Во Дворце на Яузе дают «Фауста» – авторское изложение Сергея Тонышева, разглядевшего в Денисе Суханове услужливого и бесконечно коварного Мефистофеля. Учитывая предыдущую роль артиста – в «Дубровском» он сыграл не только полного достоинства человека, сведенного с ума, но и насмешливого призрака, избавленного от всяческих оков приличия, – выбор логичный. Но новая премьера предлагает совсем другую тональность. Что может отпугнуть тех, кто ждет пиетета по отношению к бессмертной классике, и порадовать публику, имеющую о произведении Гете достаточно размытое представление.
Первым делом режиссер отсекает все лишнее – на сцене нет праздных зевак и случайных героев, масштабных сражений и безудержных гулянок. Даже свой идеал Фауст (его попеременно играют Владимир Большов и Артем Осипов) обретает исключительно в лице Гретхен (Алина Доценко/Екатерина Воронина). За скобками остается почти вся вторая часть. А вместе с ней – Елена Троянская со своей свитой и немецкий император с сонмом чиновников. Религиозная парадигма тоже упрощена: никакой запутанной античности, только классическая дихотомия добра и зла.
При этом нынешнего Фауста свет Христов действительно затронул мало: куда-то делись и самоубийство, предотвращенное наступлением Светлого Воскресения, и многолетние богословские изыскания, и даже внутренний конфликт – в юности доктор отправил на тот свет немало людей, продолжая эксперименты отца-алхимика. Крови на руках его сценической версии тоже меньше, чем задумывал Гете, из-за чего продажа души оборачивается скорее выгодной сделкой, чем вечным наказанием. Почти всю тяжесть зла на себя берет тот, кто этим злом и является.
Зато в водоворот страстей Фауст бросается все так же бездумно. Его наставник и проводник берет на себя все расходы и подстраивается под клиента, словно искусственный интеллект: меняет языки, предлагает сумасшедшие альтернативы и даже бросается объяснять смысл устаревших слов. Кроме того, как и в романе Мефисто ломает четвертую стену, да так проворно, что Фаусту приходится в буквальном смысле затыкать тому рот. Лишняя передышка не помешает: сложнейший по ритмике и мелодике текст артистам приходится произносить три часа.
Суханову сложнее, чем остальным: он чеканит слова, чтобы их концентрированный смысл не улетучивался мгновенно, в долю секунды меняет тембр и даже примеряет различные акценты. А еще помнит про дьявольские повадки: да, инфернальный смех воспринимается долгожданной разрядкой, но шипеть на святош нужно уметь. Физический контакт тоже никто не отменял: здесь нужно втащить колеблющегося любовника в сад, там – подтолкнуть тростью к импровизированному ложу, а в укромном уголке отбиться от пылкой вдовы. Нелегка участь черта, что и говорить.
Константин Райкин (он, кстати, выступает в роли вездесущего, но невидимого Бога) называет происходящее на сцене хулиганским лицедейством, и это достаточно меткое определение. У сатириконовского «Фауста» эстетика средневекового площадного театра – герои то бросаются исполнять пантомиму, то затевают балаганное представление. Ход неожиданный, но, если вдуматься, убедительный, поскольку он одновременно сбивает пафос и отвечает духу произведения. Не так ли потешался Мефисто в дешевом кабаке над пропойцами? И не в той же манере обманывал тех, кто обманываться только рад?
За счет камерности происходящего сила дьявола сведена к минимуму, зато рад стараться шабаш, который всегда с тобой. Буквально – вот от скопища злых духов отделяется новая тень и превращается в кого-то другого: разочарованного брата Гретхен, зоркого караульного и деревенских кляузников. Светлые силы тоже присутствуют: второй акт открывает сцена, которую можно было ждать именно от Тонышева, умеющего создавать сильнейшие визуальные впечатления. Под ее воздействием даже Мефистофель меняет черный кожаный плащ и ботинки-копыта на белоснежный корсет.
К слову, в этой гамме выдержаны все костюмы. Всполохи цвета проявляются исключительно в интерьере и реквизите. Блеск украшений. Зелень сада. Багряность договора, заключенного в порыве мрачного цинизма и вечной неудовлетворенности.
Несмотря на фабульную стройность (тема любви – плотской и возвышенной – была изначальным каркасом трагедии), в определенные моменты можно запутаться. Даже если дословно знать сюжетные повороты, которые здесь несколько изменены и дополнены. И если рокировка определенных сцен и реплик вполне укладывается в общую канву (хоть и умаляет значение бесовских козней), другие решения вызывают вопросы. Например, неожиданное омоложение Фауста, произведенное, кажется, только ради упражнения в сценографии. Поначалу и вовсе кажется, что это отсылка к гомункулу, но нет: ни появлению новой жизни, ни перерождению здесь не место.
Его обратное превращение демонстрирует ход времени, но в первые секунды может сбить с толку тех, кто подзабыл содержание трагедии: какие старики, какое море, какая Забота? Тем не менее, финал искупает все. В нем тоже есть определенная перестановка, однако кажется, что придумать лучше было нельзя. Любовь в нем настолько сильна, что ошеломляет даже черта, наконец-то показавшего свое истинное лицо. Держать это состояние катарсиса несколько минут, да так, что совершенно теряется ощущение пространства и времени, – задача сложнейшая.
Работа с текстом, к слову, тоже филигранная: на общее впечатление не влияет даже отсутствие всех выпавших на долю Фауста испытаний – этому достаточно и одного. Более того, именно пропущенные детали биографии открывают доступ к пониманию его характера. Все еще будучи героем-загадкой, циник-врачеватель не становится понятнее зрителю, но определенно оказывается ему ближе.
Не наступает в спектакле и ослепленье лжи, которое Фаусту так упрямо прочит Мефистофель. Впрочем, как показывает эта великая история, причин для ослепленья – минутного или вечного – может быть сколько угодно.
В Театре Мимики и Жеста – новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…
Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился направить дополнительные средства на поддержку отечественного кинопроизводства. Сумму в 2,6 млрд будут выделять каждый год,…
Папа римский отдает душу Всевышнему. Для избрания нового понтифика собирается конклав – закрытое собрание кардиналов, которые устраивают тайное голосование. Побеждает…