Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > До самых до окраин: Настоящее и будущее российского регионального кино

До самых до окраин: Настоящее и будущее российского регионального кино

12 декабря 2022 /
До самых до окраин: Настоящее и будущее российского регионального кино

К 100-летию СССР рассказываем о достижениях современного отечественного кинематографа.

Современные реалии кино требуют и новых идей, и новых локаций, и их разнообразия. В России – огромной и многонациональной – с этим проблем нет. Потому так и выстреливают региональные фильмы, снятые в родных просторах и про местную жизнь. «КиноРепортер» решил изучить вопрос: как будет развиваться такое кино и почему это особо важно для всей нашей индустрии.

Флагман регионального кино на данный момент – Якутия, где национальная кинокомпания «Сахафильм» появилась еще в начале 1990-х. Сейчас в местных кинотеатрах около 40% репертуара составляют картины локального производства, а всего до конца 2022 года в широкий прокат выйдет в общей сложности 20 якутских фильмов.

Глава республики Айсен Николаев минувшим летом на Петербургском международном экономическом форуме не без гордости отрапортовал: «У нас якутское кино популярнее западного кинематографа. Наши самые кассовые фильмы по сборам побеждали американские блокбастеры».

До недавнего времени в Якутии выпускались копеечные кустарные поделки, удовлетворявшие запросы сугубо местной публики. Но затем произошел качественный скачок, позволивший целому ряду талантливых авторов (Костас Марсан, Степан Бурнашев, Дмитрий Давыдов) завоевать десятки фестивальных призов и выйти на мировой уровень. И теперь уже правомерно говорить о том, что якутское кино встраивается в общероссийскую индустрию, не теряя своей идентичности.

В Бурятии ситуация схожая – энтузиасты снимают хиты местного значения. Например, «Решала» вырос в целую киновселенную из 6 фильмов (подробнее об этом мы писали здесь). Большая их часть попала в широкий российский кинопрокат, а самые кассовые из них – «Решала 2» (2015) и входящая в эту же киновселенную спортивная мелодрама «Эластико» (2016) – собрали в прокате в общей сложности почти 50 млн рублей.

О влиятельности этого феномена можно судить по тому, что создатели первого снятого в Хакасии фильма под названием «Чекаго» явно ориентировались на «Решалу». Премьера этой искренней и задорной криминальной драмы про простых пацанов состоялась на 44-м Московском международном кинофестивале, а в начале 2023 года фильм выйдет в общероссийский прокат.

Кстати, на ММКФ в рамках бизнес-сессии много и, главное, предметно говорили о том, как обустроить региональное кино. Директор департамента кинематографии Министерства культуры РФ Дмитрий Давыденко пообещал в будущем году провести форум по технологии создания кинокомиссий в регионах: «Нужно выстраивать диалог с регионами, и тогда у нас будет очень мощная поддержка в лице кинокомиссий».

В свою очередь Валентин Лисицын, как раз отвечающий в Минкульте за сотрудничество с регионами, обратил внимание на важность децентрализации кинопроизводства и подчеркнул, что развитие отрасли в каждом регионе должно происходить индивидуально – с учетом его специфики.

Впрочем, понятно, что децентрализацией тоже необходимо кому-то заниматься и без поддержки сверху тут никак не обойтись. С этой целью Союзом кинематографистов России в феврале 2022 года был учрежден Фонд поддержки регионального кинематографа, который реализовал уже немало полезных проектов, направленных на развитие индустрии по всей стране.

Среди них – например, конкурс документальных фильмов «Россия – взгляд в будущее», в рамках которого финансирование и продюсерское сопровождение получили 10 киноальманахов и 50 короткометражных картин с общим бюджетом в 150 млн рублей. Также была открыта лаборатория игровых кино и сериалов «Формула пути», которая стартовала в начале лета и завершилась 30 ноября финальным питчингом.

Кадр из фильма
Кадр из якутского фильма «Нелегал» (2021)

А в конце октября был объявлен прием заявок на Первый питчинг региональных стартапов. В этом конкурсе могут бесплатно принять участие авторы инновационных изобретений, применимых в области кинематографа. При этом в приоритете – проекты с использованием технологий машинного обучения, компьютерного зрения, NFT (подробнее об этих трех загадочных буквах читайте здесь), блокчейна, программно-аппаратные решения для оптимизации или ускорения различных процессов, для хранения большого объема данных, а также конкурентные аналоги зарубежных решений.

По словам главы ФПРК Ларисы Солоницыной, основная задача фонда – в короткие сроки создать исправно работающую экосистему региональных кинематографических площадок. Для этого, например, предполагается знакомить кинематографистов с бескрайними просторами нашей страны, непосредственно привлекая их к работе в областях, краях и республиках. Россия необычайно богата красивейшими локациями, но тем сложнее подобрать нужную – чтобы и вид был подходящий, и съемки там организовать можно было без особого ущерба для бюджета. Не говоря уже о различных согласованиях и оформлении документов.

Проблема решается двумя путями: организацией туров по избранным локациям для представителей индустрии и обучением кадров – локейшн-менеджеров, в чей круг обязанностей как раз и входят подобные задачи. Подготовка достаточного числа профессионалов в этой области потребует немало времени и ресурсов, но начало уже положено – при СПбГИКиТ, в частности, открыт бесплатный курс по соответствующей специальности, и первые 20 студентов уже приступили к ее освоению.

Но самый эффективный, выгодный и сравнительно несложный способ – это система рибейтов. Подробно о том, что это такое и как работает, мы уже писали год назад – как раз, когда рибейты начали появляться в разных регионах страны. Так что напомним лишь вкратце: речь идет о частичном возмещении расходов на производство фильма или сериала за счет местного бюджета.

Кинолокации России
Куршская коса, Калининградская область. Фото: Unlisted/East News

Если же говорить о конкретных цифрах, то в Калининградской области, где систему рибейтов запустили в 2017 году, за прошлый год было снято 17 проектов, что принесло в казну в общей сложности 300 млн рублей. В этом плане Калининградская область – один из передовых регионов (наш материал о самых красивых кинолокациях России читайте здесь). А скажем, Мурманская область ввела рибейты как стимулирование съемочного процесса только в 2020-м, в самый разгар пандемии, и продолжает наращивать обороты. В первый год было выделено всего 5 млн рублей, которые разделили между собой 4 проекта. Зато на 2023-й запланированы съемки уже 6 проектов, и сумма рибейтов на данном этапе еще формируется.

Ясно, что никто не собирается тратить огромные деньги ради достижения сиюминутных результатов. Напротив, работа ведется на долгосрочную перспективу, и эффект наступит не сразу. Но уже сейчас, например, в Красноярском крае снимается одновременно 10 различных проектов, а студии «Сахафильм», «Башкортостан» и «Татаркино» в скором времени обещают разместить на своих сайтах максимально исчерпывающий объединенный каталог региональных фильмов.

И если развитие продолжится в том же ключе, то российское кино вполне может ожидать богатое, разнообразное и очень интересное будущее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: