Стиль

Как покорить столицу? Стиль Веры Алентовой в фильме «Москва слезам не верит»

Создание костюмов для оскароносной мелодрамы Владимира Меньшова было нелегким делом. Перед художницей Жанной Мелконян («Анна Павлова», «Нежданно-негаданно») стояла задача визуализировать сразу две эпохи — 1950-е и 1980-е и передать кардинально разные характеры героинь Веры Алентовой, Ирины Муравьевой и Раисы Рязановой.

Главным препятствием стал советский дефицит. Шить разрешали только из местных материалов, а их было критически мало. По словам Мелконян, приходилось перекрашивать и фактурить самостоятельно, прямо в костюмерном цехе.

«У нас был огромный цех, где работала тетя Катя — настоящая волшебница с чаном, голыми ногами в резиновых сапогах и огромной палкой в руках. Она раскручивала все это в каких-то бидонах. На самом деле, она могла сделать все».

Непросто было сделать из 30-летних актрис сначала юных девушек, затем — женщин средних лет. Для того чтобы омолодить, Муравьеву, Алентову и Рязанову затягивали в корсеты. Но дело тут не в подростковой худобе, а в изменении пластики: походка и движения становились более резкими и моложавыми. Состарить актрис помогали обилие макияжа и возрастной гардероб.

 

Наряды Катерины, героини Алентовой, отличаются от образов кокетки Люды и простоватой Тони прежде всего строгостью кроя и оттенков. Юная Катя в скромных сарафанах и белых блузках воплощает стиль отличницы. А взрослая — в твидовых костюмах и в платье-рубашке цвета хаки — выглядит как настоящая бизнесвумен.

Один из первых нарядов, в котором мы видим Алентову, — синее платье в полоску. В нем она восхищается московскими артистами на фестивале французских фильмов. К 1950-м здесь отсылает «морской» рисунок и кокетливый бантик на воротнике, а вот фасон далек от модного тогда new look. Это сознательное решение Жанны Мелконян — настоящие платья той эпохи старили героиню, и она решила, что Катя будет носить более простые и современные.

Отдельного упоминания заслуживают белые носки, которые героиня надевает под туфли. На первый взгляд это точное стилистическое решение, а на практике — необходимость. Обувь взяли со склада, ее состояние оставляло желать лучшего: кожа настолько огрубела, что носить эти туфли на голую ногу было травмоопасно. Потому Мелконян придумала носочки в тон. И выиграла: Катя стала похожа на американскую школьницу и западная пресса выпустила хвалебные заметки о стиле героини.

Платье, Sara Roka
Туфли, Prada
Платье, Mango
Сумка, Elisabetta Franchi
Ремень, Elisabetta Franchi

Полупрозрачная блузка и пышная юбка, в которых Катерина встречает гостей в профессорской квартире, позаимствованы у Людмилы (Ирина Муравьева). Катя не изменяет своему характеру, выбирая вещи из гардероба подруги, — наряд остается сдержанным: белый верх, темный низ, строгая клетка.

Блузка, к слову, сшита из капрона, который было очень сложно достать. Костюмерам пришлось поднять все связи, чтобы найти заветный отрез.

Блузка, Isabel Marant Étoile
Юбка, Marni
Босоножки, Burberry

Во второй части фильма Катерина — состоявшаяся женщина, директор завода. И одевается под стать. Жанна Мелконян хотела сделать героиню похожей на западных бизнес-леди. Обязательно — в твидовой тройке. Но и этот материал было не достать. Тогда художница пошла на хитрость: взяла двенадцать пар мужских брюк из твида и отдала в пошивочный цех. Там их аккуратно разрезали, сшили в единое полотно и раскроили. В итоге он стал чуть ли не самым стильным нарядом советского кинематографа конца 1970-х и породил массу копий в гардеробах зрительниц.

Пиджак, Escada
Блузка, Dolce & Gabbana
Юбка, Boss
Брюки, Ganni
Туфли, Jimmy Choo

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Что происходит с зарубежным независимым кино в российском прокате

В столице открылся рынок и кинофорум «Российский кинобизнес». Темой первой сессии деловой программы стало репертуарное планирование и закупочная политика в…

9 часов назад

Академия Никиты Михалкова открывает новый набор

Академия кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова объявила об открытии новой приёмной кампании на 2025-2026 учебный год по программам дополнительного…

10 часов назад

Абьюз, гнев и нищета: Судьба домовых в российском кино

Ко Дню домового (да, есть и такой праздник!) «КиноРепортер» решил проследить, как трансформировался образ домового с течением времени, на примерах…

15 часов назад

Не верь рассказчику: Как кино оставляет зрителя в дураках

Кино часто заставляет тебя почувствовать себя дураком. В хорошем смысле слова. Кинематографисты играют с нарративом самыми разными способами, уменьшая предсказуемость…

20 часов назад

Российский фильм о бионических протезах взял главный приз на фестивале «Мир знаний»

Организаторы Международного кинофестиваля научно-популярных и исследовательских фильмов «Мир знаний» подвели итоги в Москве, где киносмотр проходил впервые. Главный приз Гран-При…

1 день назад

«Позывной Тишина»: Монолог-исповедь бойца СВО на театральной сцене

Один из героев нашего журнала в ответ на вопрос, почему на третьем году СВО все еще практически нет фильмов о…

2 дня назад