Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > 65-летний Жан-Клод Ван Дамм: На шпагате между боевиком и драмой

65-летний Жан-Клод Ван Дамм: На шпагате между боевиком и драмой

18 октября 2025 /
65-летний Жан-Клод Ван Дамм: На шпагате между боевиком и драмой

В честь юбилея рассказываем как бельгийский актер экспериментирует с ролями.

Жан-Клод Ван Дамм – имя, ставшее для многих символом дерзких боевиков 1990-х. Его прозвище «Мускулы из Брюсселя» говорит само за себя. Мы всегда ждали от него фирменного шпагата, сокрушительных ударов и очередной победы над злодеями. Большую часть карьеры актер действительно придерживался образа неуязвимого героя, исправно раздавая тумаки на экране. Но иногда то ли из творческого любопытства, то ли из самоиронии, Ван Дамм в какой-то степени отступал от этого амплуа. Поэтому предлагаем подборку самых неожиданных ролей бельгийской легенды, в которых есть место не только ударам, но и эмоциям.

«Двойной удар» (1991)

История разлученных близнецов, выросших в разных мирах, задумывалась как кино о мести, но стала в большей степени площадкой для экспериментов Ван Дамма. Один мальчик покидает родной Гонконг и превращается в лос‑анджелесского тренера Чада – ухоженного, улыбчивого, привычного к свету неоновых вывесок и джазовых танцев. Другой остается на китайских улицах, учится выживать в среде контрабандистов, закаляется и становится серьезным Алексом. Судьба сводит молодых мужчин в тесном контейнерном порту, где они сначала устраивают драку за право считаться самым сильным, а уже затем узнают правду о себе. Спустя время братский союз уже мстит коррумпированным убийцам их родителей.

Картина, снятая в плотном ритме гонконгского экшена, впитала в себя эстетику эпохи видеосалонов – смесь неонового нуара Лос-Анджелеса и влажного индустриального пейзажа Гонконга. Для актера, в котором публика привыкла видеть эталон физического совершенства и харизматичного бойца, этот фильм стал возможностью показать не только мышцы, но и эмоциональный диапазон, пусть и выраженный через призму жанрового боевика. Важно отметить, что актер здесь проявил себя и как соавтор сценария, сделав проект частично личным высказыванием. Эмигрант из Европы, нашедший успех в Голливуде, Ван Дамм будто проецирует на экран собственное раздвоение между восточной дисциплиной и западным культом внешнего блеска. В этом смысле «Двойной удар» становится аллегорией его карьеры – истории актера, ищущего равновесие между физической мощью и эмоциональной глубиной.

«Патруль времени» (1994)

Фантастический боевик середины девяностых помещает героического офицера в сложную схему временных путешествий. Макс Уокер служит в специальном подразделении, созданном после изобретения машины времени. В прошлом – смерть любимой женщины от рук бандитов, в настоящем – миссии по предотвращению преступлений в разные эпохи (от мрачных улиц времен Гражданской войны до оживленной биржи 1920-х). Во время одной командировки в 2004‑й герой сталкивается с сенатором, который крадет из прошлого золото, чтобы финансировать собственную кампанию. Борец с хронологическими нарушениями решает вмешаться в судьбу и в конце возвращается к ночи, когда погибла жена, чтобы исправить трагедию.

Звезда боевиков перевоплощается в уставшего человека, который ненавидит свою работу, но ничего не может сделать с этой ношей. Герой больше думает, чем дерется, иногда улыбается иронически, иногда сдерживает слезы. Ван Дамм сумел органично вписаться в более сложный сюжет. Ему пришлось играть сразу на двух временных линиях: молодого офицера и его же на десятилетие старше. В финале герой сталкивается со своим «я» из прошлого – неожиданная встреча, которую актер обыграл с максимальным напряжением. Тем не менее без экшена не обошлось. Авторы изобретательно вписали фирменные трюки актера в новую реальность. Чего стоит сцена на кухне, где Уокер в буквальном смысле уходит от удара тока, сев на поперечный шпагат между столом и раковиной – даже в футуристическом 2004-м пригодились навыки, отточенные в спортзале.

«Репликант» (2001)

На рубеже тысячелетий режиссер Ринго Лам задумал мрачную историю о клонировании и серийных убийствах. В дождливом Сиэтле детектив пытается поймать пиромана, который убивает женщин и сжигает их дома, оставляя жуткие знаки на стенах. В отчаянии полиция соглашается на эксперимент: из волоса маньяка создают генетического двойника. Новый организм, прозванный репликантом, лишен памяти, не понимает, что такое мир, ползает по стерильной комнате и копирует каждое движение, будто ребенок. Правоохранителям приходится использовать этого наивного дублера как живой компас для поиска поджигателя.

Ринго Лам, известный своей приверженностью суровому реализму, строит фильм вокруг телесного присутствия актера. Камера задерживается на лице Ван Дамма – пот, испуг, дрожь век становятся инструментами выражения внутренней борьбы. Пространство фильма делится на два мира: мрачный урбанизм, где действует убийца, и стерильные лаборатории, где рождается клон. Между ними – герой, ищущий себя в чужих воспоминаниях.

