45 лет назад, в октябре 1975 года, на экраны вышла трагикомедия «Афоня», сценарий которой изначально был куда мрачнее и безнадежнее, чем финальный вариант, полюбившийся зрителям.
Сценарист Александр Бородянский придумал историю Афони, когда работал в Киеве маляром-штукатуром после окончания строительного техникума и заочно учился на сценарном факультете ВГИКа. История рождалась легко, будто сама собой – Бородянский описывал практически собственную жизнь и приключения. В первой версии сценария Афоня был маляром – в центре истории были взаимоотношения работника ЖЭКа №2 Борщова с влюбленной в него скромницей Катей. Благодаря ей рвач и хапуга, пропивающий с дружками все заработанные махинациями барыши, понимает, что с ним что-то не так.
Трансформация сценария: всесоюзная премия и путь на «Мосфильм»
Постепенно замысел Бородянского изменился – сантехник казался куда более комической фигурой. Потому что в то время сантехники были постоянными персонажами баек и анекдотов. Это, впрочем, не означало веселой истории со счастливым концом. Напротив, к финалу становилось очевидно, что герой «профукал свою жизнь». Афоня был «лишним человеком» в традиции классической русской литературы, но в комическом изводе.
Прочитав готовый сценарий, приятель Бородянского посоветовал послать его на всесоюзный конкурс произведений о рабочем классе. Начинающий сценарист решил, что это не лучшая идея — ведь главный герой пропойца и бездельник. «Но все равно ведь рабочий!» — убеждал приятель. В итоге трагикомическая история в духе критического реализма выиграла на конкурсе первый приз, и впереди замаячила экранизация. Снимать «Афоню» автор сценария Александр Бородянский планировал в Киеве на киностудии имени Довженко с Бориславом Брондуковым в главной роли. Режиссером худсовет выбрал опытного Леонида Осыку. Но не успел Бородянский договориться с ним о съемках, как из Госкино пришла другая разнарядка: снимать будет на «Мосфильме» Георгий Данелия!
В отношении сюжета между творцами сразу начались трения. Скоро сценарист-дебютант Бородянский понял, что в процессе съемок придуманная им история будет видоизменяться.
«Сценарий мне понравился, — вспоминал режиссер «Афони» Георгий Данелия, — но сюжет был жесткий, с печальным концом. А мне после фильмов «Не горюй!» и «Совсем пропащий» хотелось снять что-то совершенно иное».
Как снимали фильм «Афоня»: претенденты на главную роль и подбор актеров
По сюжету, сантехник Афоня Борщев был сердцеедом, за которым как привязанная ходит наивная Катя, поэтому он как минимум должен был выглядеть видным мужчиной. На роль Афони у Данелии было три главных кандидатуры: поляк Даниэль Ольбрыхский, уже снимавшийся в СССР в киноэпопее «Освобождение», Владимир Высоцкий — появись он в фильме, Данелия непременно бы включил туда сцену, где Афоня поет под гитару. Последним претендентом на роль был Леонид Куравлев.
«Мы остановились на Куравлеве. И не ошиблись! Афоне в его исполнении прощают то, чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни Афоне Высоцкого. А этого мы и добивались. Нам хотелось, чтобы зрители не возненавидели нашего Афоню, а полюбили».
На роль влюбленной в Афоню трогательной Кати режиссер утвердил студентку Щукинского училища Евгению Симонову сразу, без проб. Но с молодой актрисой тут же возникла загвоздка: она уже подписала договор на съемки в фильме «Пропавшая экспедиция» и должна была надолго уехать на натуру в Башкирию. Никого, кроме Симоновой, Данелия в этой роли не видел — и директор картины Александр Ефремович Яблочкин взял ситуацию в свои руки. Он сам полетел в Башкирию и привез оттуда Симонову в Ярославль, где снимали «Афоню».
Позднее Данелия рассказывал, что Яблочкин чуть ли не обманом выкрал актрису со съемочной площадки, как Шурик «кавказскую пленницу». На самом деле бывалый киношник Яблочкин просто договорился, чтобы Симонову отпустили со съемок, со строгим уговором, что Данелия не задержит ее дольше чем на три дня. Данелии пришлось сразу отснять все сцены с Симоновой, которые из-за спешки снимали буквально днем и ночью. Спать актрисе приходилось в машине, пока съемочная группа переезжала с объекта на объект.
В книге мемуаров «Тостуемый пьет до дна» Данелия написал, что все эти трудности съемочная группа переживала не зря: зрители полюбили светлую и наивную Катю. Но, как показали творческие встречи после выхода «Афони» в прокат, главным любимцем публики неожиданно оказался алкоголик и мерзавец Федул в исполнении Борислава Брондукова, которому едва не отошла главная роль в фильме, снимайся он на киностудии Довженко. Сыгравший штукатура Колю Евгений Леонов наставлял коллег по съемочной площадке, что алкоголиков должны играть абсолютно трезвые артисты, и Брондуков придерживался железной дисциплины.
