Современные реалии кино требуют и новых идей, и новых локаций, и их разнообразия. В России – огромной и многонациональной – с этим проблем нет. Потому так и выстреливают региональные фильмы, снятые в родных просторах и про местную жизнь. «КиноРепортер» решил изучить вопрос: как будет развиваться такое кино и почему это особо важно для всей нашей индустрии.
Флагман регионального кино на данный момент – Якутия, где национальная кинокомпания «Сахафильм» появилась еще в начале 1990-х. Сейчас в местных кинотеатрах около 40% репертуара составляют картины локального производства, а всего до конца 2022 года в широкий прокат выйдет в общей сложности 20 якутских фильмов.
Глава республики Айсен Николаев минувшим летом на Петербургском международном экономическом форуме не без гордости отрапортовал: «У нас якутское кино популярнее западного кинематографа. Наши самые кассовые фильмы по сборам побеждали американские блокбастеры».
До недавнего времени в Якутии выпускались копеечные кустарные поделки, удовлетворявшие запросы сугубо местной публики. Но затем произошел качественный скачок, позволивший целому ряду талантливых авторов (Костас Марсан, Степан Бурнашев, Дмитрий Давыдов) завоевать десятки фестивальных призов и выйти на мировой уровень. И теперь уже правомерно говорить о том, что якутское кино встраивается в общероссийскую индустрию, не теряя своей идентичности.
В Бурятии ситуация схожая – энтузиасты снимают хиты местного значения. Например, «Решала» вырос в целую киновселенную из 6 фильмов (подробнее об этом мы писали здесь). Большая их часть попала в широкий российский кинопрокат, а самые кассовые из них – «Решала 2» (2015) и входящая в эту же киновселенную спортивная мелодрама «Эластико» (2016) – собрали в прокате в общей сложности почти 50 млн рублей.
О влиятельности этого феномена можно судить по тому, что создатели первого снятого в Хакасии фильма под названием «Чекаго» явно ориентировались на «Решалу». Премьера этой искренней и задорной криминальной драмы про простых пацанов состоялась на 44-м Московском международном кинофестивале, а в начале 2023 года фильм выйдет в общероссийский прокат.
Кстати, на ММКФ в рамках бизнес-сессии много и, главное, предметно говорили о том, как обустроить региональное кино. Директор департамента кинематографии Министерства культуры РФ Дмитрий Давыденко пообещал в будущем году провести форум по технологии создания кинокомиссий в регионах: «Нужно выстраивать диалог с регионами, и тогда у нас будет очень мощная поддержка в лице кинокомиссий».
В свою очередь Валентин Лисицын, как раз отвечающий в Минкульте за сотрудничество с регионами, обратил внимание на важность децентрализации кинопроизводства и подчеркнул, что развитие отрасли в каждом регионе должно происходить индивидуально – с учетом его специфики.
Впрочем, понятно, что децентрализацией тоже необходимо кому-то заниматься и без поддержки сверху тут никак не обойтись. С этой целью Союзом кинематографистов России в феврале 2022 года был учрежден Фонд поддержки регионального кинематографа, который реализовал уже немало полезных проектов, направленных на развитие индустрии по всей стране.
Среди них – например, конкурс документальных фильмов «Россия – взгляд в будущее», в рамках которого финансирование и продюсерское сопровождение получили 10 киноальманахов и 50 короткометражных картин с общим бюджетом в 150 млн рублей. Также была открыта лаборатория игровых кино и сериалов «Формула пути», которая стартовала в начале лета и завершилась 30 ноября финальным питчингом.
А в конце октября был объявлен прием заявок на Первый питчинг региональных стартапов. В этом конкурсе могут бесплатно принять участие авторы инновационных изобретений, применимых в области кинематографа. При этом в приоритете – проекты с использованием технологий машинного обучения, компьютерного зрения, NFT (подробнее об этих трех загадочных буквах читайте здесь), блокчейна, программно-аппаратные решения для оптимизации или ускорения различных процессов, для хранения большого объема данных, а также конкурентные аналоги зарубежных решений.
По словам главы ФПРК Ларисы Солоницыной, основная задача фонда – в короткие сроки создать исправно работающую экосистему региональных кинематографических площадок. Для этого, например, предполагается знакомить кинематографистов с бескрайними просторами нашей страны, непосредственно привлекая их к работе в областях, краях и республиках. Россия необычайно богата красивейшими локациями, но тем сложнее подобрать нужную – чтобы и вид был подходящий, и съемки там организовать можно было без особого ущерба для бюджета. Не говоря уже о различных согласованиях и оформлении документов.
Проблема решается двумя путями: организацией туров по избранным локациям для представителей индустрии и обучением кадров – локейшн-менеджеров, в чей круг обязанностей как раз и входят подобные задачи. Подготовка достаточного числа профессионалов в этой области потребует немало времени и ресурсов, но начало уже положено – при СПбГИКиТ, в частности, открыт бесплатный курс по соответствующей специальности, и первые 20 студентов уже приступили к ее освоению.
Но самый эффективный, выгодный и сравнительно несложный способ – это система рибейтов. Подробно о том, что это такое и как работает, мы уже писали год назад – как раз, когда рибейты начали появляться в разных регионах страны. Так что напомним лишь вкратце: речь идет о частичном возмещении расходов на производство фильма или сериала за счет местного бюджета.
Если же говорить о конкретных цифрах, то в Калининградской области, где систему рибейтов запустили в 2017 году, за прошлый год было снято 17 проектов, что принесло в казну в общей сложности 300 млн рублей. В этом плане Калининградская область – один из передовых регионов (наш материал о самых красивых кинолокациях России читайте здесь). А скажем, Мурманская область ввела рибейты как стимулирование съемочного процесса только в 2020-м, в самый разгар пандемии, и продолжает наращивать обороты. В первый год было выделено всего 5 млн рублей, которые разделили между собой 4 проекта. Зато на 2023-й запланированы съемки уже 6 проектов, и сумма рибейтов на данном этапе еще формируется.
Ясно, что никто не собирается тратить огромные деньги ради достижения сиюминутных результатов. Напротив, работа ведется на долгосрочную перспективу, и эффект наступит не сразу. Но уже сейчас, например, в Красноярском крае снимается одновременно 10 различных проектов, а студии «Сахафильм», «Башкортостан» и «Татаркино» в скором времени обещают разместить на своих сайтах максимально исчерпывающий объединенный каталог региональных фильмов.
И если развитие продолжится в том же ключе, то российское кино вполне может ожидать богатое, разнообразное и очень интересное будущее.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…