Пока комедийные артистки обретают все большую популярность, сыгранные ими женщины, душевные и понятные, становятся истинными героинями нашего времени.
Лагерная надзирательница, владелица придорожного кафе, домохозяйка-суперагент… Все они – героини новых российских комедийных сериалов, которые заставляют нервничать актрис лирического амплуа своим напором, характерной внешностью и потрясающим чувством юмора. «КиноРепортер» проанализировал путь комикесc на экраны и теперь знает, почему они становятся все популярнее у самой широкой аудитории.
Какой должна быть комедийная актриса? Ответ очевиден и прост – смешной! Все остальное – даже не вторично, а вообще, неважно. Если говорить о возрасте, блистательная Бетти Уайт всего 2 недели не дотянула до своего 100-летия (!) и снималась почти до последнего. А что касается, например, необычной внешности или избыточного веса, то они во все времена были, скорее, подспорьем для комика, чем помехой.
Именно корпулентность (вкупе с талантом, безусловно!) помогла, например, в свое время Мелиссе МакКарти добиться популярности: в прославившем ее ситкоме «Майк и Молли» (2010–2016) все и было построено на том, что главные герои – очаровательная пара, полицейский и учительница – люди необъятных размеров.
Кстати, благодаря своей немодельной внешности стала известной и обожаемой Ольга Картункова – тогда капитан команды КВН «Сборная Пятигорска». Сколько некорректных шуток было озвучено на эту тему! Сейчас она – звезда телешоу «Однажды в России» (2014–…), куда пришла, уже сбросив десятки килограммов, а потом продолжив худеть, но дело же не в комплекции, а в харизме и обаянии, помноженных на образ.
На них, собственно, и держится комедийный сериал «Сеструха» (2023–…), в котором Ольга играет бывшую лагерную охранницу, волею судеб ставшую менеджером элитного столичного ночного клуба. Профессия здесь – деталь немаловажная. Наташа не привыкла жить в большом городе, столичные нравы ей незнакомы и даже раздражают, зато со стражами правопорядка и бандитами она говорит на одном языке. И все же дело не в многолетнем опыте работы на зоне. В Наташе подкупает ее прямолинейность, правильность и искренность. Она не юлит, не подличает и не отступает от своих принципов. Это и увлекает зрителей, заставляя ей сопереживать.
Сложно представить, кто бы мог сыграть такую роль лучше: Картунковой блестяще удаются образы простых, малообразованных, но крепко стоящих на земле женщин. Она сыграла десятки подобных персонажей в «Однажды в России», но Наташа из «Сеструхи» вобрала все лучшее из них и доказала, что речь теперь идет о профессиональной киноактрисе.
В сериале «Кафе «Куба» (2023–…) верховодит Марина Федункив – еще одна звезда нескольких шоу ТНТ, прошедшая через школу КВН. В принципе, амплуа Федункив и Картунковой во многом схожи, и все же они разные, и потому их рокировка в этих двух проектах вряд ли была бы хорошим кастинговым решением.
Марина играет владелицу небольшого придорожного кафе Тамару. Заведение еле держится на плаву, но тут появляется нежданный совладелец: вдова бывшего мужа Томы. В этих обстоятельствах дамы могли бы превратиться в пауков в одной банке, но харизма героини Федункив направляет сюжет по иной линии. Этим и цепляет персонаж – человечность, великодушие и олицетворение «обычной бабьей доли». Как это может не вызвать эмпатию и желание пережить вместе с героиней такие понятные житейские коллизии?
Ольга Картункова и Марина Федункив, начав с КВН, уверенно прошли путь от коротких скетчей, затем ТВ-проектов до полномасштабных сериалов, в которых все заточено именно под актрис, где они демонстрируют свой драматический потенциал. А ведь подобные шоу еще совсем недавно были в нашей индустрии огромной редкостью!
В 1990 году на отечественном телевидении с огромным успехом шел американский сериал «Грейс в огне» с Бретт Батлер в роли обычной матери-одиночки, которая, вопреки всем неурядицам и проблемам, не теряет присутствия духа и идет по жизни с улыбкой. В 2005 году появилась даже российская адаптация – телесериал «Люба, дети и завод…» с Татьяной Догилевой в главной роли.
И надо сказать, что ее Любу можно было сравнить не только с Грейс. Как тут не вспомнить, скажем, роли характерной актрисы Натальи Гундаревой в «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Однажды двадцать лет спустя», «Одиноким предоставляется общежитие», «Сладкая женщина» и других прекрасных картинах, в которых комедийные мотивы соседствуют с мелодраматическими?
Эти параллели не выглядят авансом для бывших КВНщиц. Они доказали, что как актрисы способны на многое, и сыгранные ими образы простых россиянок (тоже своего рода «Грейс», только «в огне» они по разным причинам) вполне достойны встать в один ряд с ролями артисток, чей всесторонний талант давно признан.
Как, например, Ирина Пегова, успешно совмещающая драмы с комедиями. В сериале «Моя мама – шпион» (2023–…) ей пришлось не только смешить, но и продемонстрировать серьезную физическую подготовку. Ведь ее героиня Даша – только с виду обычная домохозяйка, а на самом деле – суперагент, великолепно владеющий всеми видами единоборств и оружия. Кстати, Ирина и в жизни демонстрирует чудеса, блестяще выступая на конкурсах бальных танцев.
Еще одна серьезная драматическая актриса, успешно покорившая и комедию, – Анна Михалкова. Например, в сериале «Исправление и наказание» (2022–…), где она играет, кстати, коллегу Картунковой в «Сеструхе» – лагерную надзирательницу Алену, все также построено вокруг ее персонажа. Однако героиня Михалковой заметно отличается от героини Картунковой. Несмотря на то что круг ее общения по большей части, преступники, она добра и наивна.
Алена искренне верит, что любого злодея можно перевоспитать, чем, в общем, и забавно занимается. И это невероятно импонирует и заставляет искренне желать, чтобы у нее все получилось. А главное, что роднит этих персонажей – как и Тамару из «Кафе «Куба» с Дашей из «Моя мама – шпион», – все то же бронебойное обаяние и бытовая близость к зрителю.
Действие всех этих популярных проектов сконцентрировано вокруг обычной женщины – душевной, понятной, такой родной и уютной, вполне претендующей на героиню нашего времени. Такие героини не родились с золотой ложкой во рту, не обладают выдающимся талантами или внешностью модели.
Они такие же, как тысячи и тысячи зрителей и их друзей и родственников. С ними легко себя ассоциировать. В их историях видится что-то свое, пережитое. Эти женщины способны дарить любовь, сострадание, которые возвращается к ним обратно. И то, что подобных фильмов становится все больше, – сигнал: кино отвечает потребностям публики, когда нужны не выморочные фантазии в абстрактных лофтах, а житейские истории про реальную жизнь.
Комментарии