удаются Вальцу лучше всего. Не зря же он уже во второй раз противостоит Джеймсу Бонду, а в новом сериале «Самая опасная игра» играет загадочного организатора смертельных соревнований.
Блофельд при Джеймсе Бонде — как Мориарти при Шерлоке: постоянная угроза, вечный спутник, темное альтер эго супергероя. Самый яркий антагонист в портретной галерее лучших из лучших. Недаром долгое время на экране не показывали его лица — у режиссеров просто не было права на ошибку.
Но потом появился Кристоф Вальц, и пазл сложился. Режиссер фильма «007: СПЕКТР» Сэм Мендес выбрал его на первых же пробах, как и Квентин Тарантино — в ленту «Бесславные ублюдки». «Понятия не имею, чего мы так долго ждали, — говорил тогда Мендес. — Кристоф такой необычный актер, а у необычных актеров, как правило, необычная карьера. Ему просто нужно было попасться на глаза».
Вслед за Блофельдом Вальц мог бы повторить: «Вы сталкивались со мной столько раз, но ни разу меня не заметили». Это действительно так: он начал сниматься в двадцать с небольшим и работал не только в Австрии и Германии, но и в Великобритании и в Штатах. В «Обыкновенном преступнике» с Кевином Спейси, в «Екатерине Великой» с Кэтрин Зетой-Джонс. Выходил на сцену в шекспировских пьесах, танцевал па-де-де в детском телешоу, играл в «Комиссаре Рексе» — нет, не немецкую овчарку, а маньяка-убийцу.
«Для меня актерство — это профессия, способ заработать на жизнь. Художник, который работает только ради удовольствия, — это миф, такого не мог себе позволить ни Пикассо, ни Моцарт. Поэтому если мне предлагали роль, я ее брал: альтернативы просто не было. Да и забавно было бы рассуждать о выборе, когда ты уже 9 месяцев сидишь без работы».
Да, в карьере Вальца было больше падений, чем взлетов: его увольняли из театра, не давали ролей, но он совершенно искренне считает себя счастливчиком. «Вы посчитаете это кокетством, но мне действительно повезло, что успех пришел ко мне в 50, а не раньше. Слава похожа на алкоголь, который хорош на вечеринке, но наутро ждет отходняк. Преимущество возраста в том, что ты уже умеешь по утрам просыпаться трезвым».
На голливудских вечеринках Кристоф по-прежнему «особый европейский гость», но его это устраивает. И хотя часть его жизни проходит в Лос-Анджелесе, оставшееся время он делит между любимым Берлином и родной Веной. Еще прапрадед, а потом дед и бабка Вальца играли на сцене в королевском Бургтеатре, отец и мать работали там же художниками-оформителями. «Ничто не мешало мне войти в его распахнутые двери, это был мой дом», — говорит актер. И чувствовал он там себя хозяином, не признавая никаких авторитетов. За что и был изгнан — сначала из театральной школы, а потом из самого театра.
Но Кристоф справлялся с проблемами безо всяких антидепрессантов, алкоголя и наркотиков. Тут надо заметить, что другой его дедушка был психотерапевтом, учеником Зигмунда Фрейда, а первая жена Кристофа вела в Вене свою частную психологическую практику. «Если бы я не стал актером, то непременно чинил бы людям мозги», — говорит Вальц. Кстати, он пробовался на роль знаменитого австрийского доктора в «Опасном методе» Дэвида Кроненберга, но не сложилось.
Фрейд в его жизни не случился, зато случился Тарантино. Теперь это уже легенда. Перепробовав десятки претендентов на роль Ганса Ланды в «Бесславных ублюдках», режиссер был готов отказаться от съемок. Продюсеры предложили съездить в Европу, проветриться, посмотреть на кого-нибудь из местных. В конце концов это будет полезно для фильма и может привлечь дополнительное финансирование. Так Тарантино познакомился с Вальцем и отказался пробовать кого-то еще.
За Ганса Ланду Вальц получил «Оскара» и еще в общей сложности 27 наград — «Ублюдки» моментально вывели его в топ-звезды. Когда следом Квентин задумал «Джанго освобожденного», роль немецкого доктора Кинга Шульца писалась уже специально под Кристофа.
Он был вовлечен в процесс, обсуждая свои реплики с Тарантино прямо у него дома. Однако рассказывать об этом актер не любит: «Не спрашивайте меня, как я готовлюсь к роли, — это совершенно неважно и никому не интересно. Вы же не интересуетесь в ресторане, в каком настроении был повар, когда готовил овощи для салата? В моем случае ровно то же самое: гораздо важнее, понравился ли зрителю мой персонаж». Судя по россыпи призов и крепкой народной любви — очень.
С режиссерами у него тоже теперь не бывает проблем. Ни с Романом Полански («Резня»), ни с Тимом Бертоном («Большие глаза»). «Вас не смущает мой немецкий акцент?» — поинтересовался он у Тима в первые пять минут знакомства. «А что не так с твоим акцентом?» — ответил вопросом на вопрос Бертон. Кристоф был поражен: на протяжении долгих лет постановщики отказывали ему именно под предлогом, что он «слишком европеец», чтобы сниматься в Голливуде.
Ему действительно нравятся роли злодеев. На вопрос «…как вам было играть Блофельда, оцените по десятибалльной шкале» Вальц ответил тогда: «Одиннадцать!». Однако в грядущих проектах – Гильермо дель Торо («Пиноккио»), Вуди Аллена («Фестиваль Рифкина») и Уэса Андерсона («Французский диспетчер») – актер не будет мучить людей. Кажется, после нового «Бонда» австриец наконец-то отдохнет от антагонистов.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…