Сегодня 65 лет исполняется Джеймсу Спэйдеру – актеру, который запомнился большинству киноманов по эротическим драмам и триллерам 1990-х. Несмотря на то, что его можно назвать конвенционально красивым лишь с некоторой натяжкой, уникальная харизма актера сделала его одной из главных кинозвезд того десятилетия. Вспоминаем самые яркие и сексуальные роли блондина и разбираемся, чем он привлекал как красоток на экране, так и очереди фанаток в реальной жизни.
В конце 1980-х Спэйдер уже успел блеснуть в культовом ромкоме «Девушка в розовом», но первый же опыт актера в эротическом жанре принес ему несравнимо больший успех. Помог ему в этом на тот момент дебютант – а ныне мастодонт – Стивен Содерберг, чья первая полнометражная лента прогремела на весь мир, включая Каннский фестиваль. Где оба, кстати, удостоились наград (Золотой пальмовой ветви и Серебряной премии за лучшую мужскую роль), что означало очевидное признание их режиссуры и актерской игры индустрией. Так, Спэйдер практически на самом старте карьеры получил невиданный карт-бланш на дальнейшее завоевание киноэротики.
А о чем, собственно, был фильм, что так и манит своим провокационным названием? О сексуальном неудовлетворении и невысказанных желаниях, нередко разрушающих семьи и жизни. Спэйдер тут играет чудака-кочевника Грэма, решающим задержаться в родном городе. Где сближается с супругой его давнего приятеля Энн (Энди Макдауэлл) и открывает ей правду о своем хобби. Грэм, импотент и одиночка, любит записывать на камеру рассказы женщин об их интимной жизни. И Энн потихоньку проникается этим и начинает откровенничать с ним о своем браке, на руинах которого возникают новые чувства.
Как можно сказать уже по одному синопсису, Грэм – явно не секс-символ, по которому бы могли сходить с ума миллионы зрительниц. Но не взирая на его весьма отталкивающие странности, герой Спэйдера привлекает к себе все внимание, заставляя покопаться в истинной сути его увлечения…и влечения. В чем очевидна большая заслуга актера, который без лишних словесных изъяснений обыгрывает травмированность и таинственность своего героя. Как и постепенное возгорание страсти между Грэмом и Энн, логичное, но при этом поражающее своей чувственной утонченностью.
Неудивительно, что после торжества «Секса, лжи и видео» Спэйдера завалили предложениями новых ролей, что каким-либо образом подразумевали нескромность интимных сцен или извращенность героев. Но следующая его эротическая картина, так же нескромная и в своем роде неординарная, вышла в разы романтичнее, нежели лента Содерберга или последующие работы актера. Рассказывал «Белый дворец» Луиса Мандоки в первую очередь историю любви, пусть и не самую классическую. А иначе Спэйдера, наверное, там и не было, репутация уже обязывала.
Актер здесь выступил в амплуа Макса, молодого вдовца из поколения яппи, над которыми так емко иронизировал «Американский психопат». Спэйдеровский герой здесь, к счастью, не является карикатурным поборником успешного успеха, живущим общественно одобряемую жизнь. Ведь он случайно встречает женщину из совсем другой вселенной – сорокалетнюю официантку Нору (Сьюзан Сарандон), что из народа и для народа. И, к своему же удивлению, влюбляется в нее и тонет в этом неожиданном, но донельзя бурном романе, против которого встают все, кому только не лень.
Темой романов с разницей в возрасте, где женщина старше, сейчас уже никого не удивишь – взять хотя бы недавний эротический хит «Плохая девочка» с Николь Кидман в роли той самой «девочки». А 35 лет назад это было в новинку, и для Спэйдера роль любовника помладше была достаточно смелой. Но сыграл он отнюдь не однобокого принца, что забывает обо всех различиях и преградах во имя искренних чувств к т.н. милфе в исполнении Сарандон. В его герое сошлись мотивы проживания потери и общественного порицания и поиска нежной любви, что может помочь справиться с этими невзгодами.
