Стиль

Как покорить столицу? Стиль Веры Алентовой в фильме «Москва слезам не верит»

Создание костюмов для оскароносной мелодрамы Владимира Меньшова было нелегким делом. Перед художницей Жанной Мелконян («Анна Павлова», «Нежданно-негаданно») стояла задача визуализировать сразу две эпохи — 1950-е и 1980-е и передать кардинально разные характеры героинь Веры Алентовой, Ирины Муравьевой и Раисы Рязановой.

Главным препятствием стал советский дефицит. Шить разрешали только из местных материалов, а их было критически мало. По словам Мелконян, приходилось перекрашивать и фактурить самостоятельно, прямо в костюмерном цехе.

«У нас был огромный цех, где работала тетя Катя — настоящая волшебница с чаном, голыми ногами в резиновых сапогах и огромной палкой в руках. Она раскручивала все это в каких-то бидонах. На самом деле, она могла сделать все».

Непросто было сделать из 30-летних актрис сначала юных девушек, затем — женщин средних лет. Для того чтобы омолодить, Муравьеву, Алентову и Рязанову затягивали в корсеты. Но дело тут не в подростковой худобе, а в изменении пластики: походка и движения становились более резкими и моложавыми. Состарить актрис помогали обилие макияжа и возрастной гардероб.

 

Наряды Катерины, героини Алентовой, отличаются от образов кокетки Люды и простоватой Тони прежде всего строгостью кроя и оттенков. Юная Катя в скромных сарафанах и белых блузках воплощает стиль отличницы. А взрослая — в твидовых костюмах и в платье-рубашке цвета хаки — выглядит как настоящая бизнесвумен.

Один из первых нарядов, в котором мы видим Алентову, — синее платье в полоску. В нем она восхищается московскими артистами на фестивале французских фильмов. К 1950-м здесь отсылает «морской» рисунок и кокетливый бантик на воротнике, а вот фасон далек от модного тогда new look. Это сознательное решение Жанны Мелконян — настоящие платья той эпохи старили героиню, и она решила, что Катя будет носить более простые и современные.

Отдельного упоминания заслуживают белые носки, которые героиня надевает под туфли. На первый взгляд это точное стилистическое решение, а на практике — необходимость. Обувь взяли со склада, ее состояние оставляло желать лучшего: кожа настолько огрубела, что носить эти туфли на голую ногу было травмоопасно. Потому Мелконян придумала носочки в тон. И выиграла: Катя стала похожа на американскую школьницу и западная пресса выпустила хвалебные заметки о стиле героини.

Платье, Sara Roka
Туфли, Prada
Платье, Mango
Сумка, Elisabetta Franchi
Ремень, Elisabetta Franchi

Полупрозрачная блузка и пышная юбка, в которых Катерина встречает гостей в профессорской квартире, позаимствованы у Людмилы (Ирина Муравьева). Катя не изменяет своему характеру, выбирая вещи из гардероба подруги, — наряд остается сдержанным: белый верх, темный низ, строгая клетка.

Блузка, к слову, сшита из капрона, который было очень сложно достать. Костюмерам пришлось поднять все связи, чтобы найти заветный отрез.

Блузка, Isabel Marant Étoile
Юбка, Marni
Босоножки, Burberry

Во второй части фильма Катерина — состоявшаяся женщина, директор завода. И одевается под стать. Жанна Мелконян хотела сделать героиню похожей на западных бизнес-леди. Обязательно — в твидовой тройке. Но и этот материал было не достать. Тогда художница пошла на хитрость: взяла двенадцать пар мужских брюк из твида и отдала в пошивочный цех. Там их аккуратно разрезали, сшили в единое полотно и раскроили. В итоге он стал чуть ли не самым стильным нарядом советского кинематографа конца 1970-х и породил массу копий в гардеробах зрительниц.

Пиджак, Escada
Блузка, Dolce & Gabbana
Юбка, Boss
Брюки, Ganni
Туфли, Jimmy Choo

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Самые важные российские фильмы 2000-х. Часть 1

Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…

4 часа назад

Том Круз получил почетный «Оскар»

16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…

5 часов назад

«Франкенштейн»: Анатомический театр Гильермо дель Торо

Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…

9 часов назад

Мишель Йео вручат почетного «Золотого медведя»

Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…

1 день назад

«Бугония» Йоргоса Лантимоса: Андромедиане, жгите!

Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…

1 день назад

От «Джона Уика» до «Каскадеров»: Главные фильмы Дэвида Литча

Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…

1 день назад