К юбилею актрисы Дженнифер Тилли рассказываем о культовой хоррор-франшизе.
Сегодня 65-летие отмечает звезда «Связи» и «Пуль над Бродвеем» Дженнифер Тилли, некогда носившая гордое звание «королевы крика». В особенности она запомнилась участием во франшизе «Детские игры» про культовую куклу-убийцу Чаки. К юбилею артистки «КиноРепортер» вспомнил, как знаменитая киносерия появилась на свет, почему Тилли стала ее неотъемлемой частью и что происходит с комедийным хоррором сегодня.
«Детские игры» обязаны своим возникновением одному человеку – Дону Манчини. В 1980-е он учился в школе кино, театра и телевидения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и в студенческие времена написал сценарий-сатиру на маркетинговую индустрию, влияние рекламы на детей и культуру массового потребления.
История вращалась вокруг куклы, ставшей проявлением подавленной личности мальчика Энди и жестоко отомстившей всем его обидчикам. Первоначально Манчини озаглавил проект как «Батарейки в комплект не входят», однако позднее ему пришлось отказаться от этой идеи в пользу «Кровного приятеля», поскольку тогда в прокат вышла фантастическая комедия с аналогичным названием.
Долгое время за проект никто не хотел браться. Как вспоминает режиссер первой части «Детских игр» Том Холланд (не путать с дружелюбным соседом!), многие постановщики считали его «глупым, пошлым и эксплуатационным», но ему самому идея приглянулась. Правда, он намеревался очеловечить куклу и потому спросил у Манчини, могут ли они с еще одним сценаристом, Джоном Лафией, изменить сюжет.
Дон дал добро, и Холланд подправил историю происхождения Чаки: теперь он не был кровно связан с Энди, а представлял собой реинкарнацию серийного убийцы Чарльза Ли Рэя, которому удалось с помощью магии вуду переселить свою душу в игрушку. Манчини вуду-подход не нравился, но в будущем он признается, что подобное решение пошло франшизе только на пользу. Имя куклы, кстати, позаимствовали сразу у трех известных убийц – Чарльза Мэнсона, Ли Харви Освальда и Джеймса Эрла Рэя.
Съемки «Детских игр» стартовали в начале 1988 года. Чтобы «оживить» Чаки на экране, авторы практически не прибегали к компьютерной графике, а использовали старые добрые аниматроники. Из-за эффекта «зловещей долины», когда куклу делают чересчур реалистичной, сам персонаж выглядел более жутким, вызывая у зрителей ужас и дискомфорт. Лицом Чаки управляли техники при помощи специального пульта. Чтобы показать злодея в движении, Холланд задействовал низкорослых артистов и детей-актеров. Подобный комплексный подход к созданию куклы привел к появлению одного из самых запоминающихся маньяков в истории кино.
Публика по достоинству оценила «Детские игры» – остроумный ужастик при бюджете $9 млн заработал в прокате более $44 млн. Манчини потирал руки, предвкушая запуск многообещающей франшизы. Студия, разумеется, была не против. И спустя пару лет на широкие экраны вышло продолжение, сценарий которого Дон написал самостоятельно (как и почти всех остальных частей). По общему тону это прекрасно видно – начиная с сиквела, серия стала постепенно уходить в сторону черного юмора.
Однако если к «Детским играм 2» зрители были благосклонны, от кинокритиков новая часть получила смешанные отзывы. Одни считали, что сиквелу удалось исправить ошибки первой ленты. Другие же сетовали на скучный сюжет и отсутствие оригинальности. Тем не менее, Чаки все равно принес приличную прибыль – бюджет картины составил $13 млн, а ее итоговая касса перевалила за $35 млн. Universal и Манчини решили ковать железо, пока горячо, поэтому работа над третьим фильмом началась еще до выхода второго. Дон поставил себе сжатые сроки, чтобы новый эпизод «Детских игр» вышел через несколько месяцев после премьеры сиквела.