Чуть не менее эротическим, но не менее примечательным включением в фильмографию Спэйдера стала психологическая картина Кертиса Хэнсона, снявшего уже забытые, но знаковые для той эпохи триллеры «Рука, качающая колыбель» и «Секреты Лос-Анджелеса». Актер снова примерил на себя костюмчик яппи, но на этот раз социализации и уверенности в себе его герою Майклу хватало на порядок меньше. Так он и попал в цепкие лапы негодяя Алекса (Роб Лоу), чье влияние, как уже можно догадаться, ни к чему хорошему не привело.
Майкл пускается во все тяжкие – на вечеринках зависает, пьет, как не в себя, сексом направо и налево занимается. А коллеги и невеста (которая вмиг становится экс-невестой) вычеркиваются из разряда авторитетов, ведь балом правит такой крутой и загадочный Алекс. И, к тому же, вокруг так много сексапильных красоток, которых можно соблазнить деньгами и показной крутостью. По всем законам жанра карета героев превращается в тыкву, а за свои выходки, местами криминальные и ну совсем из ряда вон, платить все же нужно.
Увы, в то время внимание от самой ленты отвел экранный напарник Спэйдера, что в центре секс-скандала с малолетними оказался. А посмотреть в «Дурном влиянии» есть на что, хоть со временем этот триллер и затерялся среди подобных ему творений 1990-х. В первую очередь, конечно, на образ героя нашей подборки, ведь в отличие от провинившегося Лоу он сыграл не плоского злодея и плохого парня. А изначально светлую личность, которую тянут на дно собственные комплексы и нереализованность.
Режиссерский дебют Марка Фроста, более известного в качестве соавтора культового сериала «Твин Пикс» Дэвида Линча, казалось бы, был обречен стать очередной околонуарной зарисовкой, каких в то десятилетие было пруд пруди. Если бы не Спэйдер и его талант привносить больше любопытной неоднозначности в образы своих персонажей. А тут ему явно было где разгуляться – история Фроста была мало того, что просто-напросто интересной, так еще и весьма злободневной для Америки тех лет.
В центре сюжета – амбициозный юрист Крей, который собирается пойти по следам отца и начать карьеру политика. Во время его восхождения на вершину ему, естественно, втыкают палки в колеса, с чем он в принципе и сам хорошо справляется. Например, путается с девушкой по вызову в сомнительном баре забавы ради. Отчего оказывается жертвой шантажа недоброжелателей своего отца, который, как выясняется, совсем не так прост и благороден, как о нем думал Крей. А очень даже грешен.
Спэйдер здесь выдает холодный, как острие ножа, перформанс, в котором нашлось место не только минималистичной целеустремленности его героя, но и, как ни парадоксально, юмору. Ведь портрет политика, замешанного в грязных секретах, списан с вполне реальных сенаторов и прочих вершителей американских судеб. И сатира здесь оказывается на своем месте, благо Спэйдер умело балансирует между серьезностью, живостью и юмористическими нотками в сценарной подоплеке своего персонажа.
Другого успешного бизнесмена из касты яппи Спэйдер сыграл и у Николаса Казана. Чей эротический триллер Dream Lover хоть и пал жертвой критического скептицизма и зрительских разочарований, но, тем не менее, впоследствии запомнился как любопытный образец жанра. Нелепо локализованный в России как «Секс, ложь, безумие», по всей очевидности, по аналогии с драмой Содерберга, на наследии которой захотелось неплохо поспекулировать. И фокус, однако, удался, хоть и со своими огрехами.
Персонаж Спэйдера предстает перед нами красавчиком, который, казалось бы, удачно обретает любовь после нелегкого развода. Очаровательная Лена в исполнении звезды «Твин Пикса» Мэдхен Амик наполняет его жизнь новыми смыслами и страстью, но все же эта femme оказывается достаточно fatale, чтобы начать постепенно разрушать жизнь своего мужа. Ведь она совсем не та, за кого себя выдает. И свежеиспеченной семейке предстоит немало выяснений отношений до раскрытия всей правды.
