Юрий Норштейн, Гильермо дель Торо и Хаяо Миядзаки помогут обсудить острые темы с подрастающим поколением.
Большинство хороших мультфильмов не просто развлекают, но и несут в себе важную идею. А то и сразу несколько. Идеи эти зачастую оказываются банальны до зубовного скрежета: редкая современная анимация обходится без избитого «будь собой, и будь что будет». Но в истинных шедеврах кроется немало сложных и нужных тем, которые стоит обязательно обсудить с детьми. Ведь для них в первую очередь эти картины и создаются.
К 15-летию замечательного мультика «ВАЛЛ·И» мы и предлагаем вашему вниманию пятерку подобных лент из разных стран – в надежде на то, что они позволят вам завязать со своими чадами интересный и полезный диалог.
«Сказка сказок» (1979) / СССР
Через четыре года после знаменитого «Ежика в тумане» Юрий Борисович Норштейн выпустил самое, пожалуй, сложное и виртуозное свое произведение. Но именно в силу этой сложности и виртуозности «Сказку сказок» стоит посмотреть с детьми: кто знает, какие скрытые смыслы они здесь обнаружат? Открывает ее колыбельная про серенького волчка, за которой следует странная череда образов и сцен. Девочка прыгает через скакалку, что держит добродушный бык. Мужик разговаривает с котом. Гниют на автокладбище никому не нужные машины. Пары вальсируют под звуки танго «Утомленные солнцем». Бредут куда-то сквозь снег солдаты – или их призраки…
За этими и прочими явлениями наблюдает ошарашенный волчок, место которого, собственно, и предлагается занять зрителю. Юному – в том числе. Так с ходу и не скажешь, на какую беседу способна вывести «Сказка сказок». О киноязыке и Андрее Тарковском? Войне и мире? Мужчинах и женщинах? О том, что это за хитрая штука такая – человеческая память? Как бы то ни было, не надо недооценивать детей и пичкать их без конца «Тремя котами» и «Смешариками» (при всем уважении к «Трем котам» и «Смешарикам»). Дайте им шанс удивить себя. И открыть глаза на такие откровения, о которых вы, быть может, и сами не подозревали.
«ВАЛЛ·И» (2008) / США
Меланхоличная, но жизнеутверждающая лента о маленьком роботе-уборщике с опустевшей Земли – хит славной эпохи Pixar Animation Studios, когда ее творения реально переписывали историю анимации, а не топтались на заезженном материале (пламенный привет «Баззу Лайтеру» с «Элементарно»). Если кто вдруг забыл, напоминаем, что в далеком-далеком будущем наша многострадальная планета стала окончательно непригодна для жизни. Всему виной – затопившие ее тонны неперерабатываемых отходов. Человечество спешно ретировалось куда-то в космос, а подчищать за людьми остались роботы серии ВАЛЛ·И. Один из которых – тоже своего рода одушевленное создание.
На свете существует немало мультиков с экологической повесткой. Но редкие картины доносят злободневные идеи с такой убедительностью, как работа дважды оскароносного Эндрю Стэнтона. Забота о Земле начинается с ухода за своим крошечным уголком – комнатой, квартирой, садом. Если дети упорно продолжают мусорить, выкидывают на улицу пластиковые бутылки и занимаются прочими антиобщественными делами, познакомьте их с ВАЛЛ·И. Они с исследовательским роботом ЕВОЙ помогут доходчиво объяснить, почему судьба Земли в буквальном смысле в руках каждого из нас.
«Рыбка Поньо на утесе» (2008) / Япония
Какие произведения Хаяо Миядзаки в первую очередь приходят вам на ум, если завести разговор о его творчестве? «Ходячий замок». «Унесенные призраками». «Мой сосед Тоторо». «Принцесса Мононоке». Японский кудесник снял столько замечательных картин, что рядом с общепризнанной и всемирно известной классикой теряются шедевры менее очевидные. Например, прелестная «Рыбка Поньо на утесе», где пятилетний Сосукэ знакомится с девочкой-рыбешкой Поньо (настоящее имя – Брунгильда) и своей преданностью помогает ей превратиться в человека вопреки козням колдуна Фудзимото.
