В год 160-летия драматурга одна из его главных пьес вернулась на сцену МХТ.
Новую постановку знаменитой чеховской пьесы художественный руководитель МХТ им. Чехова Сергей Женовач доверил литовцу Оскарасу Коршуновасу. Этот режиссер делал спектакли на знаменитых европейских сценах, а «Чайку» уже ставил несколько лет назад в своем театре в Вильнюсе. Его спектакль на мхатовской сцене, видимо, одна из самых необычных трактовок пьесы. То, что действие перенесено в наши дни, не удивляет. Но режиссер сумел этим спектаклем передать суть нашего времени — жизнь на показ. Каждым сюжетным поворотом режиссер внедряет в сознание эту мысль. В «Чайке» одна из главных тем — искусство в широком смысле, и конкретно — театр и люди театра. Именно на этой теме и сосредоточил свое внимание режиссер, представив на суд зрителей этакий «театр в театре». Где все не очень-то и серьезно. Чехов, как известно, назвал свою пьесу «комедией», откровенно иронизируя над своими героями. Именно ироничной комедией и предстает она по воле режиссера в первом акте. Но второй акт это как будто совсем другой спектакль, где все уже очень всерьез. Ведь театр он такой: манит, дразнит, увлекает — а потом способен сломать и перемолоть любого.
Начинается действо с выхода в зрительный зал Дарьи Мороз (в спектакле она в роли Аркадиной). В белом брючном костюме, со своей фирменной стрижкой à la снежная королева, актриса вовлекает публику в интерактивную игру: смартфоны не выключать, отключить лишь звук, начинаем снимать сцену, на которой уже собрались все действующие лица, и выкладываем видео в соцсети с хэштегом #ЧайкаКоршун. Для зрителей пустяк, для спектакля реклама — поясняет актриса. Зрители послушно отзываются, весело погружаясь в свои гаджеты. При этом до конца не понимая — это уже спектакль или как?
Это уже театр. Все первое действие поначалу невольно воспринимаешь как постановку по мотивам чеховской пьесы. Хотя спектакль полностью ей соответствует: те же действующие лица, что и у Чехова, то же место действия — дом у озера. Правда, чеховский текст претерпел изменения — в монологах артистов то и дело проскальзывают реплики явно «от себя». Похоже, режиссер предоставил им полную свободу.
Актерский ансамбль, безусловно, будет главной приманкой для зрителей. Помимо блистательной Дарьи Мороз, от которой в течение всего спектакля глаз не отвести, на сцене Паулина Андреева (Нина Заречная), Игорь Верник (Тригорин), Евгения Добровольская (Полина Андреевна), а также Станислав Дужников (врач Дорн) и Станислав Любшин (Сорин, брат Аркадиной). В роли сына Аркадиной, Кости Треплева — 22-летний Кузьма Котрелев. В спектакле Коршуноваса он из начинающего драматурга превратился в видеоблогера, который бесстрастно снимает на камеру как все происходящее на сцене, так и зрительный зал, тут же посылая картинку на два экрана наверху сцены или на занавесе. Еще одна примета дня сегодняшнего. Ведь сейчас молодые люди не проживают каждый момент или событие своей жизни, а фиксируют их на свои смартфоны, чтобы тотчас этими событиями поделиться в соцсетях. Вся жизнь на показ.
И в этом созданном режиссером мире всеобщей осведомленности использованные в постановке мультимедийные средства естественны и органичны. Это и экраны, и видеопроекция озера, и небо над ним, меняющее свою окраску. Декораций минимум, перед зрителями веранда с большими стеклянными окнами. Мир театра сценографы Ирина Комиссарова и сам Оскарас Коршуновас обозначили занавесом. По ходу спектакля его цвет меняется в соответствии с драматургией: белый вначале заменят алым, а потом и черным. Примерно в такой же последовательности меняются и стильные одежды персонажей (художник по костюмам Агне Кузмицкайте). Комедия типа буффонады в первом акте сменяется драмой во втором. И если все происходящее на сцене в первом действии публику веселит, то второе заставляет призадуматься.
Впрочем, поразмышлять над постановкой Коршуноваса не лишне прямо по ходу действия. Например, еще над одной темой «Чайки» — любви и ревности. В пьесе практически каждый герой как будто кого-то любит, но странною, надо признать, любовью. Как писал Белинский, «сильная потребность любви часто принимается за самую любовь». Может, это когда-то и произошло с чеховскими героями. Но как-то незаметно это чувство они разменяли. На ревность, как Полина Андреевна, стареющая любовница доктора Дорна (Евгения Добровольская сумела убедительно передать эту трансформацию). Или на собственнические чувства, как Аркадина. Она одержима вовсе не любовью к Тригорину, а стремлением владеть им безраздельно, словно дорогой безделушкой в своей шкатулке. Вот еще одна примета нашего времени, где истинные чувства практически вытеснены. Где правит трезвый расчет, где главные приоритеты — собственность, в любом виде. Казалось бы, есть чистая девическая любовь Нины Заречной к Тригорину. Но и в это верится с трудом. Очень уж помятым, даже никчемным предстает он в исполнении Игоря Верника. Но ведь он знаменитый писатель! Получается, даже Нина Заречная всего лишь ослеплена ореолом его славы. Почему-то никак не верится и в пламенные чувства Маши к Треплеву. Вообще есть ли они у нее, чувства? Хотя актриса Светлана Устинова в этой роли очень органична. В кожанке и черных шнурованных ботинках, то с сигаретой в зубах, то с рюмкой в руках, она воспринимается типичным представителем современной разочарованной в жизни молодежи.
И еще одна злободневная тема, на которой останавливает внимание режиссер в своей постановке — тема денег, о которых постоянно говорят герои. Причем, и у Чехова все это было, но как-то уходило на второй план. Но в наше время именно деньги, надо признать, одна из самых животрепещущих тем. О них говорят все, всегда и везде. Вокруг них крутятся все тиражируемые СМИ скандалы и суды знаменитостей. Так что спектакль Коршуноваса — отражение именно нашего времени: жизнь на показ.
Комментарии