Интервью

Юлдус Бахтиозина: «Наше кино, хотя оно и про царевен, очень современное»

— Юлдус, вы занимались модной фотографией, а потом сняли художественный фильм. Как вы к этому пришли?

 — Я вас сразу поправлю: я не занимаюсь модной фотографией, хотя так часто обо мне пишут. Я фотохудожник, фотография — мой инструмент. Моя деятельность в основном связана с музеями, галереями и другими подобными институциями, где выставляются мои работы. А съемки для брендов — не основное мое занятие. Но в какой-то момент и в рамках арт-фотографии мне стало тесно. Захотелось оживить своих героев, дать им возможность больше раскрыться. Так возникло желание снять короткометражку минут на 12-15. Но когда мы начали снимать «Дочь рыбака», уже на первой сцене я поняла, что мы выходим за эти рамки. Так короткометражка разрослась в полноценное полнометражное кино.

— Вы не только сняли фильм, но и написали для него сценарий. К тому же вы, как и главная героиня, дочь рыбака. Насколько для вас это личная история?

— Она метафорично-личная. Того, что происходит в фильме, со мной не происходило. Но с точки зрения становления личности это знакомая мне история, она про поиск своего сюжета, предназначения. Мой отец подчеркивал, что именно труд делает из человека личность. Он действительно увлекался рыбалкой, а еще научил меня рисовать. И для меня было важно посвятить этот фильм человеку, который в меня очень многое вложил, хотя отец, к сожалению, его уже не увидит.

 

— В фильме соединяется мир волшебный и мир бюрократический — чиновников, очередей, приемных. Как вы это придумали?

— В советское время было снято огромное количество сказок, это была такая попытка искусственно создать фольклорную культуру. А потом все исчезло — сказки, особенно с уклоном в фольклор, в России сейчас почти не снимают. И где эти сказки хранятся? Такое ощущение, что в какой-то картотеке. Мне захотелось показать бэкстейдж этого мира, который находится в советском и даже постсоветском пространстве, и принадлежность к этой эпохе отразить через интерьеры. А бюрократия живет с нами и сейчас, не думаю, что она в ближайшее время исчезнет.

— «Дочь рыбака» — кино визуально богатое. И самая красочная составляющая – костюмы. Расскажите, кто их придумал?

— Костюмы главных героинь и их кокошники созданы мной: я изучала различные техники работы, ходила в церковную школу золотошвей. Но мои кокошники по форме нельзя назвать классическими, их дизайн я разработала и придумала сама. Еще 6 кокошников, которые можно увидеть в фильме, — реконструкции исторических образцов, их реплики, которые создал мой друг Юханн Никадимус. Наряды, в особенности главной героини, вдохновлены разными эпохами — от славянской Руси с кокошниками и Петровской эпохи с пышными формами и парадностью до актуального сегодня функционала. Нам хотелось переосмыслить эти образы, придать им новую энергию, это практически pop-up, такая сборная солянка.

Костюмы — это не только одежда, но и обувь, украшения. Например, у главных героинь есть грилзы — украшения на зубы. И это тоже символ эпохи: в советское время у многих людей были золотые коронки, это был определенный показатель достатка. Костюм — это и своего рода метафора. У одной из героинь, чтобы подчеркнуть ее колкий характер, у наряда заостренные формы. У главной героини все более круглое, с менее оформленным силуэтом, что показывает ее несформированность, некий инфантилизм. 

— Кроме узнаваемых нарядов царевен есть яркие балаклавы, лаковые ботфорты — современные и отчетливо агрессивные детали. Зачем вы добавили такие акценты?

— Я бы назвала это стилизацией образа, приданием ему остроты. Кроме того, через костюм мы передали и связь фильма с современной жизнью. Наше кино, хотя оно и про царевен, очень современное. Под желанием стать царевной могут подразумевать разные вещи — например, стремление к быстрому успеху, когда ты, ничего не делая, вдруг становишься богатым и знаменитым.

— Главные героини — женщины, мужчин на экране почти нет. Это какой-то феминистский подтекст?

— В этом мире царевен образы мужчин вынесены на второй план. Не то, чтобы мы хотели их как-то обидеть, просто история не про них, у нас не было задачи включать в фильм какого-то царевича или богатыря. Это мир женщин, и женщина в нем сама решает свои проблемы, как в принципе и в современной реальности. И несмотря на стереотипы, наш фильм смотрят и мужчины. Я вижу, что им интересно, они смеются, и меня это дико радует.

— Вы говорили, что русский стиль позволяет разрушить стереотипы о нашей стране. Может быть, он наоборот укрепляет их, вы же используете узнаваемые образы?

— Когда эти образы собраны вместе, как мне кажется, зритель видит, что есть динамика. Мы создаем широкий портрет — соединяем несколько эпох и в то же время все очень современно. И когда итальянский Vogue у себя опубликовал трейлер нашего фильма, многие думали, что его сделали итальянцы, так круто переосмыслили нашу культуру. (Смеется.) Поэтому все-таки это не углубление стереотипов, а расширение культурного диапазона. Я всегда гордилась тем, что я русская, и говорила об этом. А на своих выступлениях я часто использую атрибуты нашей культуры — например, на конференции TED выступала в кокошнике. 

— За границей фильм будут показывать?

— У меня есть несколько предложений от иностранных прокатчиков, но я хочу сначала немного пофестивалить. Выход в российский прокат нам не помешает принимать участие в зарубежных фестивалях, а показать фильм  онлайн мы всегда сможем.

 

— Ваш следующий фильм тоже будет про царевен?

— Я сейчас как раз пишу новый сценарий, он уже почти готов. Пока не скажу, про что, но царевен там не будет. То есть будут, но не в традиционных костюмах. (Смеется). Мы изначально планировали снимать в Ивановской области, если она нас пустит — я буду счастлива, если нет, то в какой-то другой. Не всегда, к сожалению, все  происходит по воле царевны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

12 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

14 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

15 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

17 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

19 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

22 часа назад