История создания фильма: курьезы на съемках и танцы под «Машину времени»
Тем не менее в роли Федула Борислав Брондуков был настолько убедителен, что швейцар московского ресторана, где проходили съемки одной из сцен, принял его за настоящего забулдыгу. Одетый по роли в старый свитер самого режиссера Данелии, актер вышел на улицу покурить. А когда попытался вернуться, многоопытный московский швейцар отказался пускать его обратно, едва не сорвав съемки. Ситуацию спасла ассистентка Данелии, догадавшаяся выскочить на улицу и отбить актера, когда швейцар уже собирался сдать «алкаша» в милицию.
Комичные моменты на съемках время от времени возникали и по вине съемочной группы. В эпизоде на дискотеке Данелия хотел усилить комический эффект, представив партнершу, с которой танцует Афоня, утрированно сексуальной. Для этого костюмер предложил визуально увеличить ей бюст, засунув в бюстгальтер наполненные водой презервативы. На репетиции они первым делом треснули, вымочив актрису с ног до головы. Тогда смышленый костюмер наполнил ее бюстгальтер манной крупой и стянул на спине узлом. Получившийся результат выглядел скорее смешно, чем сексуально, и комический эффект был обеспечен.
Едва не опростоволосился с этой дискотекой и сам Данелия. На момент съемок «Афони» ему исполнилось 45 лет, он был солидным уважаемым кинематографистом и совершенно не разбирался в тогдашней молодежной модной музыке. Он поручил все тому же талантливому администратору Яблочкину, который обеспечил присутствие на съемках Евгении Симоновой, найти на ночные съемки дискотеки в ДК им. Крупской в Текстильщиках популярных у молодежи эстрадных музыкантов. Яблочкин расстарался и обеспечил популярнейшую на тот момент группу «Машина времени», но на Данелию они произвели впечатление ненадежных артистов.
«В мое время лабухи выглядели совершенно по-другому, красиво: длинные волосы густо набриолинены, пиджак в клетку до колен, яркий галстук с павлином, белые носки и туфли на толстом каучуке, на безымянном пальце – перстень».
Данелия решил, что лохматые парни в драных футболках и джинсах попросту не явятся на съемки, и попросил Яблочкина для страховки найти второй ансамбль. Так в фильме засветилась еще одна популярнейшая группа тех лет — «Аракс». Каково же было удивление режиссера, когда на подступах к клубу он увидел толпы молодых людей, которых еле сдерживала милиция. А ведь Данелия опасался, что ночью едва удастся заполнить массовкой ползала, потому что мало кто согласится не спать всю ночь за положенные артистам массовки три рубля за смену.
Банальный хеппи-энд
Картина была уже практически отснята, но Данелия все никак не мог утвердить финал. В сценарии он выглядел очень мрачно: Афоня покупает в провинциальном аэропорту билет на первый попавшийся рейс, к нему подходит милиционер и спрашивает документы. С фотографии в паспорте на него глядит беззаботный веселый парень, а перед ним стоит унылый человек с потухшим взглядом – и на этом фильм кончается. Такой финал выглядел логично, но Данелии он не нравился – он все искал возможность вставить в сценарий Катю. Вначале она должна была присниться Борщову, который задремал на летном поле, но в окончательном варианте фильма героиня все же появляется во плоти и говорит свою коронную фразу: «Афанасий, мне кто-то позвонил, и я решила, что это вы!»
«Умные люди написали в рецензиях, что фильм мог быть не таким примитивным, если бы не финал. Появление Кати на летном поле — банальный хеппи-энд…» – вспоминал Данелия в мемуарах.
Но зритель принял картину на ура — ее посмотрели 62 миллиона человек. «Афоня» стал лидером советского кинопроката по итогам 1975 года. Среди писем, которые мешками несли Данелии на студию, попадались и курьезные: одна дама возмущалась «неправдоподобием сюжета» — Афоня вышел слишком обаятельным! — и гневно вопрошала: «А вы, товарищ режиссер, сами когда-нибудь спали с пьяным сантехником?» Данелия написал ответное письмо, где сознался, что не спал ни с пьяным, ни с трезвым. С тех пор фильм зажил в народном сознании собственной жизнью и по сей день остается незабвенной советской классикой, пережившей свое время, несмотря на «неправдоподобие» и «банальный хеппи-энд». Под видом комедии нравов Данелия снял серьезную экзистенциальную драму, которая веселит и печалит зрителей до сих пор.
Комментарии