Новая двойная роль бельгийца потребовала особой концентрации. В образе маньяка он холоден и методичен, двигается с хищной уверенностью, а взгляд острый, как лезвие. Во второй ипостаси он почти младенец: изучает свое тело, балуется с отражением, увлекается гимнастикой после просмотра телевизора. В одной сцене репликант бездумно направляет пистолет на себя, поначалу вызывая смех, а затем жалость. Мы наблюдаем, как один и тот же человек способен внушать страх и сочувствие, лишь меняя взгляд и пластику.

«Тайна ордена» (2001)

Прыжок от футуризма к историческому приключению случился в том же году. Режиссер Шелдон Леттич, давний соратник Ван Дамма по «Двойному удару», мечтал снять приключенческий фильм в духе «Индианы Джонса», но с восточным колоритом. В открывающей сцене мы переносимся в 1099 год, когда крестоносец Шарль Ле Веллан в исполнении Ван Дамма защищает священный свиток от мусульман. Его рукопись становится основой тайного ордена. Затем фильм перескакивает в современность и знакомит нас с Руди Кэфмейером, потомком рыцаря и мелким контрабандистом, который выкрадывает редкий Фаберже ради забавы. Когда его археолог‑отец исчезает в Иерусалиме, Руди отправляется в Святую землю. Там он сталкивается с копами, древними монахами и бесценным свитком. 

Бельгийский актер примеряет авантюрный образ с долей юмора. Даже переодевается в хасидского еврея: приклеивает пейсы, надежно прячет виски и пробирается через кварталы, играя на скрипке, чтобы уйти от полиции. По слухам, роль Руди изначально предлагали Стивену Сигалу, но тот отказался из-за слишком легкомысленного образа героя. Но наш серьезный боец, которого мы привыкли видеть в камуфляже, соглашается плясать в синагоге и отпускать шутки разного калибра.  Такое самоироничное перевоплощение явно было ему в удовольствие.

«Ж.К.В.Д.» (2008)

В 2008 году Жан-Клод Ван Дамм совершил самый смелый творческий эксперимент – сыграл самого себя в псевдореалистической драме. Фильм с говорящим названием показывает усталого, разочарованного мужчину, переживающего черную полосу жизни. По сюжету Ван Дамм приезжает на родину в Бельгию и случайно оказывается заложником во время ограбления почты. Тем временем СМИ не разбираются в ситуации и распускают слухи о том, что бывшая звезда боевиков является участником преступления. Обстановка вроде бы типичная для экшена, но на экране мы видим уязвимого человека, которого обстоятельства загнали в угол. И этот человек – тот самый Жан-Клод, со всеми своими слабостями.

В один момент действие и вовсе прерывается для того, чтобы Ван Дамм, глядя прямо в объектив, произнес исповедальную речь. В течение нескольких минут он честно рассказывает о том, как ему тяжело живется в личном и творческом тупике, сожалеет об ошибках, даже упоминает о бракоразводных процессах и о наркотической зависимости. Такой честности от «Мускулов из Брюсселя» никто не ожидал. Ван Дамм расплакался в кадре и буквально деконструировал собственный экранный образ, представ перед публикой без маски. Настоящая драматическая роль, в которой закоренелый герой боевиков шагнул далеко в сторону и блеснул в непривычном амплуа.

«Добро пожаловать в джунгли» (2013)

Следующим неожиданным шагом стала сатира на корпоративную культуру под маской экстремального выживания. Сюжет рассказывает о группе офисных служащих, которых руководство отправляет на тренинг в тропический рай. Организатором выступает бывший морской пехотинец, а ныне коуч по тимбилдингу. Ван Дамм появляется в роли сурового инструктора по кличке Шторм, который обещает превратить хлипких клерков в железных бойцов.

Наставник выходит на публику, сверкает глазами, виртуозно бросает нож в дерево и впечатляет подопечных своей невозмутимостью. Однако команда быстро теряет инструктора: хищный зверь утаскивает его в кусты, оставляя членов коллектива наедине с их страхами и амбициями.

Бельгиец наслаждается возможностью пародировать свой собственный образ. Коуч из джунглей ловит воображаемых врагов и прячется в кустах. Когда правда всплывает, герой становится объектом насмешек – и при этом актер не стесняется выглядеть смешным. Хотя критики не оценили столь резвый шаг в сторону комедийного жанра, стоит выделить именно эту ленту в фильмографии за ее самоиронию.

«Последний наемник» (2021)

История знакомит с легендарным агентом французской разведки Ришаром Брумером по прозвищу Туман, который долгое время скрывался в тени. Внезапно его сын становится подозреваемым в торговле запрещенными веществами. Экс‑наемник, обнаружив угрозу, возвращается в Париж, примеряет парик, спрятанный в шкафу, берет старую спортивную сумку и включается в спасение наследника. Герой появляется в самых нелепых образах: то изображает пожилого дедушку в женском платье, то косит под восточного шейха – лишь бы проникнуть к врагам. 

Между эффектными драками и погонями этот суровый на вид папаша умудряется еще и спорить с сыном о видеоиграх и молодежном сленге. Такая смена тональности (от безумного фарса до семейной комедии) держит в тонусе и постоянно заставляет улыбаться. Тут и фирменный шпагат под шуточным соусом, и зрелищные драки, умышленно доведенные до гротеска. «Последнего наемника» можно сравнить со сборником избранных моментов из лучших ролей бельгийца, объединенных в одну большую комическую историю. Этот финальный аккорд подтверждает, что Жан-Клод остается героем, даже когда позволяет себе посмеяться над собой. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: