Создание костюмов для оскароносной мелодрамы Владимира Меньшова было нелегким делом. Перед художницей Жанной Мелконян («Анна Павлова», «Нежданно-негаданно») стояла задача визуализировать сразу две эпохи — 1950-е и 1980-е и передать кардинально разные характеры героинь Веры Алентовой, Ирины Муравьевой и Раисы Рязановой.
Главным препятствием стал советский дефицит. Шить разрешали только из местных материалов, а их было критически мало. По словам Мелконян, приходилось перекрашивать и фактурить самостоятельно, прямо в костюмерном цехе.
«У нас был огромный цех, где работала тетя Катя — настоящая волшебница с чаном, голыми ногами в резиновых сапогах и огромной палкой в руках. Она раскручивала все это в каких-то бидонах. На самом деле, она могла сделать все».
Непросто было сделать из 30-летних актрис сначала юных девушек, затем — женщин средних лет. Для того чтобы омолодить, Муравьеву, Алентову и Рязанову затягивали в корсеты. Но дело тут не в подростковой худобе, а в изменении пластики: походка и движения становились более резкими и моложавыми. Состарить актрис помогали обилие макияжа и возрастной гардероб.
Наряды Катерины, героини Алентовой, отличаются от образов кокетки Люды и простоватой Тони прежде всего строгостью кроя и оттенков. Юная Катя в скромных сарафанах и белых блузках воплощает стиль отличницы. А взрослая — в твидовых костюмах и в платье-рубашке цвета хаки — выглядит как настоящая бизнесвумен.
Один из первых нарядов, в котором мы видим Алентову, — синее платье в полоску. В нем она восхищается московскими артистами на фестивале французских фильмов. К 1950-м здесь отсылает «морской» рисунок и кокетливый бантик на воротнике, а вот фасон далек от модного тогда new look. Это сознательное решение Жанны Мелконян — настоящие платья той эпохи старили героиню, и она решила, что Катя будет носить более простые и современные.
Отдельного упоминания заслуживают белые носки, которые героиня надевает под туфли. На первый взгляд это точное стилистическое решение, а на практике — необходимость. Обувь взяли со склада, ее состояние оставляло желать лучшего: кожа настолько огрубела, что носить эти туфли на голую ногу было травмоопасно. Потому Мелконян придумала носочки в тон. И выиграла: Катя стала похожа на американскую школьницу и западная пресса выпустила хвалебные заметки о стиле героини.
Полупрозрачная блузка и пышная юбка, в которых Катерина встречает гостей в профессорской квартире, позаимствованы у Людмилы (Ирина Муравьева). Катя не изменяет своему характеру, выбирая вещи из гардероба подруги, — наряд остается сдержанным: белый верх, темный низ, строгая клетка.
Блузка, к слову, сшита из капрона, который было очень сложно достать. Костюмерам пришлось поднять все связи, чтобы найти заветный отрез.
Во второй части фильма Катерина — состоявшаяся женщина, директор завода. И одевается под стать. Жанна Мелконян хотела сделать героиню похожей на западных бизнес-леди. Обязательно — в твидовой тройке. Но и этот материал было не достать. Тогда художница пошла на хитрость: взяла двенадцать пар мужских брюк из твида и отдала в пошивочный цех. Там их аккуратно разрезали, сшили в единое полотно и раскроили. В итоге он стал чуть ли не самым стильным нарядом советского кинематографа конца 1970-х и породил массу копий в гардеробах зрительниц.
Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…
16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…
Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…