К 100-летию со дня рождения великого актера, клоуна, циркового режиссера и телеведущего.
18 декабря исполняется 100 лет со дня рождения Юрия Владимировича Никулина. Можно долго перечислять, кем он был – народным артистом СССР, Героем Социалистического труда, лауреатом Государственной премии… Важное другое – он был всенародным любимцем, которого обожали и дети, и взрослые.
Юрий Никулин родился 18 декабря 1921 года в городе Демидове – маленьком городке в Смоленской области, где на сегодня проживает около 6 тысяч человек. Туда приехал работать в местном драматическом театре его отец Владимир Никулин. В театре служила актрисой Лидия Германова, вскоре ставшая его женой. В Демидове они основали передвижной Театр революционного юмора – сокращенно «Теревьюм».
Когда Юре было четыре года Никулины все же перебрались в Москву, откуда был родом отец семейства. С детства познакомившись с миром театра, будущий великий артист уже тогда мечтал, что, когда окончит школу, будет поступать на актера в один из столичных вузов. Однако этим планам помешала война.
Сразу после окончания средней школы осенью 1939 года Никулин, которому тогда не было еще и 18 лет, был призван в армию. 18 ноября Юрий был направлен на службу в 6-ю батарею 2-го дивизиона 115-го зенитно-артиллерийского полка. А менее через две недели – 30 ноября – началась советско-финская война, во время которой батарея Никулина охраняла подступы к Ленинграду от вражеских авианалетов.
В марте 1940-го война закончилась, но демобилизоваться в положенный срок (тогда в сухопутных войсках служили 2 года) Юрию было несуждено – 22 июня 1941 года начала Великая отечественная война, в течение которой он также воевал под Ленинградом. Победу встретил сержантом, командиром взвода в Курляндии. Был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
Демобилизовали Никулина лишь через год после окончания войны в – мае 1946 года. И уже летом Юрий предпринял попытку поступить учиться на актера. Но потерпел неудачу: сначала во ВГИКе, где председатель приемной комиссии, режиссер Сергей Юткевич, заявил, что не видит в 24-летнем фронтовике актерских задатков, а затем и в ГИТИСе, где примерно то же заявил Семен Гушанский.
Сдаваться Никулин не хотел и, по совету отца, поступил в школу-студию разговорных жанров при Московском цирке на Цветном бульваре. Уже в октябре 1948-го состоялось первое выступление молодого клоуна на сцене цирка. А вскоре его заметил и пригласил к себе ассистентом знаменитый Михаил Румянцев, которого все знали как клоуна Карандаша.
Румянцеву Никулин был обязан не только стремительным взлетом карьеры, но и личным счастьем: именно Карандаш познакомил его с будущей женой Татьяной Покровской. Она училась в Тимирязевской академии, куда однажды пришел Румяцев, которому нужна была лошадь для очередного циркового номера. Там он встретил Татьяну, которую представил своему напарнику.
История знакомства Никулиных была романтической. На репетиции Юрий упал с той самой лошади и сломал ключицу. Татьяна навещала его в больнице, что и стало отправной точкой в их отношениях. Они поженились в мае 1950 года и были вместе почти полвека – до самой смерти Юрия Николаевича 21 августа 1997 года. Татьяна Николаевна пережила любимого мужа на 17 лет: ее не стало 26 октября 2014-го.
15 ноября 1956 году у Никулиных родился сын Максим, в котором вечно занятой и потому редко видящий его Юрий Владимирович не чаял души. В 11 лет Максим дебютировал в кино в фильме «Бриллиантовая рука»: именно он был тем самым мальчиком с сачком, которого герой Андрея Миронова спихивает с отмели в воду. Однако становится актром Никулин-младший не захотел и поступил на журфак МГУ.
Позже Максим Никулин работал в «Московском комсомольце» и даже ведущим на Первом канале, но в 1993 году пришел работать к отцу в Московский цирк на Цветном бульваре в должности директора-распорядителя. После смерти Юрия Владимировича возглавил цирк и вот уже почти четверть века является его генеральным директором и художественным руководителем.
Юрий Никулин дебютировал в кино в 1958 году в эпизоде музыкальной комедии Александра Файнциммера «Девушка с гитарой», снятой ко Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. Клоун появился в небольшом эпизоде в роли пиротехника-неудачника, у которого взорвалась хлопушка.
Того же порядка было появление Никулина в комедии Юрия Чулюкина «Неподдающиеся» (1959), где ему досталась роль заводского пьяницы Васи Клячкина.
Первая драматическая роль, причем главная, досталась Никулину всего через три года. Это была мелодрама Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими», где изначально планировалось снимать звезду советского экрана Василия Меркурьева. Но тот выдвинул условия, из-за которых режиссер вынужден был искать другой вариант.
Помог случай. Кулиджанов с женой пошли в цирк, и им так понравилось выступление Никулина, что они решили пригласить его, хотя до этого режиссер не видел ни одного фильма с участием Юрия. Никулин согласился не сразу – боялся, что не справится. Однако фильм вошел в золотой фонд отечественного кино и участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля.
Следующей значительной драматической ролью Никулина стал младший лейтенант милиции Глазычев в драме Семена Туманова «Ко мне, Мухтар!» Это реальная история о том, как служебная овчарка помогла задержать опасного грабителя и убийцу, что едва не стоило ей жизни. На съемках Юрию, конечно, очень помог цирковой опыт совместной работы с собаками и другими животными.
В этих двух картинах Никулину удалось настолько убедительно продемонстрировать свой драматический талант, что его пригласил на небольшую роль монаха-ключника Патрикея в свой фильм «Андрей Рублев» (1966) даже такой перфекционист, как Андрей Тарковский.
И все же самой известной ролью Никулина в кино стал Балбес из комедий Леонида Гайдая. Впервые этот персонаж вместе со своими друзьями-подельниками Бывалым (Евгений Моргунов) и Трусом (Георгий Вицин) появился в 10-минутной короткометражке «Пес Барбос и необычный кросс» (1961), вошедшей также в комедийный альманах «Совершенно серьезно». В 1962-м за ней последовала 19-минутная короткометражка «Самогонщики», продолжившая линию безудержной тяги троицы к алкоголю.
Новельным было появление трех друзей и в легендарной комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965), а героями полноценного полнометражного фильма, пусть и второстепенными, они стали в «Кавказской пленнице» (1966). После этого Бывалый, Балбес и Трус стали настолько популярными, что Гайдай решил больше не тиражировать эти образы в своих картинах.
Однако от работы с Никулиным великий советский комедиограф отказаться не смог. Более того, доверил ему главную роль в своей новой комедии «Бриллиантовая рука». Фильм стал одним из самых популярных в истории отечественного кинопроката. Только в год выхода его посмотрели 77 млн человек. Для примера рекорд постсоветского проката удерживает «Аватар» (2009) Джеймса Кэмерона, который посмотрели лишь 14 млн зрителей.
Последней же заметной комедийной ролью Никулина в кино стал следователь Николай Сергеевич Мячиков, который в комедии Эльдара Рязанова «Старики-разбойники» (1971) решился вместе со своим другом, инженером Воробьевым (Евгений Евстигнеев), похитить картину из музея.
В 1975 году на экраны вышла военная драма Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину», ставшая последней работой Василия Шукшина, который умер прямо на съемках картины. Кроме него в фильме снялось еще два десятка популярных актеров, среди которых был и Никулин в роли рядового Некрасова.
Как ни странно, всего через год вышла еще одна значимая картина, где Юрию Владимировичу вновь довелось окунуться в ужасы войны, – драма Алексея Германа «Двадцать дней без войны» (1976). Там Никулин сыграл в паре с Людмилой Гурченко, которая играла заглавную роль в его кинодебюте – комедии «Девушка с гитарой».
Последней большой ролью Юрия Никулина в кино стал Николай Николаевич Бессольцев в пронзительной драме Ролана Быкова «Чучело». История на такую актуальную сейчас тему, как школьный буллинг, по сути опередила свое время, хотя тепло была принята и тогда. В 1986 году фильм даже получил Государственную премию СССР.
Последним он стал и для Ролана Быкова. А вот для Кристины Орбакайте это был дебют. И от дочери Аллы Пугачевой, которую до этого никто толком не видел, столь выдающейся актерской игры не ожидал никто.
Никулин не был обделен вниманием и признанием. В 1973 году ему было присвоено звание народного артиста СССР, в 1980-м он стал лауреатом Государственной премии, тогда же (и в 1990-м вместе со званием и звездой Героя Социалистического труда) ему вручили Орден Ленина.
Юрий Владимирович пользовался безграничным уважением всех, кто был у власти. И использовал это в интересах любимого цирка. Его эпохальное 8-минутное выступление в Кремле на встрече президента Михаила Горбачева с деятелями культуры в 1990 году можно пересматривать бесконечно.
Одним из самых известных хобби Никулина было коллекционирование анекдотов, которые он феерично рассказывал. Сначала он это делал во всевозможных передачах вроде «Вокруг смеха», а в 1993 году это увлечение нашло применение в программе «Белый попугай», которая выходила до 2002 года – сначала на ОРТ, потом на РТР и, наконец, на Рен-ТВ.
В этой программе известные артисты – актеры, режиссеры, певцы – собирались в душевной компании и рассказывали друг другу анекдоты. Почетным президентом клуба «Белый попугай» был Юрий Владимирович Никулин.
Комментарии