Спешка, правда, не привела ни к чему хорошему. С технической точки зрения франшиза все еще могла удивить, но сюжет оказался откровенно плохим и скучным, актерская игра была неубедительной, а юмор не тянул даже на робкую улыбку. Более того, в Великобритании «Детские игры 3» оказались в центре скандала – некоторые таблоиды усмотрели связь ужастика с громким убийством двухлетнего Джеймса Балджера: якобы несовершеннолетние преступники вдохновились именно этой лентой. Позже полиция опровергла эту информацию, но дурное послевкусие осталось.
Манчини позже признавался, что сам он тоже не в восторге от третьей части, поскольку писал сценарий, будучи творчески опустошенным еще на втором фильме. Но забрасывать созданную им франшизу он не планировал. Пока Дон раздумывал, в каком направлении «Детские игры» будут эволюционировать дальше, на экраны вышел слэшер, определивший развитие жанра на ближайшее будущее, – «Крик». Его релиз положил начало популяризации метахоррора, где высмеивались хоррор-клише, разрушалась четвертая стена или появлялось несколько слоев постиронии. Манчини с коллегами здорово вдохновились «Криком» (и даже стилизовали постер следующего фильма под шедевр Уэса Крэйвена), поэтому в свежей части «Детских игр» авторы окончательно ушли в сторону комедийного хоррора.
Сместив акцент со страха на смех, сценарист также решил отказаться от арки Энди, который наряду с Чаки оставался центральным персонажем серии. «Детским играм» был нужен новый герой. Точнее, героиня, которой стала Тиффани Валентайн в исполнении Дженнифер Тилли. Создатели добавили в историю любовь и сексуальное напряжение (в то время откровенность на экране была популярна как никогда), и у Чаки появилась знаменитая подружка. В итоге «Невеста Чаки», вышедшая в 1998 году, совместила в себе хоррор, комедию и романтику: эта формула пришлась поклонникам Чаки по душе, хотя критики по-прежнему рвали «Детские игры» на куски.
Приход в серию Тилли пошел на пользу не только франшизе, но и самой актрисе. Благодаря своему участию в «Играх» она долгое время оставалась одной из главных хоррор-икон, а ее запоминающийся тембр голоса у многих вызывал смесь возбуждения и страха. Оглядываясь назад, актриса вспоминает, что не была уверена в проекте, когда ей впервые предложили роль в нем. Однако Джина Гершон, коллега Дженнифер по фильму «Связь», убедила подругу влиться во вселенную Чаки. После этого «Детские игры», Манчини и Тилли стали практически неразлучны.
Правда, путь Чаки в большом кино оказался тернист. Следующий фильм, «Потомство Чаки», вышел только спустя шесть лет, в 2004 году. Продюсеры опасались за судьбу «Детских игр»: с одной стороны, зрителей все еще интересовал кукольный злодей (и заработанные «Невестой Чаки» $50 млн были явным тому подтверждением). С другой, прессу серия по-прежнему не вдохновляла, несмотря на обновление ее стиля. Поэтому к очередному продолжению создатели подошли аккуратно, снизив бюджет в два раза по сравнению с прошлой частью.
Из-за этого «Потомство Чаки» вынужденно снимали в Румынии, а Манчини, чтобы все равно сделать проект любопытным, задался идей выйти на иной метауровень. Для этого он ввел в сюжет саму Дженнифер Тилли, то есть актриса одновременно играла и саму себя, и Тиффани. Что-то подобное Уэс Крэйвен провернул в седьмом фильме про Фредди Крюгера «Новый кошмар» (1994), но массовый зритель тогда эту идею не оценил. Манчини же удачно интегрировал метаэлемент в нарратив.
После премьеры же «Потомство Чаки» болталось в подвешенном состоянии. Лента продемонстрировала неплохие кассовые сборы, но оценки критиков оказались ниже, чем у «Невесты Чаки». Манчини понимал, что вроде бы двигается в нужном для франшизы направлении, однако чего-то важного ему не хватало. Тогда Дон начал всерьез задумываться над, возможно, единственным выходом из подобных ситуаций, к которому не раз прибегали кинодеятели в надежде дать серии новую жизнь, – полной перезагрузке.
