Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Статьи > Как легендарные «Прогулки с динозаврами» опередили время

Как легендарные «Прогулки с динозаврами» опередили время

14 июня 2024 /
Как легендарные «Прогулки с динозаврами» опередили время

Рассказываем об одном из увлекательнейших проектов в истории документалистики.

Все началось с «Парка Юрского периода». В начале 1990-х Стивен Спилберг задал новый тренд, который в следующее десятилетие будут эксплуатировать самыми разными способами. Научно-фантастическая лента наглядно продемонстрировала возможности технологий и компьютерной графики. А это, в свою очередь, открыло перед кинематографистами и документалистами бескрайние горизонты возможностей.

Так же подумал и Тим Хейнс, журналист со степенью бакалавра прикладной зоологии, трудившийся в BBC на позиции продюсера. Он загорелся документальным проектом о динозаврах, который должен был быть одновременно зрелищным и познавательным. Так началась история «Прогулок с динозаврами» – мини-сериала, ставшего таким же значимым событием для индустрии телевизионных развлечений, каким был «Парк Юрского периода» для киноиндустрии.

В основе монументального проекта Хейнса лежало одно слово – достоверность. Продюсер намеревался показать динозавров максимально аутентичными как с научной точки зрения, так и с визуальной. И если с первым трудностей не возникло (палеонтологи выстроились в очередь ради такой возможности), то техническое исполнение оставалось одной из главных проблем Хейнса. Поначалу он обратился в американскую студию визуальных эффектов Джорджа Лукаса Industrial Light & Magic, работавшую в том числе над обеими вышедшими к тому моменту частями «Парка Юрского времени». Там предложение обдумали и выкатили шокирующий ценник в $10 тыс. за одну секунду компьютерной графики. Это при условии, что из 180 минут запланированного хронометража 150 должны были быть сделаны аниматорами. Продюсер покинул США раздосадованным.

Вернувшись в Англию, Хейнс решил попытать счастья среди местных студий. Одной из них стала Framestore, у которой уже имелись регалии за анимацию, в том числе премия «Эмми». Глава студии Майк Милн сначала отказался – его пугала амбициозность проекта, которая была чревата высокой стоимостью. Однако продюсер и Framestore все-таки смогли договориться, условившись прибегнуть к техническим трюкам ради снижения цены вопроса. В итоге бюджет «Прогулок с динозаврами» составил колоссальные $10 млн за трехчасовое шоу. Это сделало сериал самым дорогим документальным проектом в поминутном расчете (более $55 тыс. за минуту).

В анимационном аспекте «Прогулки с динозаврами» действительно были революционными. Учитывая, что над компьютерной графикой работали всего 16 художников, включая Милна. Для научной основы BBС наняла группу палеонтологов, которые предоставили самые достоверные данные о том, как выглядели и двигались динозавры. Используя эту информацию, скульпторы FrameStore создали подробные масштабные модели каждого из более 40 существ, показанных в сериале. После этого дизайнеры оцифровали «поделки» и с помощью собственных программных инструментов добавили необходимые текстуры, детали и анимацию.

Достоверность достоверностью, но и без компромиссов не обошлось. Например, Дарен Хорли, отвечавший за создание кожи динозавров, был вынужден отступить от научных обоснований ввиду телевизионных ограничений.

«Я обнаружил, что для того, чтобы текстура чешуи [кожи динозавра] смотрелась хорошо по телевидению, мне нужно было сделать чешую достаточно большой. Это стало осознанным компромиссом между тем, что было научно точным, и тем, что выглядело правильно на экране», – объяснил аниматор.

Еще на ранних этапах производства Милн с командой решили, что большинство движений динозавров будут создаваться вручную. Для конца 1990-х такой процесс был невероятно трудоемким и отнимал много времени. Особенно для небольшого штата Framestore. Но, по словам Милна, команда прекрасно понимала, что максимально возможная аутентичность – это залог успеха.

«Единственный способ добиться убедительной анимации, небольших покачиваний то одних, то других элементов, изменений структуры кожи при движении – ручная анимация динозавров», – заявил Милн.

Но почему авторы просто не обратились к аниматроникам, которые заметно снизили бы бюджет? Потому что это было идеальным решением исключительно для крупных планов, где искусственность анимационных технологий была бы видна невооруженным глазом. Именно поэтому создатели выбрали комбинированный подход. Для шоу было сконструировано более 80 аниматронных моделей, однако компьютерная графика в «Прогулках» все равно преобладала.