Тандем Амик и Спэйдера выглядит как то, что обязано было случиться в 1990-е, когда оба актера были на пике своей популярности и востребованности в эротических лентах разного пошиба. И в конечном итоге леденящая харизма последнего идеально дополнила талант роковой красотки в воплощении спорных, но таких ярких женских образов. Хоть к сюжетным поворотам картины все еще, мягко говоря, остаются вопросы, никаких сомнений по поводу блистательности этого экранного дуэта не возникает.
К Содербергу, как мы уже знаем, Спэйдер заглянул очень удачно. Но еще выгоднее для него прошло сотрудничество с Дэвидом Кроненбергом, признанным мэтром кинопровокаций. Их совместный проект в эротическом жанре оставил в замешательстве многих, включая многоуважаемое жюри Канн, – Фрэнсис Форд Коппола вообще был против присуждения этой ленте каких-либо наград. И даже отказался вручать Кроненбергу специальный приз фестиваля. Такая шумиха уже впечатляет, не правда ли?
Дело в том, что «Автокатастрофа» повествует о культе людей вокруг, собственно, автомобильных аварий и полученных в них травм – возбуждает их это дело, и ничего с этим не поделаешь. Так, герой Спэйдера случайно оказывается в их рядах, параллельно пытаясь спасти свой брак. То ли от скуки, то ли от катастрофы. И чем дальше он скатывается в глубины своих фантазий и узнает о судьбах автомобильных сектантов, тем сильнее запутывается в реальной жизни за пределами смертоносных магистралей.
Кроненберг и Спэйдер проделывают магический трюк, превращая ленту о больных и ненормальных в нечто манящее и концептуальное. Да и попросту в настоящее искусство. Способствует этому не только минималистичный визуальный код ленты с отточенными урбанистическими пейзажами, но и образ главного героя, ловко скроенный режиссером и его звездой. А Спэйдеру тут потребовалось еще больше смелости и открытости к самым, по мнению большинства, извращенным опытам на экране.
Завершаем подборку неординарных сексуальных опытов Джеймса Спэйдера (в кино, конечно же) рассказом о ленте не совсем определенного жанра. Постановщик Стивен Шейнберг совместил элементы драмы, ромкома и, возможно, хоррора, представляя миру «Секретаршу». В результате фильм вышел, конечно, не таким эпатажным и извращенным, как скандальный опус Кроненберга, но свою минуту славы тем не менее получил. И совсем не остался похоронен в истории спустя практически четверть века.
Спэйдер возвращается к образу успешного юриста, не сильно утруждающего себя выстраивать долгосрочные отношения с женщинами. Но тут к нему на работу устраивается чудачка Ли (Мэгги Джилленхол), что не привыкла нормально существовать в социуме и не знает, что хорошо, а что плохо. Но слушается начальника беспрекословно, что не на шутку его заводит. А Ли, в свою очередь, заводит его удовлетворение от ее покорности. Но страсть между ними постепенно перерастает во что-то большее.
Тональность картины лихо меняется с напряженной на комедийную, но это отнюдь не смотрится искусственно или обрывисто. Ведь и Спэйдер, и Джилленхол на все руки мастера, так и подчиняют они себе и неординарную романтическую линию их героев, местами милую и наивную, и обыгрывание опасности динамики между ними. Хоть концовка ленты во многом и вызывает смех, нервный или же искренний, в судьбу служебного романа, представленную Шейнбергом, вполне веришь.
В середине 1950-х студийная система в Голливуде рушилась – звезды уже не были намертво привязаны к шести студиям-гигантам, поделившим между…
Российской анимации для взрослых становится все больше. Мало кто знает, но вот буквально за эту зиму уже вышло несколько совершенно…
Стали известны победители уникального проекта «5 пилотов для Okko», участники которого как шоураннеры и режиссеры сняли пилотную серию своего сериала.…
На сцене царствуют сумерки. Призрачным лунным светом залиты парковые аллеи и мраморные колонны старинной усадьбы (ее фасад – точная копия…
Международная исследовательская компания GfK опубликовала очередной рейтинг онлайн-кинотеатров в России. По итогам четвертого квартала 2024 года подписками на платформы пользовались…
Триумфальную постановку Театра имени Вахтангова «Павел I» покажут на больших экранах в рамках проекта «Театр в кино». Главную роль исполнил…