Интервью

Юрий Аксюта: «Я верил в «Голос» больше, чем кто-либо другой»

— Кто вы и чем занимаетесь, знают, кажется, все — но очень приблизительно. Расскажите, пожалуйста, что делает главный продюсер музыкального и развлекательного вещания на Первом канале?

— Он только развлекается и музицирует! (Смеется.) Нет, конечно же, как и любой продюсер, я занимаюсь созданием и контролем контента, в данном случае для телевидения. Что важно знать о моей профессии? Ее вообще не существовало до конца 1980-х! Всем были известны продюсеры рок-групп или музыкальных исполнителей, но они были менеджерами и занимались скорее гастрольной деятельностью. Потом эта профессия обрела новые формы, и стало понятно, что продюсер в кино, музыке и на телевидении играет более значительную роль. Есть у программы режиссер, оператор, постановщик, редакторы, администраторы и прочие, и вот над всеми этими людьми восседает зловещая фигура продюсера, который на стадии запуска должен четко знать, что в конце концов получится. Он — создатель конкретной передачи. Ну и, естественно, именно он принимает на себя шквал и огонь критики, если что-то не получается…

— …И принимает поздравления и награды от президента страны, когда что-то получается, как это было с организацией Евровидения-2009?

— И это тоже! (Смеется.) Поэтому работа у нас опасная, сопряжена со всевозможными положительными и отрицательными эмоциями.

— Как вам кажется, почему в развлекательном сегменте на Первом самые высокие рейтинги именно у музыкальных шоу?

— Большой интерес к ним не только в России. Тенденция всемирная, в некоторых латиноамериканских странах вообще без музыкальных шоу жить не могут. Вот что такое Италия? Это витаминное телевидение — очень яркое и заряжающее энергией. Там два популярных формата — конкурс песни и конкурс красоты. И так круглый год! (Смеется.) В нашей стране песни слушать любят все — так было и в советские времена, и в 1990-е, когда у музыкального радиовещания был невероятный успех. Тогда мне даже казалось, что радио «Европа Плюс», к популярности которого я приложил руку, на какой-то момент даже затмило телевидение. Вдруг все стали слушать радио — открылся огромный мир иностранных песен, который оказался легкодоступен. Не надо покупать пластинки у фарцовщиков, переписывать магнитные ленты, все звучит прямо для тебя — музыкальная свобода! К тому же не секрет, что у нас всегда был очень популярен жанр сборных концертов. Зрители их смотрят с удовольствием, и рейтинги это доказывают.

— После первого сезона «Голоса» вы, как и Константин Эрнст, не раз признавались, что не ждали такого оглушительного успеха. А можно как-то просчитать рейтинги будущего шоу?

— Невозможно! Надо сделать проект хорошо и дальше смотреть. Эрнст был настроен не очень оптимистично… Я и сам не ожидал дикого прорыва, но все-таки верил в «Голос» больше, чем кто-либо другой. Потому что именно я принес этот проект на канал, и для меня было принципиально важно сделать его очень круто. Можно было, конечно, заранее предположить, что «Голос» пройдет отлично, но, опять же, везде существуют свои положительные и отрицательные примеры. В Швеции «Голос», например, не пошел, хотя, казалось бы, колыбель поп-музыки. Гарантий нам при покупке формата тоже никто не давал. Но есть интуиция, и она в тот момент подсказывала, что это будет успешный проект, — я не ошибся. Уже 7 лет мы делаем шоу сами. Но все это время с нами работает консультант из Голландии, а именно там мы купили формат «Голоса». Он внимательно анализирует цифры, видит успех проекта и понимает, что мы как никто знаем свою зрительскую аудиторию.

— Дорого ли приобретать все новые и новые популярные форматы телешоу?

— По-разному бывает. Очень много критериев, по которым устанавливаются цены на право производить у себя проект. Зачастую — это популярность и сезонность. То есть сколько лет живет программа и успешна ли она. Понимаете, какая штука, можно купить крутой иностранный формат, сделать его не хуже, а он не идет, и про него забывают.

— Как это было с шоу «Звезды под гипнозом»?

— Да, мой любимый проект, и я безумно переживаю за него. Не совсем понятая аудиторией история, к сожалению. Всевозможного рода фейковые программы, где имитируются жизненные ситуации, скандалы, эмоции, так развратили зрителя, что в нашем шоу он почувствовал фальшь. А все было по-настоящему! Не может человек, находясь в обычном состоянии, кусать лимон и считать, что он ест пирожное. Сыграть это невозможно ни при каких обстоятельствах.

— Возможно ли в том или ином виде возвращение «Фабрики звезд»?

— Этот формат просто устарел. Мы его достаточно жестко эксплуатировали: за один сезон делали по две «Фабрики» — одну весной, другую осенью. Но всему приходит конец. «МУЗ-ТВ» попытался возродить программу, и для общей доли канала она, в общем, хорошо зашла, однако эффект был уже не тот. Да, это было экспериментальное шоу, но 15 лет назад.

— Вы же наверняка не раз задумывались, что принципиально нового в развлекательном ТВ возможно в ближайшие пару лет?

— Вы нащупали самый главный вопрос в моей профессиональной жизни — что дальше? Нельзя сидеть все время на одном успешном проекте. Это неинтересно с точки зрения карьерного роста и творческих амбиций.
А я как раз чувствую в себе силы и желание сделать больше, и нужно понять, куда дальше двигаться. Будем думать, искать, удивлять!