«Думаю, что на каждые 25 минут компьютерной графики приходилось около 5 минут аниматроники, хотя на самом деле я особо не вдавался в подсчеты. По сути, если вы видите конечности в движении, это CG. Аниматроника в основном использовалась для крупных планов голов, хотя иногда мы снимали и все тело – все мертвые динозавры в сериале были физическими моделями, а не цифровыми», – отметил глава Framestore.

Хоть работа аниматоров и была основной для проекта, «Прогулки» нуждались в достоверных реальных локациях, которые послужили бы фоном для документальных приключений динозавров. Летом 1997 года Хейнс и его коллега-продюсер Джаспер Джеймс взяли небольшую команду из восьми человек в кругосветное путешествие к местам, где еще сохранилась флора, напоминающая растения времен мезозоя. Съемки в общей сложности продлились несколько месяцев. За это время авторы побывали на Тасмании, в Новой Зеландии, лесах Калифорнии и Новой Каледонии, а также в Чили и на Багамских островах.

Особое внимание при объединении цифровых моделей и реальных локаций аниматоры уделили освещению. Чем детальнее оно будет проработано, тем легче зрителю поверить в относительную реальность происходящего на экране. В каждом из снятых мест условия были разными, и команде приходилось в очередной раз вручную создавать сцены с точным учетом света и теней. Уже на этапе постобработки аниматоры кропотливо исправляли мелкие недочеты на многослойных моделях динозавров и добавляли музыку и звуковые эффекты.

Немаловажной частью оставалась и нарративная составляющая. Зрители на конец 1990-х привыкли видеть вовлекающие личные истории животных, будь киты или белые медведи. Хейнс решил не отступать от привычной формулы повествования, добавив в «Прогулки» драмы. Порой душераздирающей. Зрители стали свидетелями отчаянного последнего полета орнитохейруса, борьбы детенышей зауроподов за выживание в суровом мире и самого настоящего конца света. Кинематографичности «Прогулкам» добавлял и голос Кеннета Браны, идеально подходящего на роль рассказчика. К слову, в российской версии передачи зрители слышали более привычного нам Николая Дроздова.

Не стоит забывать и о музыке. За саундтрек «Прогулок с динозаврами» отвечал Бен Бартлетт, уже работавший с BBC в радиосегменте. Поскольку у каждого эпизода шоу было свое настроение, перед композитором встала задача для разных сюжетов сочинить свои музыкальные миры. Например, первая серия рассказывала о жаре, кровожадности и выжженных пустынях, вторая представляла собой пасторальную, мирную и красивую историю о динозаврах, живущих в симбиозе с лесами, и т.д.

Бартлетт сначала смотрел неозвученные эпизоды вместе с режиссерами, обсуждал с ними возможные решения, а затем писал музыку и представлял образец на утверждение. Порой композитор, как и его коллеги, упирался в несовершенство технологий – создание компьютерной графики нередко шло с опозданием, а некоторые сцены и вовсе не были закончены к моменту записи. Но, несмотря на все трудности, Бартлетт остался невероятно горд проектом, который, по его словам, заметно обогатил его новым опытом.

После выхода «Прогулки с динозаврами» получили всеобщее признание. Многие представители научного сообщества называли проект (с небольшими оговорками) наиболее достоверным изображением жизни динозавров, которое когда-либо создавали. Критика фактуры при этом все же была, однако недостоверность некоторых эпизодов компенсировалась техническими достижениями. Хейнс и команда удостоились нескольких наград за анимацию и визуальные эффекты, в том числе телевизионной «Эмми» и мультипликационной «Энни».

Проект положил начало целой франшизе «Прогулок с…», посвященной доисторическим животным, пещерным людям и древним морским тварям. И это не говоря о десятках других подобных документальных сериалов, на которые шоу Хейнса оказало непосредственное влияние. Без «Прогулок с динозаврами» не было бы той же невероятной «Доисторической планеты», ставшей духовной наследницей детища Тима Хейнса.

Для конца первого тысячелетия документалка о динозаврах смотрелась очень внушительно, а ее компьютерная графика казалась вершиной технологического прогресса. Сегодня то, что прежде казалось шокирующе реалистичным, уже смотрится топорным и устаревшим. По этой причине BBC решил возродить проект спустя четверть века, чтобы переосмыслить оригинальные «Прогулки» с учетом современных технологий и новых знаний о динозаврах, полученных учеными за прошедшее время.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: