Помните симпатичного юношу, который спас свою школу (а заодно и всю Землю) от пришельцев, воевал с японцами в гавани Перл-Харбор и пережил падение «Черного Ястреба»? Джош Хартнетт был одним из самых перспективных молодых актеров начала 2000-х. Его неоднократно называли новым секс-символом Голливуда, будущей звездой и даже преемником Тома Круза. Но карьерный взлет артиста оказался столь же стремителен, как и его уход с киноолимпа.
Мысль стать актером пришла к Хартнетту в видеопрокате (нечто похожее произошло с одним прославленным режиссером). Юный Джош пересмотрел десятки фильмов, и самое яркое впечатление на него произвели «На игле» Дэнни Бойла, «Подозрительные лица» Брайана Сингера и «12 обезьян» Терри Гиллиама.
Нельзя сказать, что молодой артист пробивался в Голливуд потом и кровью: переехав в Калифорнию, он мгновенно получил несколько предложений, от рекламы до сериалов, а первую роль в полном метре сыграл в 19 лет. Хартнетт быстро стал звездой молодежного кино. А всего через четыре года он снялся сразу в двух крупнобюджетных блокбастерах, оказавших значительное влияние на его дальнейшую карьеру, – «Перл-Харбор» и «Падение Черного Ястреба».
Десятки изданий принялись писать о многообещающем новичке и прочить ему грандиозный успех. Подобная перспектива пугала Хартнетта: несколько лет он трудился не покладая рук, и после такого забега ему хотелось проводить больше времени с семьей. Более того, Джош начал понимать, по каким правилам работает Голливуд. И он не был готов следовать им, поскольку «в таком возрасте очень легко стать чьим-то орудием или марионеткой». Хартнетт решил строить карьеру по-своему. Это была достаточно веская для него причина, чтобы отказаться от двух знаковых ролей – Супермена и Бэтмена.
«Многие сильные мира сего мечтали, чтобы я связался с этими фильмами. Но я всегда интересовался историями о людях. И не хотел, чтобы меня загнали в рамки супергеройского жанра. Тогда актерам приходилось упорно бороться, чтобы вернуть свою карьеру после того, как они сыграли таких персонажей», – объяснял Джош.
Хартнетт не желал становиться заложником одной роли и привязываться к проекту, который может продолжаться несколько лет. Однако у подобных отказов были свои последствия. Со временем Джош осознал, что, если бы раньше он взглянул на ситуацию под другим углом, все могло бы сложиться иначе.
«Я определенно сказал «нет» не тем людям. Я отказался, потому что устал и собирался проводить больше времени с друзьями и семьей. В нашей отрасли такое осуждается. Людям не нравится, когда им говорят «нет», – прокомментировал Хартнетт отказ от роли Бэтмена.
Тогда актер считал, что, не согласившись сыграть Темного рыцаря у Кристофера Нолана, он перечеркнул любую дальнейшую возможность поработать с успешным режиссером. По словам Хартнетта, именно из-за его отказа постановщик не только не взял его в «Престиж», отдав роль Кристиану Бэйлу, но и предложил принять участие в проекте его тогдашней девушке Скарлетт Йоханссон. Такая своеобразная голливудская месть. С другой стороны, при виде широкого спектра ролей Бэйла Хартнетт начал винить себя в собственных предрассудках.
«Наблюдать за тем, как Кристиан Бэйл продолжает делать столько других вещей, было просто потрясающе. В смысле он смог преодолеть это. Почему я не увидел этого тогда?» – сетовал актер.
Хартнетт по-прежнему снимался в крупных картинах, но удача покинула его. Пока критики писали хвалебные оды «Престижу», Джош кусал локти, поскольку сразу два его фильма, «Черная орхидея» и «Счастливое число Слевина», вышедшие в один год с лентой Нолана, не стали кассовыми хитами. А подобный результат может сильно расстроить продюсеров, которые в следующий раз хорошенько подумают, прежде чем предложить роль теряющему ликвидность актеру. Хартнетт это понимал. А потому пытался найти баланс между личной жизнью и карьерой, выбирая небольшие или независимые проекты.
Последним более или менее ярким появлением Джоша на широком экране в нулевых стал хоррор «30 дней ночи». После этого у массового зрителя возникло ощущение, что некогда популярный актер канул в небытие. Но это, правда, лишь отчасти, так как Хартнетт в 2010-х снялся в добром десятке фильмов. Большинство из них – инди-работы и картины малоизвестных режиссеров, которые требовались актеру для поддержания материального благополучия семьи. Как и многие артисты в тот период, Джош на пару лет переметнулся на телевидение, появившись в неплохом сериальном хоррор-фэнтези «Страшные сказки» в компании Тимоти Далтона и Евы Грин. После этого Хартнетт вновь пропал с радаров.
Обычно в подобных ситуациях угасшие звезды либо переключаются на режиссуру, либо до конца своих дней играют в фильмах категории Б, либо вовсе меняют сферу деятельности. Однако Хартнетт в очередной раз стал голливудским исключением. Начиная с 2020 года он постепенно восстанавливал почти загубленную карьеру, с чем ему изрядно помог Гай Ричи. После двух проходных сериалов Хартнетт получил неожиданное предложение от создателя «Большого куша» и «Джентльменов». Британский мастер готовился снимать «Гнев человеческий» с Джейсоном Стэйтемом, когда один из актеров выбыл из проекта. По счастливой случайности Хартнетт находился в Англии, недалеко от места съемок, и Ричи об этом знал.
Джош идеально вписался в фильм, учитывая, что его роль – напарника стэйтемовского героя-инкассатора – меняли прямо на ходу. Изначально персонаж, которого в итоге сыграл Хартнетт, должен был появиться всего в паре сцен, но ради него роль расширили. Ричи понравилось сотрудничать с Джошем, и вскоре они вновь поработали вместе.
2023 год ознаменовался полноценным актерским камбэком Хартнетта. Помимо «Операции «Фортуна» Гая Ричи, он появился в новом сезоне «Черного зеркала» и, к удивлению многих, в «Оппенгеймере» Кристофера Нолана. Спустя почти 20 лет Хартнетт все же смог найти общий язык с режиссером и сыграть в одном из самых ожидаемых фильмов года. Он не скрывает восторга от взаимодействия с Ноланом и считает большой удачей, что постановщик «все еще видел в нем того, с кем хотел поработать».
«Суть гениальных режиссеров в том, что они всегда будут рядом. Поэтому я надеялся, что мы все-таки сможем сотрудничать. И смотрите, вот мы здесь», – заметил Джош.
Похоже, что Хартнетт не без помощи двух культовых авторов вернулся в большое кино. Его будущее пока окутано туманом, но надо полагать, что примеру Ричи и Нолана последуют и другие постановщики с продюсерами. Как бы то ни было, у Хартнетта теперь есть все шансы найти тот баланс, которого он не смог достичь в нулевые: сниматься в мейнстримных картинах, пробовать себя в независимом секторе и при этом уделять время жене с тремя детьми. Пожелаем Джошу удачи!
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…