Любимая классика, шедевр анимации и жемчужина отечественного регионального кино.
Порой так не хватает каких-нибудь простых позитивных фильмов. Безо всяких спецэффектов, серой морали, инди-экспериментов и нарративной/визуальной шелухи. Но при этом наполненных добротой, душевностью и оптимизмом, чтобы и настроение вернулось в норму, и жить стало чуточку легче. «КиноРепортер» берет на себя роль терапевта и предлагает к просмотру несколько хороших картин, которые вы могли пропустить.
«Большой» (1988)
О чем мечтает тринадцатилетний мальчик? О том, чтобы понравиться знакомой старшекласснице. О том, чтобы не делать уроки и вообще перестать ходить в школу. Об успешной спортивной карьере. Или просто о том, чтобы поскорее стать взрослым. Такие мысли роятся в голове у Джоша Баскина. Ему надоели подростковые ограничения, и однажды во время семейного вечера в парке развлечений он натыкается на механического предсказателя судьбы Золтара. Мальчик закидывает монету в автомат и загадывает желание стать большим.
На следующий день мечта Джоша становится реальностью – он просыпается 30-летним мужчиной. Вместо радости героя охватывает паника. Ему приходится уйти из дома и заручиться помощью лучшего друга, чтобы найти злосчастный автомат. Поиски затягиваются, и Джошу доводится познать все прелести взрослой жизни, включая аренду жилья, трудоустройство, странных коллег и первую большую любовь.
«Большой» утвердил Тома Хэнкса в статусе большой голливудской звезды. Лента оказалась невероятно успешной (почти $152 млн при бюджете в $18 млн). Свою роль в этом, безусловно, сыграли и летний релиз, и забавная трогательная история, и удачный кастинг. Но основная заслуга успеха все же принадлежит Хэнксу. Актеру удалось аутентично вжиться в роль 13-летнего мальчика, запертого в теле взрослого. С его непринужденностью, наивностью и юношеским задором. А самое главное, он справился с задачей донести до зрителей важную мысль – не стоит подавлять ребенка внутри в себя, поскольку именно он позволяет нам взглянуть на жизнь под другим углом. И найти верное решение проблемы или возможность выйти из, казалось бы, тупиковой ситуации.
«Билли Эллиот» (2000)
Билли Эллиоту (Джейми Белл) 11 лет. Его папа-вдовец и брат – английские шахтеры, участвовавшие в исторической забастовке 1983-1984-х годов. Их поселок оккупирован военизированной полицией, которая всячески борется с беспорядками. Именно поэтому многие здешние мужчины видят лишь силовое решение проблемы. Отец Билли отводит сына в секцию по боксу, чтобы воспитать в нем силу духа. Но однажды мальчик случайно попадает на занятия балетом. И оказывается им очарован. Билли начинает заниматься танцами, демонстрируя невероятный талант. Юноша впечатляет разочаровавшуюся в преподавании миссис Уилкинсон, известную своим острым языком и нескончаемым потоком сигарет в руке. Потенциал Билли вновь пробуждает в женщине забытую любовь к балетному ремеслу.
«Билли Эллиот» – это прекрасная и душевная история о свободе. От гнета страдающего родителя, консервативных устоев и общественного мнения. Балет здесь выступает как инструмент спасительного эскапизма. Но больше всего лента покоряет своими персонажами. И эти яркие личности наполняются жизнью благодаря актерам, буквально живущим в обличье своих героев.
На тот момент талантливый новичок Джейми Белл заражает безграничным энтузиазмом. Гэри Льюис, исполнивший роль отца мальчика, предстает как злодей истории, но гнев сменяется на милость, когда человечность и эмпатия в мужчине начинают превалировать над эгоистичными принципами. А семикратный лауреат премии BAFTA Джули Уолтерс предстает в образе твердой и решительной наставницы, не позволяющей таланту Билли пропасть впустую. Она – его путеводная звезда и символ надежды, открывающий мальчику невиданные доселе перспективы.
«Рыбка Поньо на утесе» (2008)
Десятое полнометражное аниме Хаяо Миядзаки рассчитано на более юную аудиторию, чем такие его прошлые работы, как «Унесенные призраками» (2001) и «Ходячий замок» (2004). «Поньо» обладает более красочной эстетикой, нарочитой простотой с глубокой фольклорной основой, а также преобладающей радостью и добротой.
По сюжету дочь волшебника Брунгильда, существо, похожее на рыбку, сбегает из своего морского царства и направляется на поверхность. Там она встречает мальчика по имени Сосукэ, который очень сближается с необычной рыбкой и называет ее Поньо. Однако отец беглянки не желает мириться с действиями дочери и возвращает ее обратно. Брунгильда, которая теперь именует себя исключительно Поньо, начинает превращаться в человека. Она желает вернуться на поверхность к другу и вступить в новую жизнь. Однако Поньо невольно вызывает магический морской катаклизм, нарушающий равновесие всего мироздания.
