Щекочем нервы экстремальными триллерами о выживании в диких условиях – от неожиданного шедевра Альфреда Хичкока до новинки российского проката.
11 августа на экраны вышел триллер «Вышка» о двух подругах, которые залезли на радиомачту в погоне за острыми ощущениями, а слезть, вот незадача, так и не смогли. Подобные сюжеты – выживание в диких условиях, в ограниченном пространстве, с минимальными шансами на успех – кинематографисты обожают испокон веков.
Они дают артистам бесценную возможность блеснуть драматическими навыками, а режиссерам бросают интригующий вызов: как создать захватывающую историю, когда в кадре вроде бы ничего не происходит, да и персонажи торчат на одном месте почти без движения? Несколько таких фильмов мы и рекомендуем к просмотру – сами убедитесь, что суетливые блокбастеры Marvel и в подметки им не годятся!
«Спасательная шлюпка» (1944)
Альфред Хичкок был известным любителем герметичных триллеров – будь то «Веревка», «Окно во двор» или «В случае убийства набирайте М». А их почтенным дедушкой можно назвать драму «Спасательная шлюпка» по рассказу Джона Стейнбека, все действие которой разворачивается, собственно, в шлюпке. Бушует Вторая Мировая. Немецкая подлодка топит корабль с гражданами Великобритании и США, и те вынуждены ютиться на утлой лодчонке. Практически без еды и воды, но с немецким матросом, чью судьбу остальным еще предстоит решить.
История о причудливых переплетениях человеческих отношений здесь завернута в оболочку каноничного триллера о выживании. Герои страдают от голода и жажды, кого-то терзают галлюцинации, а одному из раненых приходится даже ампутировать ногу. Картина вышла неожиданной и непредсказуемой – ни тебе звездных актеров, ни музыкального сопровождения. Лишь тяжелое дыхание, напряженные мускулы, горящие глаза и вкрадчивый шепот волн, совершенно не приносящий спокойствия и гармонии.
Фильм в свое время вызвал резонанс из-за стереотипного изображения персонажа-афроамериканца и недостаточного, по мнению зрителей, осуждения немца. Поэтому студия 20thCentury Fox выпустила «Спасательную шлюпку» в прокат ограниченным количеством копий и обрекла на кассовое фиаско. Лента номинировалась на «Оскара» в трех категориях и во всех трех проиграла, но благодарные потомки по достоинству оценили этот шедевр, обиженный современниками. В том числе – за хитро спрятанное камео режиссера: его портрет мелькает в газете, которую листает один из выживших.
«Касаясь пустоты» (2003)
Если вы полагаете, что лишь игровые триллеры о выживании способны вдоль и поперек перепахать душу, спешим развеять это заблуждение. Мощная докудрама Кевина Макдональда «Касаясь пустоты» может запросто потягаться с любой из чисто художественных картин. В 1985 году британцы Саймон Йейтс и Джо Симпсон покорили вершину Сиула-Гранде в Перуанских Андах, а на обратном пути Симпсон сломал ногу и сорвался со склона. Йейтс счел его погибшим, однако Симпсон, упавший в трещину в леднике, буквально выгрыз право на жизнь. Макдональд реконструировал эти события с помощью актеров, а Симпсона с Йейтсом привлек в качестве комментаторов.
Так появился шикарный морозный survival, от которого даже жарким летом по коже пробегают мурашки. Подобно герою Джеймса Франко из «127 часов», Симпсон застрял в природной ловушке. Но в Юте хотя бы тепло было! Здесь же – изматывающая стужа, бездна в душе и под ногами, опустошающее одиночество и безвыходная, на первый взгляд, ситуация. Но чудесным солнечным днем Джо заново родился, выбравшись-таки из снежной темницы, а затем с грехом пополам дополз до лагеря. Найденный Макдональдом способ изложения материала – совмещение постановочных съемок и закадровых реплик реальных альпинистов – позволил ленте стать не только зрелищной реставрацией трагичного инцидента, но и грандиозным памятником силе человеческого духа.