— Вы человек, который много лет занимается Евровидением. В 2009 году вы провели конкурс в Москве, который, по общему признанию, стал самым грандиозным в истории. Каково это — организовать столь масштабное мероприятие?

— Хочу сказать очень важную для меня вещь. В 2003 году меня пригласил работать на телевидение Константин Эрнст — и это круто изменило мою жизнь. Уже 15 лет как я на Первом канале и в «Останкино». Константин Львович меня приучил не только любить телевидение, но и помог стать человеком, для которого не существует недостижимых целей. Поэтому, когда мы занимались Евровидением, было невероятное желание привезти этот конкурс в Россию и показать, как потрясающе его можно сделать. Мыслей, идей было огромное количество. И в 2009-м мы доказали миру, что у нас получился один из самых лучших конкурсов за все 60 лет его существования.

— А в чем конкретно это проявилось?

— Ну, например, многие иностранные журналисты и гости конкурса отметили, что на Евровидении никогда не было такой большой сцены. А ведь дело не только в размерах! Основной задачей было сделать так, чтобы у посетителей «Олимпийского» не возникло даже мысли, что они находятся на стадионе. Важно было передать ощущение концертного зала, в котором все двигается, светится, непонятно откуда появляются люди и неожиданно исчезают… Оформлением арены занимался дизайнер из Нью-Йорка Джон Кейси, который вдохновлялся работами русских художников-авангардистов — Казимира Малевича, Василия Кандинского, Лазаря Лисицкого. Мы использовали все, что позволяли на тот момент технологии. Две тысячи квадратных метров экранов пришлось собирать с миру по нитке, потому что такого количества оборудования не было тогда ни у одной российской телекомпании.

Юрий Аксюта / Фото: Стоян Васев

— Сколько времени, сил, людей на все это потребовалось?

— На подготовку Евровидения-2009 ушло 9 месяцев, и рассказывать о том, как это было, можно также долго. Нам точно понадобится отдельное интервью. Это особый мир. В него надо погрузиться, им надо заболеть, и дальше все — ты уже живешь там. С командой по организации у нас все было очень хорошо. Помогали и правительство России, и правительство Москвы. Людей было задействовано очень много, и все понимали значимость происходящего. У меня было такое ощущение, что, когда начался сам конкурс, чуть ли не вся Москва на нем работала. Схожее впечатление было на Олимпиаде-80, тогда помогала вся столица — я в то время работал на Гостелерадио, и нас задействовали в качестве дружинников. Я очень люблю Евровидение!

Несмотря на то, что многие его ругают, говорят, что неинтересно, хорошей музыки нет, артисты — какая-то художественная самодеятельность. Главное, что этот формат стал долгожителем, который получает невероятно высокие рейтинги во всех европейских странах, плюс в примкнувших к ним Канаде, Австралии и немного США. Людям конкурс продолжает быть интересен.

— Вопрос, которым сейчас многие задаются по поводу нашей кандидатуры на Евровидении, — Сергей Лазарев, почему опять?

— Я бы, наверное, так не делал, честно вам скажу. Нельзя второй раз входить в одну и ту же реку. Видимо, это его творческая неуемность, амбициозность, желание победить, как это было с Димой Биланом, который сначала занял второе место, а в следующий раз — одержал победу.

— Многие удивлялись, почему бы не отправить молодых и дерзких. Группу Little Big, например?

— Согласен. Вообще, этот конкурс теперь стал исключительно для молодых, и посылать туда взрослых, состоявшихся артистов, что мы делали много-много лет тому назад, конечно, не нужно, и это уже все поняли. Надо давать возможность молодежи показать себя. Если бы в этом году выбирал Первый канал, а не «Россия-1», то мы, конечно, предложили бы другую кандидатуру. Но захотел Сережа, а я желаю ему победить!

— Артисту можно просто захотеть поучаствовать? Как вообще сейчас отбирают участника Евровидения?

— Полномочиями на выбор артистов обладают Первый или ВГТРК — мы уже давно договорились транслировать конкурс и объявлять артиста посменно: год через год. В этот раз не наша очередь. А уже канал решает сам, устроить ли телеголосование или ограничиться мнением экспертного жюри. Оба способа, кстати, не противоречат правилам и используются во многих странах.

— Каковы ваши личные музыкальные пристрастия? Когда слушаешь огромное количество музыки по работе, остается ли желание и время слушать что-то для себя?

— Я олдскульный человек. Поэтому у меня свойственные возрасту вкусы — The Rolling Stones, The Beatles и Queen. Это так, для удовольствия, когда можно послушать в удобном кресле с бокалом коньяка и сигарой. Еще я коллекционирую виниловые пластинки, ищу какие-то раритетные издания альбомов моей молодости и, наоборот, ремиксовые современные, потому что на них фантастическое качество звука.

— Современную музыку слушаете?

— Конечно! Мы же не идиоты какие-то консервативные, наоборот, живем в современном мире, и интересно то, что происходит сейчас. Я с большим удовольствием слушаю новичков, смотрю их клипы, анализирую самих артистов, прикидываю, насколько это может быть интересно зрителю Первого канала и в каком виде. Не скажу, что мне сейчас безумно нравится какой-то конкретный исполнитель, но вот Монеточка произвела на меня яркое впечатление. Замечательная девочка, своеобразная. Дружу с Бастой. Я понимаю ту музыку, которую делает Василий Михайлович.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

3 часа назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…

17 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

19 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

20 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

22 часа назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

1 день назад