Как и во многих других работах Миядзаки, в «Поньо» чувствуется сильное влияние сказок и мифов. Очевидное вдохновение мастера – «Русалочка» Андерсена. При этом аниматор, оставаясь верным собственному стилю, не пересказывает знакомую историю, а дополняет очаровательное произведение уникальным фэнтезийным контентом, в основе которого лежат проработанные персонажи. Эти образы очень близки юной аудитории, и потому они моментально захватывают внимание мальчишек и девчонок, проникающихся огромной симпатией к главному дуэту.
«Мы купили зоопарк» (2011)
Спустя полгода после смерти жены Бенджамин Ми (Мэтт Дэймон) с трудом справляется с семейными обязанностями. Его 14-летнего сына Дилана, выражающего боль утраты через гротескные рисунки, исключили из школы. Очаровательная семилетка Рози тоже слишком много времени проводит в грусти. Да еще и хищные матери-одиночки стремятся завоевать сердце скорбящего мужчины. Бенджамин решает найти для своей семьи новым дом, чтобы начать все с чистого листа. Его внимание привлекает славный домик, который находится на территории закрытого зоопарка, где все еще проживают животные. Мужчина покупает это место, чтобы вдохнуть в него новую жизнь. А заодно и в свою семью.
В основу трогательного сюжета легла реальная история семейства Бенджамина Ми, который выкупил закрывшийся зоологический парк Дартмура, чтобы его восстановить и сохранить жизнь десяткам животных. А после написал мемуары, которые и легли в основу фильма. «Мы купили зоопарк» – это больше история о восстановлении семьи, чем о зоопарке и его обитателях. Животные здесь выступают как отражение людей, поскольку обе стороны нуждаются во внимании, уважении и заботе. Для Бенджамина эта смелая покупка – поиск способа помочь своей семье, сделать то, что лучше для милой дочери и восстановить сломанные отношения с бунтующим сыном.
«Мисс Бабуля» (2014)
Герой «Большого» мечтает стать взрослым, а вот у О Маль-сун из южнокорейской «Мисс Бабули» все равно наоборот. 74-летняя сквернословящая и упрямая вдова живет со своим сыном и его семьей. Женщина очень гордится своим «мальчиком» и всячески пытается контролировать его жизнь и общение с другими. Особенно с его супругой. Однажды невестка из-за постоянного давления тещи попадает в больницу, и врачи советуют паре жить отдельно от Маль-сун.
Сын задумывается о том, чтобы отправить маму в дом престарелых. Встревоженная новостью женщина, чувствующая себя обузой, бродит по улицам и натыкается на таинственную фотостудию, которая «запечатлевает» моменты юности. Маль-сун делает, как она считает, свою последнюю фотографию. Но когда она покидает место и случайно сморится в зеркало, она видит в отражении 20-летнюю девушку.
Прекрасная, хотя местами и странноватая (ввиду жанровых особенностей страны) комедийная драма с элементами фантастики о вечной молодости нашей души. Когда хочется изменить привычный образ жизни, сделать себе стрижку как у любимой актрисы (здесь это Одри Хепберн из «Римских каникул»), отбросить былые привычки и вновь ощутить себя преисполненным энергией и позитивом. Фильм также наполнен прекрасными музыкальными номерами, сочетающими разные направления и отражающими внутренние переживания персонажей. Которые по мере развития сюжета все чаще задумываются о тяжелой доле стариков, взаимоотношениях с близкими и сожалениях о прошлом.
«Бери да помни» (2023)
Региональное кино в России все чаще громко заявляет о себе, что не может не радовать. Одна из последних таких работ, подходящих для подборки, – уютная и ностальгическая лента Байбулата Батуллина «Бери да помни». Манящая знакомыми деревенскими мотивами, но с ярким татарским колоритом, картина буквально одаривает зрителя любовью, заботой и умеренной наивностью. Режиссер умело смешивает гнетущее настроение с какой-то магической надеждой на светлое будущее. В хорошем смысле этого слова. При первом просмотре вас может не покидать чувство печали, а слезы могут начать идти сами собой. Но это своеобразное очищение через редкую и вынужденную мрачность на пути к духовности и душевности, простоте и чуткости, чудесам и мечтам.
В центре истории – шестилетний Ильхам, который проводит лето в деревне у бабушки с дедушкой. Мальчик очень скучает по родителям, но, когда приходит время ехать домой, за ребенком никто не приезжает. Ильхам пытается узнать у родных, в чем же дело, но бабай и эби постоянно меняют тему разговора. Чтобы занять внучка, они предлагают ему сыграть в старинную игру «ядэщ», проигравший в которую должен выполнить желание. Со временем к развлечению присоединяются и другие жители деревни, для которых обычная забава становится необходимым катализатором исцеления. Окружения, родных и самих себя.
Комментарии