«127 часов» (2010)
Абсолютно реальная – и все же невероятная – история альпиниста Арона Ралстона, который в 2003-м попал в каменную ловушку в каньонах Юты. Его руку придавил валун, и мужчина провел 5 дней в бесплодных попытках вырваться из плена. Освободиться он смог лишь после того, как ампутировал себе кисть. А затем ему, истекающему кровью, обессиленному, еле живому, пришлось пройти почти 10 км, прежде чем он встретил туристов из Голландии. Они-то и спасли Ралстона, который за эти дни потерял 18 кг, зато стал международной знаменитостью.
В числе заслуженных бонусов – десятки появлений на всевозможных телешоу, автобиография-бестселлер и, конечно, блестящая лента Дэнни Бойла, где образ Арона воплотил Джеймс Франко. За эту роль он даже претендовал на «Оскар» и «Золотой Глобус», но оба раза триумфатором оказывался Колин Ферт («Король говорит!»). Впрочем, Джеймс здесь все равно восхитителен. Ценой синяков, шрамов, физической боли и психологических терзаний он настолько растворился в своем персонаже, что его мучения явственно ощущаются по ту сторону экрана. И придают лихорадочную взвинченность этому натуралистичному триллеру, напоминающему, что человеческая жизнь является величайшим сокровищем на планете.
«Погребенный заживо» (2010)
Испанскому постановщику Родриго Кортесу удалось нащупать идеальный рецепт герметичного триллера. Райан Рейнольдс полтора часа ворочается в гробу, щелкает зажигалкой и звонит по телефону, пытаясь понять, какие демоны его там замуровали. Отличная завязка, согласитесь! Особенно с учетом того, что в 2010 году на лице Рейнольдса еще не успела прописаться нестираемая хулиганская ухмылка. Диапазон его эмоций предельно широк: любопытство, страх, паранойя, надежда, отчаяние сменяют друг друга в сумасшедшей чехарде, и до последних секунд невозможно догадаться, чем кончится дело.
Отрадно, что авторы до победного хранят верность угрюмому духу произведения, и обманчивый хэппи-энд вдребезги разлетается под натиском реальной (беспощадной!) концовки. При работе над фильмом Родриго Кортес вдохновлялся «Веревкой» Альфреда Хичкока, еще одной прославленной картиной, действие которой происходит в замкнутом пространстве, а Райан Рейнольдс жутко страдал от клаустрофобии и впоследствии признался, что не хотел бы повторить этот опыт в будущем. Для съемок, кстати, сконструировали аж 7 гробов, чтобы снимать Райана с разной крупностью и в разных ракурсах, а для российского проката свой голос ему подарил Петр Федоров.
«Вышка» (2022)
В свежайшем представителе жанра прелестные девушки Бекки (Грэйс Фултон) и Харпер (Вирджиния Гарднер) застревают на радиовышке. Они взобрались на нее, дабы Бекки избавилась от призраков прошлого: какое-то время назад они с мужем лазали по скалам, и тот сорвался. Но вышка на беду насквозь проржавела, а лестница в небо оказалась расшатанной стремянкой. Вот и отвалилась в самый ответственный момент, вынудив подруг куковать на крошечной площадке на высоте 600 метров от земли. Воды нет, коптер разряжен, солнышко припекает, грифы не дремлют. Еще и галлюцинации подкрадываются. Да и выяснить отношения, когда особенно тяжко становится, никто не запрещал.
От режиссера Скотта Манна, автора неказистого боевичка «Скорость: Автобус 657» с Робертом Де Ниро и Джеффри Дином Морганом, глупо требовать хичкоковского саспенса. Но и совсем уж недооценивать мужчину тоже не следует. Потому как кино он снял вполне толковое, не халтурное и почти не скучное, с артистками обаятельными да твистом симпатичным.
О том, что жизнью нужно наслаждаться здесь и сейчас, не терзая себя трагедиями давно минувших дней. И о родителях, которые, как ни крути, самые близкие люди во Вселенной (отцовскую ношу на широких плечах несет упомянутый Джеффри Дин, чья благородно поседевшая борода в лунном свете прямо-таки перламутром серебрится). Да, экспозиция безбожно затянута, а развязка наступает неожиданно быстро – видимо, деньги закончились – ну и что с того? В получении острых ощущений готовы расписаться, а больше, пожалуй, и желать нечего.
Комментарии