Что ждет мировую и российскую киноиндустрию? «КиноРепортер» встретился с директором по киноканалам АО «Цифровое телевидение», чтобы узнать прогнозы на будущее, а еще — о судьбе аниме и фантастики на российском ТВ.
— Иван, ваша журналистская деятельность в «Индустрии кино» касается прежде всего кинопроизводства как бизнеса, а вот как продюсер вы посвятили себя анимации — сначала киножурнал «Мульт в кино», теперь целый телеканал с аниме.
— Сейчас в России есть несколько перспективных контентных ниш. Их темпы роста впечатляют, хотя и остаются незамеченными большинством игроков рынка. Наша группа их разглядела, и в итоге мы первые запустили телеканал, полностью посвященный аниме, фэнтези и научной фантастике. Да, у канала FAN — совершенно гиковский контент, укорененный в мировой поп-культуре. Конечно, самая живая его часть сейчас в Азии — в Китае, Южной Корее и Японии. А Азия будет становиться все моднее — это видно по цифрам. В кинопрокате, где выпускать ленты сложнее и требуется больше средств, доля аниме в нише независимой полнометражной анимации составила в 2014 году 3,4%, в 2018-м — 14%, а в этом году за неполный квартал уже 23% — вот такая скорость роста популярности! Меня эта тема будоражит.
— Да, в китайском кинопрокате февральская касса преодолела $1,6 млрд, это новый мировой рекорд сборов за месяц…
— Китай по объему аудитории и бокс-офиса скоро будет соревноваться сам с собой или со всем западным рынком в целом. Заканчивается эра американской гегемонии, в которой мы жили все эти годы. Голливуд уже пытается обрести второе дыхание через китайский рынок, а сам Китай и вся Азия извлекут из этого свои дивиденды. Там сейчас внушительные бюджеты, но работа с историей, со сценариями и монтажные техники пока незрелые. Они будут стремительно взрослеть, и уже через 5–10 лет мы увидим совершенно новое азиатское кино — с другой системой ценностей, другим способом мышления.
— На какую аудиторию рассчитан ваш телеканал?
— Канал доступен миллионам абонентов у большинства операторов цифрового ТВ в стране. А в течение этого года будем стремиться к 100% покрытию. Статистику медиаизмерителей мы получим через пару месяцев, тогда и узнаем, кто конкретно нас смотрит и сколько их. Пока мы ориентируем канал на людей, рожденных с 1991 по 2005 год, — первые постсоветские поколения. Аудитория от 14 до 28 лет — крайне искушенные зрители, они росли в условиях полной доступности любого контента и пришли к аниме за новыми неисследованными вкусами. Росстат оценивает размеры этой аудитории в 53 млн человек — треть населения страны. У них совершенно разные предпочтения, но интерес к аниме и к японской культуре в целом растет.
— А что вас так зацепило в аниме?
— Аниме — это обещание завтра, генератор безумных фантазий. Посмотрите работы Миядзаки, там удивляет каждый кадр! Западный человек не может поверить, что фантазия способна так работать. Представьте себе, что такими станут и обычные фильмы… А это неизбежно! Что такое аниме? Это японская анимация, внутри которой живут абсолютно все жанры: ужасы, драмы, экшен, комедии, киберпанк, эротика и порно. Это целая самостоятельная вселенная.
— Вернемся в нашу вселенную. Вы уже несколько лет эксперт в совете Фонда кино. Какая заявка больше всего впечатлила?
— Мне понравился «Конек-горбунок» (анимационный проект студии «СТВ», — КР), очень хочу его увидеть. И совершенно потрясла заявка «Огонь» — это новый фильм «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» о пожарных, которые тушат лесные пожары. Я давно мечтал увидеть кино на эту тему. Еще интересная презентация — научно-фантастический хоррор «Спутник», продюсерский проект Федора Бондарчука. Мне кажется, он выведет жанр русского хоррора на новую орбиту. Этот жанр сейчас, как и аниме, со взрывным потенциалом роста. А у нас богатейший национальный материал — фольклорный, мистический, сказочный, на котором можно снимать роскошное кино.
— Кроме нового витка в хоррорах и анимации, какие еще прогнозы?
— Российское кино движется за границы нашего рынка, в мир. Это очень важно, потому что в мире растет спрос на альтернативную точку зрения, на другой взгляд. Все смотрят западное кино и приобщаются к фильмам из Азии. Мы можем и должны отвоевать себе долю мирового, в том числе и азиатского, прокатного бокс-офиса и долю в области домашних развлечений. Ведь кино — это мощный фактор «мягкой силы». А российская кинематография — одна из старейших в мире, у нас огромный креативный потенциал, богатейшая культура и неплохие финансовые возможности.
— Вы уже много лет ведете на «России-1» прямые трансляции с красной дорожки ММКФ, берете интервью у гостей фестиваля, пришедших на церемонию открытия. Какая встреча запомнилась больше всего?
— Самая незабываемая — пожалуй, с Владимиром Наумовичем Наумовым. Он мне тогда сказал: «Лучший фестиваль — это время. Никакое жюри так не расставит фильмы по местам, как годы». Я этой формулой пользуюсь постоянно и всякий раз убеждаюсь, что она верна.
Комментарии