Миядзаки часто снимал мультфильмы о дружбе представителей разных миров. И эта вариация на тему «Русалочки» учит находить общий язык с теми, кто на первый взгляд разительно отличается от тебя. В каждой социальной группе есть аутсайдеры, которые чем-нибудь да выделяются на фоне большинства. Нередко они становятся изгоями и таят обиду на весь род человеческий, хотя их всего-то нужно подбодрить вниманием и ласковым словом. Мама Сосукэ учит не судить людей (и русалок) по внешности, и лучшего совета для ребенка и пожелать нельзя. Твори добро, бро, и да воздастся тебе сторицей.
«Песнь моря» (2014) / Ирландия, Франция, Бельгия, Дания
Ирландец Томм Мур – признанный гений современной анимации, а эта пронзительная фольклорная баллада – его драгоценнейшая жемчужина. События «Песни моря» разворачиваются на закате XX века. Мальчик Бен и девочка Сирша растут на крошечном острове с маяком. Воспитывают ребят папа Конор и добродушный лохматый пес Ку. Их мама Бронах происходила из рода шелки – мифических подводных людей-тюленей. Когда пробил час, она отдалась холодным морским волнам. Но прошли годы, и Конор с Беном осознали: немая Сирша – тоже девчушка необычная. Ей, как и матери, присущ редкий волшебный дар. Но неподалеку притаились злые силы, пытающиеся ей навредить.
Семью, как говорится, не выбирают. Однако многие дети часто заглядываются на сверстников, завидуют им, интересуются, почему, скажем, у Ивановых вот так дела обстоят, а у нас – совершенно иначе. Юный Бен был откровенно паршивым братом. И не ценил ни сестренкину хрупкость, ни навязчивую бабушкину заботу. Именно поэтому так впечатляет его эволюция из незрелого подростка в маленького мужчину, готового пожертвовать жизнью ради спасения ближнего.
«Песнь моря» не просто учит терпимее относиться к домочадцам, какими бы эксцентричными они ни были. Мультик Мура напоминает о святости и нерушимости семейных уз – прописная, возможно, но все равно важная истина, которую ребенку следует усвоить с малолетства. А потом и до «Форсажа» дело дойдет.
«Пиноккио Гильермо дель Торо» (2022) / США, Мексика, Франция
Последний по хронологии (но отнюдь не по значимости) мультфильм в нашей подборке – прошлогодний шедевр Гильермо дель Торо, принесший ему третьего в карьере «Оскара». И первого – за анимационную работу. Всем бы так в непривычном жанре дебютировать! Диснеевского «Пиноккио» будущий автор «Лабиринта Фавна» посмотрел еще в детстве и не на шутку испугался. Возможно, поэтому деревянную куклу из его ленты окутывает мрачное облако страха: Пиноккио регулярно попадает в жутковатый загробный мир, где кролики играют в покер, а Смерть с голосом Тильды Суинтон стращает его скорой кончиной.
Если в руках Роберта Земекиса новая версия сказки Карло Коллоди превратилась в примитивный гимн инклюзивности, то под крылом дель Торо она обернулась философским размышлением о конце жизненного пути, которого рано или поздно никому не избежать. В определенном возрасте дети начинают задавать неудобные вопросы: почему люди куда-то исчезают и не возвращаются? Что это вообще значит – умереть? Неужели и вы, мама с папой, тоже однажды уйдете?
Вполне естественно, если из-за подобных мыслей ребенок будет ощущать страх. Но ошеломляющий своей красотой «Пиноккио Гильермо дель Торо» утешает неоспоримой мудростью: жить нужно здесь и сейчас. А за встречи с теми, кого вам посчастливилось полюбить, стоит испытывать лишь благодарность – когда бы ни пришлось с ними расстаться.
Комментарии