Кино

Джеймс Спэйдер: Секс, харизма и видео

Сегодня 65 лет исполняется Джеймсу Спэйдеру – актеру, который запомнился большинству киноманов по эротическим драмам и триллерам 1990-х. Несмотря на то, что его можно назвать конвенционально красивым лишь с некоторой натяжкой, уникальная харизма актера сделала его одной из главных кинозвезд того десятилетия. Вспоминаем самые яркие и сексуальные роли блондина и разбираемся, чем он привлекал как красоток на экране, так и очереди фанаток в реальной жизни.

«Секс, ложь и видео» (1989)

В конце 1980-х Спэйдер уже успел блеснуть в культовом ромкоме «Девушка в розовом», но первый же опыт актера в эротическом жанре принес ему несравнимо больший успех. Помог ему в этом на тот момент дебютант – а ныне мастодонт – Стивен Содерберг, чья первая полнометражная лента прогремела на весь мир, включая Каннский фестиваль. Где оба, кстати, удостоились наград (Золотой пальмовой ветви и Серебряной премии за лучшую мужскую роль), что означало очевидное признание их режиссуры и актерской игры индустрией. Так, Спэйдер практически на самом старте карьеры получил невиданный карт-бланш на дальнейшее завоевание киноэротики.

А о чем, собственно, был фильм, что так и манит своим провокационным названием? О сексуальном неудовлетворении и невысказанных желаниях, нередко разрушающих семьи и жизни. Спэйдер тут играет чудака-кочевника Грэма, решающим задержаться в родном городе. Где сближается с супругой его давнего приятеля Энн (Энди Макдауэлл) и открывает ей правду о своем хобби. Грэм, импотент и одиночка, любит записывать на камеру рассказы женщин об их интимной жизни. И Энн потихоньку проникается этим и начинает откровенничать с ним о своем браке, на руинах которого возникают новые чувства.

Как можно сказать уже по одному синопсису, Грэм – явно не секс-символ, по которому бы могли сходить с ума миллионы зрительниц. Но не взирая на его весьма отталкивающие странности, герой Спэйдера привлекает к себе все внимание, заставляя покопаться в истинной сути его увлечения…и влечения. В чем очевидна большая заслуга актера, который без лишних словесных изъяснений обыгрывает травмированность и таинственность своего героя. Как и постепенное возгорание страсти между Грэмом и Энн, логичное, но при этом поражающее своей чувственной утонченностью.

«Белый дворец» (1990)

Неудивительно, что после торжества «Секса, лжи и видео» Спэйдера завалили предложениями новых ролей, что каким-либо образом подразумевали нескромность интимных сцен или извращенность героев. Но следующая его эротическая картина, так же нескромная и в своем роде неординарная, вышла в разы романтичнее, нежели лента Содерберга или последующие работы актера. Рассказывал «Белый дворец» Луиса Мандоки в первую очередь историю любви, пусть и не самую классическую. А иначе Спэйдера, наверное, там и не было, репутация уже обязывала.

Актер здесь выступил в амплуа Макса, молодого вдовца из поколения яппи, над которыми так емко иронизировал «Американский психопат». Спэйдеровский герой здесь, к счастью, не является карикатурным поборником успешного успеха, живущим общественно одобряемую жизнь. Ведь он случайно встречает женщину из совсем другой вселенной – сорокалетнюю официантку Нору (Сьюзан Сарандон), что из народа и для народа. И, к своему же удивлению, влюбляется в нее и тонет в этом неожиданном, но донельзя бурном романе, против которого встают все, кому только не лень.

Темой романов с разницей в возрасте, где женщина старше, сейчас уже никого не удивишь – взять хотя бы недавний эротический хит «Плохая девочка» с Николь Кидман в роли той самой «девочки». А 35 лет назад это было в новинку, и для Спэйдера роль любовника помладше была достаточно смелой. Но сыграл он отнюдь не однобокого принца, что забывает обо всех различиях и преградах во имя искренних чувств к т.н. милфе в исполнении Сарандон. В его герое сошлись мотивы проживания потери и общественного порицания и поиска нежной любви, что может помочь справиться с этими невзгодами.

