Аккуратное, но эмоциональное активистское кино о том, как жить, если ты вспомнил, что тебя совратили в детстве.
Степенный, солидный, взрослый буржуа Александр (Мельвиль Пупо) вдруг вспоминает о том, как в детстве, в религиозном лагере по типу пионерского, его систематически совращал святой отец Прейна (Бернар Верле). Выясняется, что он не один был жертвой педофила. Глава большого семейства и набожный католик с трудом выходит из зоны комфорта и пытается поговорить о произошедшем сначала с самим преступником, а позже ищет других пострадавших и находит, чтобы подать коллективный иск. Прейна все еще остался сановником, хотя открыто признает «ошибки прошлого», и даже до сих пор общается по вопросам веры с детьми. В центре внимания, кроме главного героя, еще двое: выросший в саркастичного атеиста Франсуа (Дени Меноше) и надломленный, замкнутый Эммануэль (Сванн Арло), винящий Прейна во всех своих бедах за долгие годы.
Вернее сказать, не предыстория, а прямое продолжение. Ведь сюжет фильма режиссера-массовика-затейника Франсуа Озона завершился всего месяц назад, уже после того, как картину показали на Берлинском фестивале, где она получила Приз жюри, вторую по важности награду.
Начать стоит с того, что Озон изначально хотел снимать документальный фильм по мотивам реальных событий и даже, говорят, спектакль раздумывал ставить, но в итоге выбрал именно игровую форму. Все основано на действительно происходивших историях. Прейна годами совращал детей в палаточном лагере, и об этом все помалкивали. Его фактический начальник по церковной иерархии, кардинал Филипп Барбарен, покрывал подчиненного (и это тоже показано у Озона).
После того как эта игровая по сути, но документальная по наполнению картина попала в конкурс Берлинского фестиваля, адвокаты фигурантов уголовного дела попросили перенести выход «По воле божьей» во французском прокате, чтобы не оказывать давление на суд. Прошение было отклонено, и еще в начале марта Барбаран был признан виновным в покрывательстве. Суд над Прейна все еще не закончился.
А под самый выход в российский прокат историю из «По воле божьей» еще раз «попытались актуализировать»: фильм вдруг прямо в день релиза перенесли на четыре дня. Минкульт не выдал «По воле божьей» прокатное удостоверение вовремя, и он стартовал сегодня вместе со «Мстителями: Финал», а не в прошедший четверг, как все нормальные релизы. По неофициальной версии — чтобы это кино о священниках-педофилах не показывали на православную Пасху. По официальной — потому что прокатчик не вовремя подал документы. Получается, Минкульт таким образом лишь привлекает внимание к неизвестному широкой общественности конфликту церкви и общества, происходящему во Франции.
«По воле божьей» — не такой уж неожиданный фильм для Франсуа Озона, режиссера, известного публике по эстетским, прихотливым жанровым работам (эротическая драма «Молода и прекрасна», водевильный мюзикл «8 женщин», триллеры «Бассейн» и недавний «Двуличный любовник»), но который, пусть и сам он дистанцируется от простого народа, представляясь как буржуа, все же волнуется по поводу того, что происходит у него в стране и в мире в целом.
Его фильм на сложную, замалчиваемую тему в то же время оказывается искренним, но не как верующий в исповедальне, а исподволь, понемногу. Его герои пытаются, с одной стороны, совладать с психологической травмой, истинные последствия которой дали о себе знать многие годы спустя, когда наконец пришло осознание того, что произошло; с другой, стараются поддерживать обычный ритм жизни, в которой вдруг появляется грустное объединение людей, совращенных одним и тем же человеком.
Наконец, это не судебная драма в общем понимании, скорее активистский памфлет: дело-то на тот момент, когда снимался фильм, еще не добралось до судебного заключения, и поэтому в фокусе у Озона — предварительная работа лиги под предводительством Александра, Франсуа и Эммануэля по привлечению внимания к уголовному делу и к проблеме педофилии в рядах римской католической церкви в целом. Бывают и забавные сцены: например, на одном из собраний Франсуа предлагает нанять самолет, чтобы нарисовать в небе гигантский пенис около купола собора.
Тихое, аккуратное и бережное, но вовсе не лицемерное произведение, до ужаса актуальное в наши прискорбные дни. В случае с новинкой Озона сложно «разоблачить», как это иногда случается с его более замысловатыми работами, где он, бывает, загоняется и слишком все закручивает. «По воле божьей» — фильм хоть и несложный, но, что называется, важный.
Когда Александр еще до того, как начинает искать братьев по несчастью, встречается с Прейна, который, почти не стесняясь и не нервничая, говорит ему, что, мол, действительно, виноват, совращал, а затем предлагает прихожанину с ним помолиться. И тот молится, но через силу и мучаясь. Очень мощная сцена по эмоциональному накалу, который Мельвиль Пупо, один из любимых и лучших артистов Озона, внешне почти не демонстрирует, играя все мастерскими полунамеками.
- «Филадельфия» — уже настоящая судебная драма. Как и любое хорошее активистское кино, в первую очередь рассказывает не о политике и общественных предрассудках, а о человеке, который становится их жертвой. В данном случае это больной СПИДом гей, которого увольняют с работы из-за болезни. Главную роль самоотверженно играет Том Хэнкс, получивший за нее «Оскар».
- «В центре внимания» — другой расследовательский процедурал и еще один хит «Оскара», с которым «По воле божьей» много сравнивали в Берлине; фильм о группе журналистов, которые тоже расследуют педофильский заговор в католической церкви.
- «Дурное воспитание» — cхожий по сюжетной фактуре (антипедофильской тематике) фильм другого фестивального завсегдатая Педро Альмодовара.
«По воле божьей» уже в прокате.
Комментарии