Олег Меньшиков на съемках фильма «Лестница». Фото: ТАСС
«КиноРепортер» продолжает погружаться в историю кинопроизводства и рассказывать об интересных и порой неожиданных фактах. Не так давно мы объяснили, как режиссерский стул связан с Древним Египтом, а сегодня хотим поведать о другом символе индустрии – хлопушке, которую также называют нумератором. В нашем материале вы узнаете, как появилось и менялось это необычное приспособление и для чего оно все-таки нужно.
Первые вариации хлопушки восходят к самым ранним дням кинематографа, к эпохе немого кино. Придумали ее для записи и дальнейшего определения типа пленки, которая использовалась для съемок. Изобретение хлопушки приписывают двум людям. Первый – австралийский режиссер и продюсер Фрэнсис Уильям Тринг. Прежде чем стать частью киноиндустрии, он трудился фокусником и сапожником. В 1911 году Тринг устроился на работу киномехаником, а через несколько лет открыл театр Paramount в Мельбурне. Набравшись опыта, в 1930-е Фрэнсис основал одну из первых австралийских кино- и театральных студий Efftee Studios, которая за несколько лет своего существования выпустила с десяток полных метров и сценических постановок, а также около 30 короткометражек.
Когда именно Тринг придумал хлопушку – неизвестно. По большей части его приспособление представляло собой прототип нумератора – две обычные деревяшки, соединенные шарнирами. Это было громоздкое устройство, необходимое для синхронизации звука и изображения. Все важные пометки делались на отдельном планшете, который держал либо другой член съемочной группы, либо «человек с хлопушкой», которому приходилось таскать табличку под мышкой.
А вот идея той самой хлопушки, хорошо знакомой многим, пришла в голову человеку со звучным именем Леон М. Лион. Сам он признавал, что изобрел приспособление случайно, путем логического мышления. Устав наблюдать, как бедняге с хлопушкой в очередной раз приходилось жонглировать то скрепленными деревяшками, то планшетом, в один прекрасный день он просто заметил: «Скрепите их вместе, окей?» По крайней мере, так гласит легенда.
В течение долгого времени в индустрии преобладал определенный формат хлопушки – «дощечку» делали из покрашенного в черный цвет дерева, а надписи наносили мелом, чтобы можно было оперативно добавлять или изменять информацию. В дальнейшем нумераторы стали белыми, а изготавливать их начали из акрилового стекла с цветными хлопающими элементами вместо привычных черно-белых (хотя в кино они используются до сих пор). Пачкающий мел, в свою очередь, заменили на более «чистый» маркер. Деревянные хлопушки сегодня тоже можно увидеть, но они востребованы скорее как сувенир, нежели реальный рабочий инструмент.
С цифровизацией кинематографа «осовременились» и нумераторы. Некоторые хлопушки получили небольшие светодиодные дисплеи для выведения на них важной информации. Более того, отдельные виды устройства с индикатором временного кода могут синхронизироваться с другим оборудованием на площадке (например, с камерой). И хотя технологии продвинулись далеко вперед, нередки случаи, когда цифровые хлопушки работают некорректно, и ручная синхронизация данных в подобных случаях попросту неизбежна.
Так для чего же нужен сам нумератор? Если вкратце, то об основном функционале мы рассказали выше. Это крайне полезное устройство при монтаже и работе с аудио, служащее инструментом синхронизации звука и изображения. Благодаря ему на заре кинематографа монтажерам не нужно было перелопачивать километры пленки в поисках нужной сцены. Достаточно было найти фрагмент с хлопушкой, обозначающий начало эпизода, а после, считав информацию с таблички, добраться до искомого. Разумеется, небольшая хлопушка не могла уместить всю полезную информацию, поэтому обычно помощники режиссера параллельно делали у себя соответствующие пометки. Весь этот объем данных активно использовался специалистами при постпродакшене.
Что касается другой важной функции нумератора, то приспособление с его фирменным хлопком используется для проверки корректной работы звука и его синхронизации. «Человек с хлопушкой» выходит перед объективом, произносит положенные фразы (например, «Сцена 5, дубль 2»), после чего делает хлопок, убирает доску из кадра и уходит сам. Подобная практика применялась и в советском кино. Как рассказывается в «Основах кинопроизводства» (1975), режиссер подавал команду «Начали!», после чего перед камерой вставал его помощником с нумератором. При последующем подборе синхронности изображение хлопушки, снятое в начале кадра, и ее стук, записанный на звуковой дорожке в момент старта съемки, «дадут автоматическое совмещение изображения и звука». После вывода хлопушки из-под камеры и начиналась сама съемка.
С переходом кино на цифру процесс монтажа и сведения звука заметно облегчился. И опять-таки не без участия нумератора. Современные программы позволяют наглядно увидеть весь материал, порядок эпизодов и дублей, а также аудиодорожки, на которых отчетливо заметен тот самый громкий щелчок, сигнализирующий о начале съемок.
Исторически роль держателя хлопушки отводилась помощникам режиссера, но чем старше становился кинематограф, тем больше специалистов требовалось для создания фильмов. Сегодня эту привилегию обычно разделяют между собой двое – второй ассистент оператора и скрипт-супервайзер. Первый отвечает за обслуживание и работу хлопушки, второй – за ее «наполнение». Скрипт-супервайзер ведет журнал каждого дубля и делает заметки по снятым сценам.
Подход к созданию хлопушек у американских и европейских кинематографистов не сильно отличается. Практически на каждой дощечке содержится следующая информация:
При этом нумераторы могут включать и дополнительную информацию, важную для постпродакшена. Например, на какую камеру снимался эпизод (при наличии нескольких камер на площадке), когда именно снимали определенную сцену (днем или ночью), количество кадров в секунду, значение ISO, определяющее чувствительность датчика формирования изображения камеры к свету, и даже номер самой хлопушки. Да, нумераторов на площадке тоже может быть несколько: их число зависит от масштаба съемок. Как правило, за каждой камерой закреплена собственная хлопушка для экономии времени на постпродакшене.
Хотя процесс взаимодействия с хлопушкой в кино стандартизирован, нередки случаи, когда авторам приходится отойти от установленных правил. Например, на съемках происходят ситуации, когда запись звука не нужна. В таком случае второй помощник оператора также становится с нумератором перед камерой, но вместо стандартного щелчка помещает руку между «палками», чтобы дополнительно указать монтажеру, что в этом эпизоде звук не нужен.
Более того, хлопушку могут применять не до съемок дубля, а уже после него. Причем человек с нумератором может держать ее вверх ногами для обозначения особенностей эпизода. В определенных условиях фокус камеры настраивается таким образом, что табличка попросту нечитабельна, и изменить параметры съемки нельзя, пока дубль не будет снят. В иных случаях отсутствие хлопка нумератора перед стартом съемок – это решение режиссера, который готовится поставить эмоциональную сцену и не хочет отвлекать актера от погружения в роль.
В рамках Московской международной недели кино состоится первый в России открытый аукцион кинореквизита. На торги, которые пройдут 26 августа на…
Тихий городок в Пенсильвании потрясла ужасная трагедия – однажды ночью 17 ребятишек из класса мисс Гэнди (Джулия Гарнер), широко раскинув…
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…