«Дурное влияние» (1990)

Чуть не менее эротическим, но не менее примечательным включением в фильмографию Спэйдера стала психологическая картина Кертиса Хэнсона, снявшего уже забытые, но знаковые для той эпохи триллеры «Рука, качающая колыбель» и «Секреты Лос-Анджелеса». Актер снова примерил на себя костюмчик яппи, но на этот раз социализации и уверенности в себе его герою Майклу хватало на порядок меньше. Так он и попал в цепкие лапы негодяя Алекса (Роб Лоу), чье влияние, как уже можно догадаться, ни к чему хорошему не привело.

Майкл пускается во все тяжкие – на вечеринках зависает, пьет, как не в себя, сексом направо и налево занимается. А коллеги и невеста (которая вмиг становится экс-невестой) вычеркиваются из разряда авторитетов, ведь балом правит такой крутой и загадочный Алекс. И, к тому же, вокруг так много сексапильных красоток, которых можно соблазнить деньгами и показной крутостью. По всем законам жанра карета героев превращается в тыкву, а за свои выходки, местами криминальные и ну совсем из ряда вон, платить все же нужно.

Увы, в то время внимание от самой ленты отвел экранный напарник Спэйдера, что в центре секс-скандала с малолетними оказался. А посмотреть в «Дурном влиянии» есть на что, хоть со временем этот триллер и затерялся среди подобных ему творений 1990-х. В первую очередь, конечно, на образ героя нашей подборки, ведь в отличие от провинившегося Лоу он сыграл не плоского злодея и плохого парня. А изначально светлую личность, которую тянут на дно собственные комплексы и нереализованность.

«Сторивилл» (1992)

Режиссерский дебют Марка Фроста, более известного в качестве соавтора культового сериала «Твин Пикс» Дэвида Линча, казалось бы, был обречен стать очередной околонуарной зарисовкой, каких в то десятилетие было пруд пруди. Если бы не Спэйдер и его талант привносить больше любопытной неоднозначности в образы своих персонажей. А тут ему явно было где разгуляться – история Фроста была мало того, что просто-напросто интересной, так еще и весьма злободневной для Америки тех лет.

В центре сюжета – амбициозный юрист Крей, который собирается пойти по следам отца и начать карьеру политика. Во время его восхождения на вершину ему, естественно, втыкают палки в колеса, с чем он в принципе и сам хорошо справляется. Например, путается с девушкой по вызову в сомнительном баре забавы ради. Отчего оказывается жертвой шантажа недоброжелателей своего отца, который, как выясняется, совсем не так прост и благороден, как о нем думал Крей. А очень даже грешен.

Спэйдер здесь выдает холодный, как острие ножа, перформанс, в котором нашлось место не только минималистичной целеустремленности его героя, но и, как ни парадоксально, юмору. Ведь портрет политика, замешанного в грязных секретах, списан с вполне реальных сенаторов и прочих вершителей американских судеб. И сатира здесь оказывается на своем месте, благо Спэйдер умело балансирует между серьезностью, живостью и юмористическими нотками в сценарной подоплеке своего персонажа.

«Секс, ложь, безумие» (1993)

Другого успешного бизнесмена из касты яппи Спэйдер сыграл и у Николаса Казана. Чей эротический триллер Dream Lover хоть и пал жертвой критического скептицизма и зрительских разочарований, но, тем не менее, впоследствии запомнился как любопытный образец жанра. Нелепо локализованный в России как «Секс, ложь, безумие», по всей очевидности, по аналогии с драмой Содерберга, на наследии которой захотелось неплохо поспекулировать. И фокус, однако, удался, хоть и со своими огрехами.

Персонаж Спэйдера предстает перед нами красавчиком, который, казалось бы, удачно обретает любовь после нелегкого развода. Очаровательная Лена в исполнении звезды «Твин Пикса» Мэдхен Амик наполняет его жизнь новыми смыслами и страстью, но все же эта femme оказывается достаточно fatale, чтобы начать постепенно разрушать жизнь своего мужа. Ведь она совсем не та, за кого себя выдает. И свежеиспеченной семейке предстоит немало выяснений отношений до раскрытия всей правды.

Тандем Амик и Спэйдера выглядит как то, что обязано было случиться в 1990-е, когда оба актера были на пике своей популярности и востребованности в эротических лентах разного пошиба. И в конечном итоге леденящая харизма последнего идеально дополнила талант роковой красотки в воплощении спорных, но таких ярких женских образов. Хоть к сюжетным поворотам картины все еще, мягко говоря, остаются вопросы, никаких сомнений по поводу блистательности этого экранного дуэта не возникает.

