Австрийцу советовали никогда не ездить в Голливуд, иначе до конца жизни ему придется играть нацистов.
Иронично, но именно роль полковника СС принесла 53-летнему актеру первый «Оскар» и прославила его на весь мир. Да и чего лукавить — антигерои удаются Вальцу лучше всего. Не зря же он уже во второй раз противостоит Джеймсу Бонду, а в новом сериале «Самая опасная игра» играет загадочного организатора смертельных соревнований.
Блофельд при Джеймсе Бонде — как Мориарти при Шерлоке: постоянная угроза, вечный спутник, темное альтер эго супергероя. Самый яркий антагонист в портретной галерее лучших из лучших. Недаром долгое время на экране не показывали его лица — у режиссеров просто не было права на ошибку.
Но потом появился Кристоф Вальц, и пазл сложился. Режиссер фильма «007: СПЕКТР» Сэм Мендес выбрал его на первых же пробах, как и Квентин Тарантино — в ленту «Бесславные ублюдки». «Понятия не имею, чего мы так долго ждали, — говорил тогда Мендес. — Кристоф такой необычный актер, а у необычных актеров, как правило, необычная карьера. Ему просто нужно было попасться на глаза».
Вслед за Блофельдом Вальц мог бы повторить: «Вы сталкивались со мной столько раз, но ни разу меня не заметили». Это действительно так: он начал сниматься в двадцать с небольшим и работал не только в Австрии и Германии, но и в Великобритании и в Штатах. В «Обыкновенном преступнике» с Кевином Спейси, в «Екатерине Великой» с Кэтрин Зетой-Джонс. Выходил на сцену в шекспировских пьесах, танцевал па-де-де в детском телешоу, играл в «Комиссаре Рексе» — нет, не немецкую овчарку, а маньяка-убийцу.
«Для меня актерство — это профессия, способ заработать на жизнь. Художник, который работает только ради удовольствия, — это миф, такого не мог себе позволить ни Пикассо, ни Моцарт. Поэтому если мне предлагали роль, я ее брал: альтернативы просто не было. Да и забавно было бы рассуждать о выборе, когда ты уже 9 месяцев сидишь без работы».
Да, в карьере Вальца было больше падений, чем взлетов: его увольняли из театра, не давали ролей, но он совершенно искренне считает себя счастливчиком. «Вы посчитаете это кокетством, но мне действительно повезло, что успех пришел ко мне в 50, а не раньше. Слава похожа на алкоголь, который хорош на вечеринке, но наутро ждет отходняк. Преимущество возраста в том, что ты уже умеешь по утрам просыпаться трезвым».
На голливудских вечеринках Кристоф по-прежнему «особый европейский гость», но его это устраивает. И хотя часть его жизни проходит в Лос-Анджелесе, оставшееся время он делит между любимым Берлином и родной Веной. Еще прапрадед, а потом дед и бабка Вальца играли на сцене в королевском Бургтеатре, отец и мать работали там же художниками-оформителями. «Ничто не мешало мне войти в его распахнутые двери, это был мой дом», — говорит актер. И чувствовал он там себя хозяином, не признавая никаких авторитетов. За что и был изгнан — сначала из театральной школы, а потом из самого театра.
Но Кристоф справлялся с проблемами безо всяких антидепрессантов, алкоголя и наркотиков. Тут надо заметить, что другой его дедушка был психотерапевтом, учеником Зигмунда Фрейда, а первая жена Кристофа вела в Вене свою частную психологическую практику. «Если бы я не стал актером, то непременно чинил бы людям мозги», — говорит Вальц. Кстати, он пробовался на роль знаменитого австрийского доктора в «Опасном методе» Дэвида Кроненберга, но не сложилось.
Фрейд в его жизни не случился, зато случился Тарантино. Теперь это уже легенда. Перепробовав десятки претендентов на роль Ганса Ланды в «Бесславных ублюдках», режиссер был готов отказаться от съемок. Продюсеры предложили съездить в Европу, проветриться, посмотреть на кого-нибудь из местных. В конце концов это будет полезно для фильма и может привлечь дополнительное финансирование. Так Тарантино познакомился с Вальцем и отказался пробовать кого-то еще.
За Ганса Ланду Вальц получил «Оскара» и еще в общей сложности 27 наград — «Ублюдки» моментально вывели его в топ-звезды. Когда следом Квентин задумал «Джанго освобожденного», роль немецкого доктора Кинга Шульца писалась уже специально под Кристофа.
Он был вовлечен в процесс, обсуждая свои реплики с Тарантино прямо у него дома. Однако рассказывать об этом актер не любит: «Не спрашивайте меня, как я готовлюсь к роли, — это совершенно неважно и никому не интересно. Вы же не интересуетесь в ресторане, в каком настроении был повар, когда готовил овощи для салата? В моем случае ровно то же самое: гораздо важнее, понравился ли зрителю мой персонаж». Судя по россыпи призов и крепкой народной любви — очень.
С режиссерами у него тоже теперь не бывает проблем. Ни с Романом Полански («Резня»), ни с Тимом Бертоном («Большие глаза»). «Вас не смущает мой немецкий акцент?» — поинтересовался он у Тима в первые пять минут знакомства. «А что не так с твоим акцентом?» — ответил вопросом на вопрос Бертон. Кристоф был поражен: на протяжении долгих лет постановщики отказывали ему именно под предлогом, что он «слишком европеец», чтобы сниматься в Голливуде.
Ему действительно нравятся роли злодеев. На вопрос «…как вам было играть Блофельда, оцените по десятибалльной шкале» Вальц ответил тогда: «Одиннадцать!». Однако в грядущих проектах – Гильермо дель Торо («Пиноккио»), Вуди Аллена («Фестиваль Рифкина») и Уэса Андерсона («Французский диспетчер») – актер не будет мучить людей. Кажется, после нового «Бонда» австриец наконец-то отдохнет от антагонистов.
Комментарии