Какое-то время Манчини так и позиционировал новую часть, хотя на деле следующий фильм можно назвать легким ребутом. Историю Чаки оставили нетронутой, Тиффани также фигурировала в сюжете, однако по тональности лента вернулась к истокам, вновь сосредоточившись на хоррор-составляющей. В «Проклятии Чаки» 2013 года главным героем стала девушка Ники Пирс с парализованными ногами, которая неожиданно обретает связь с печально известной куклой. Примечательно, что роль протагонистки исполнила Фиона Дуриф, дочь Брэда Дурифа, знакомого зрителям по «Властелину колец» и «Дэдвуду» и озвучивавшего Чаки на протяжении 25 лет.
Смена настроения пришлась по вкусу критикам, в результате чего «Проклятие Чаки» стало на тот момент самым высоко оцененным фильмом франшизы (76% на Rotten Tomatoes). Здесь стоит сделать важное уточнение: кукла-убийца впервые миновала кинотеатральный прокат и сразу после премьерного показа вышла на DVD и Blu-ray. Подобный подход себя оправдал и окупил. Через четыре года успех закрепил «Культ Чаки» – рекордная оценка обновилась до 78%, продажа дисков и релиз на Netflix принесли еще больше денег (около $5 млн), а вселенная «Детских игр» пополнилась новыми версиями куклы-убийцы.
У Манчини оставалось еще несколько тузов в рукаве, однако в ситуацию вмешались авторские права. Дело в том, что после выхода оригинальных «Детских игр» права на куклу оказались закреплены за двумя студиями – Universal и Metro-Goldwyn-Mayer. За все предыдущие продолжения отвечала первая, но другая сторона тоже решила воспользоваться ценным активом, анонсировав одновременно ремейк и перезапуск первой части. Манчини отказался работать над проектом, и MGM создавала фильм без его участия.
Авторы освежили историю в угоду современным трендам. Чаки сделали высокотехнологичной куклой, слегка изменили его внешний вид, позвали на ведущую роль Обри Плазу, а для озвучки вместо Дурифа пригласили Марка Хэмилла, который уже третье десятилетие оставался главным голосом Джокера из вселенной DC. За редким исключением из идеи ремейков обычно не выходит ничего хорошего, но новые «Детские игры» оказались приятным сюрпризом: жуткая атмосфера, органично вкрапленный черный юмор, уместный абсурд и почтительное отношение к оригиналу. В прокате фильм четырежды окупил свой бюджет, заработав $45 млн.
Очередной Чаки уже готовился перенять пальму первенства у старой куклы, но именно в этот момент Манчини и извлек своего туза – режиссер и сценарист объявил о запуске сериала по «Детским играм», которому предстояло продолжить сюжет «Культа Чаки». Как отметил создатель франшизы, боссы MGM могли делать с правами на куклу все, что угодно, но лично он пока не готов бросить свои идеи ради нового прочтения оригинала.
В сериале Манчини частично вернул старую концепцию «Детских игр», в которой Чаки оживал благодаря крови мальчика, а затем мстил всем, кто его обижал. Героем становится 14-летний подросток Джейк, нашедший древнюю куклу на распродаже. По странному стечению обстоятельств именно после этого в родном городе паренька происходит серия убийств.
Чаки остается одним из тех культовых хоррор-персонажей из 1970-х и 1980-х, которые популярны даже спустя несколько десятилетий. В отличие от Фрэдди, Джейсона и Кожаного лица, которым никак не удается ни нормально умереть, ни адекватно возродиться из пепла. Манчини продолжает придумывать новые истории во вселенной «Детских игр» – сейчас он готовится выпустить третий сезон успешного слэшера о кукле-убийце. Дон настолько одержим Чаки (в хорошем смысле слова!), что за всю карьеру работал в основном лишь над проектами про куклу-убийцу.
Но не стоит забывать и о других «Детских играх» – от MGM. Несмотря на определенные трудности с правами на персонажа, студии удалось создать достойный ремейк, продолжения которого ждет немало зрителей. К тому же будет интересно увидеть, смогут ли две франшизы, вроде бы одинаковые, но при этом совершенно разные, развиваться параллельно. Так заранее и не предскажешь – какая же версия Чаки в итоге одержит верх?
Комментарии