«Автокатастрофа» (1996)

К Содербергу, как мы уже знаем, Спэйдер заглянул очень удачно. Но еще выгоднее для него прошло сотрудничество с Дэвидом Кроненбергом, признанным мэтром кинопровокаций. Их совместный проект в эротическом жанре оставил в замешательстве многих, включая многоуважаемое жюри Канн, – Фрэнсис Форд Коппола вообще был против присуждения этой ленте каких-либо наград. И даже отказался вручать Кроненбергу специальный приз фестиваля. Такая шумиха уже впечатляет, не правда ли?

Дело в том, что «Автокатастрофа» повествует о культе людей вокруг, собственно, автомобильных аварий и полученных в них травм – возбуждает их это дело, и ничего с этим не поделаешь. Так, герой Спэйдера случайно оказывается в их рядах, параллельно пытаясь спасти свой брак. То ли от скуки, то ли от катастрофы. И чем дальше он скатывается в глубины своих фантазий и узнает о судьбах автомобильных сектантов, тем сильнее запутывается в реальной жизни за пределами смертоносных магистралей.

Кроненберг и Спэйдер проделывают магический трюк, превращая ленту о больных и ненормальных в нечто манящее и концептуальное. Да и попросту в настоящее искусство. Способствует этому не только минималистичный визуальный код ленты с отточенными урбанистическими пейзажами, но и образ главного героя, ловко скроенный режиссером и его звездой. А Спэйдеру тут потребовалось еще больше смелости и открытости к самым, по мнению большинства, извращенным опытам на экране.

«Секретарша» (2001)

Завершаем подборку неординарных сексуальных опытов Джеймса Спэйдера (в кино, конечно же) рассказом о ленте не совсем определенного жанра. Постановщик Стивен Шейнберг совместил элементы драмы, ромкома и, возможно, хоррора, представляя миру «Секретаршу». В результате фильм вышел, конечно, не таким эпатажным и извращенным, как скандальный опус Кроненберга, но свою минуту славы тем не менее получил. И совсем не остался похоронен в истории спустя практически четверть века.

Спэйдер возвращается к образу успешного юриста, не сильно утруждающего себя выстраивать долгосрочные отношения с женщинами. Но тут к нему на работу устраивается чудачка Ли (Мэгги Джилленхол), что не привыкла нормально существовать в социуме и не знает, что хорошо, а что плохо. Но слушается начальника беспрекословно, что не на шутку его заводит. А Ли, в свою очередь, заводит его удовлетворение от ее покорности. Но страсть между ними постепенно перерастает во что-то большее.

Тональность картины лихо меняется с напряженной на комедийную, но это отнюдь не смотрится искусственно или обрывисто. Ведь и Спэйдер, и Джилленхол на все руки мастера, так и подчиняют они себе и неординарную романтическую линию их героев, местами милую и наивную, и обыгрывание опасности динамики между ними. Хоть концовка ленты во многом и вызывает смех, нервный или же искренний, в судьбу служебного романа, представленную Шейнбергом, вполне веришь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Все любят погорячее: Как снимали «В джазе только девушки»

В середине 1950-х студийная система в Голливуде рушилась – звезды уже не были намертво привязаны к шести студиям-гигантам, поделившим между…

4 минуты назад

Новейшая российская анимация для взрослых

Российской анимации для взрослых становится все больше. Мало кто знает, но вот буквально за эту зиму уже вышло несколько совершенно…

2 часа назад

Победителя конкурса «5 пилотов для Okko» определили прямо во время трансляции

Стали известны победители уникального проекта «5 пилотов для Okko», участники которого как шоураннеры и режиссеры сняли пилотную серию своего сериала.…

3 часа назад

«Усадьба Ланиных»: Конец ушедшей эпохи

На сцене царствуют сумерки. Призрачным лунным светом залиты парковые аллеи и мраморные колонны старинной усадьбы (ее фасад – точная копия…

6 часов назад

Более половины россиян продолжают пользоваться подписками на онлайн-кинотеатры

Международная исследовательская компания GfK опубликовала очередной рейтинг онлайн-кинотеатров в России. По итогам четвертого квартала 2024 года подписками на платформы пользовались…

6 часов назад

Киноверсия спектакля «Павел I» с Александром Олешко выходит в широкий прокат

Триумфальную постановку Театра имени Вахтангова «Павел I» покажут на больших экранах в рамках проекта «Театр в кино». Главную роль исполнил…

1 день назад