Под сводами храма Василия Блаженного царит торжественная тишина. Повсюду разложена съемочная аппаратура, расставлены пластиковые стулья – необычные детали в интерьерах XVI века. Но именно это сочетание древности и современности создает особенную атмосферу. Ведь здесь снимают кино: семейный блокбастер с ласковым названием «Грозный папа» о приключениях царя Ивана Грозного в нашем времени.
Режиссер Карен Оганесян («Жизнь впереди», «Игра на выживание», «Пять невест») сосредоточенно смотрит в мониторы. В кадре высоченный Кирилл Кяро воплощает потрепанную элегантность. За ним – импозантный Евгений Гришковец в роскошном облачении и с приклеенной бородой. Юные Эрик Панич и Ульяна Пилипенко застыли в ожидании волшебства. А магии здесь немало. Чего стоит хотя бы сюжетная завязка.
Из-за козней злой колдуньи Иван Грозный (Гришковец) попадает в XXI век. В Москве царь встречает семью Осиповых – Никиту (Кирилл Кяро) и его детей, Ромку (Панич) и Полину (Пилипенко). Теперь им предстоит отыскать таинственную библиотеку Грозного, чтобы с помощью магической книги-гримуара отослать царя обратно и дать ему шанс спасти сына. Колдунью играет Елена Сафонова, а Игорь Верник исполнил роль олигарха Потоцкого, которому Никита задолжал денег.
Библиотека находится в храме Василия Блаженного, но добраться до нее не так-то просто. Здесь хватает всевозможных преград и своеобразных квестов, которые выполняют герои на пути к заветной цели. Храм с давних пор овеян множеством легенд, и библиотека – лишь одна из них.
Все еще жива теория, что зодчие Барма и Постник – на самом деле одно и то же лицо. Согласно распространенному мифу, Грозный ослепил архитекторов (или архитектора), чтобы ничего краше их творения не появилось на земле Русской. Однако реальных исторических подтверждений этому факту не найдено. Как не обнаружено и тайников с сокровищами или явных сходств конструкции храма с чертежами Леонардо да Винчи. Но легенды продолжают жить. И по-прежнему служат источниками вдохновения для новых фильмов.
Несмотря на определенные параллели со знаменитой комедией Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», создатели уверяют, что «Грозный папа» – совсем иной проект. Современные герои не попадают в прошлое, да и приключения у них совершенно другие.
«Нам показалось интересным через образ Грозного познакомить детей с историей, – признается Карен Оганесян. – Это шутливая вещь. Авантюрная – в добром, хорошем смысле слова. В первый день мы даже собрали маленькую фокус-группу из детишек – участников съемок и тестировали на них отдельные сцены. Спрашивали: «Смешно?» Если было смешно, мы двигались дальше. То есть своеобразный мини-тест мы уже прошли».
Помимо храма Василия Блаженного, съемки проходили на Красной площади и в Ростовском кремле. Некоторые сцены отснимут в Казани. И главные вызовы у авторов ленты впереди, хотя писатель, драматург, музыкант Евгений Гришковец уже столкнулся с серьезными испытаниями. Ему пришлось впервые в жизни выбросить человека из машины, спеть, станцевать и побрить наголо голову. Зато теперь на ней красуется шапочка из «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна.
«В настоящее время мы снимаем первую часть картины – 50 минут, без больших трюков, – продолжает Оганесян. – Работа над трюками нам еще предстоит – мы выстроим декорации в павильоне. Это будет в декабре и в мае. В общей сложности предусмотрено три съемочных блока».
Гришковцу роль Грозного досталась без кастинга. Режиссер сразу увидел сходство между ним и царем из сценария, лукавым, хулиганистым, но добродушным. Члены съемочной группы нежно называют его дядя Ваня. По-настоящему суровый правитель никогда не допустил бы панибратского отношения к своей важной персоне, а Грозный Оганесяна этому только рад.
«Мой Грозный – это Карлсон, – заявляет Гришковец. – Причем не столько мультипликационный, сколько книжный, из произведений Астрид Линдгрен. Он довольно вредный. Очень эгоистичный. Бесцеремонный. В сущности, неприятный тип! Но к нему страшно тянутся дети. Он притягателен своей неугомонностью, энергией и жизнелюбием. А к съемкам я с самого начала относился как к приключению. Грозный здесь отчасти ребенок. И я далек от того, чтобы при работе над картиной задумываться об исторической правде. Пусть дети просто смотрят приключенческую историю и смеются».
В трактовке авторов фильма царь и сына не убивал – во всяком случае, осознанно. В соответствии с распространенной версией реальный Грозный в пылу ссоры нанес царевичу Иоанну смертельный удар посохом. В «Папе» же гибель молодого человека – чистой воды случайность, и Грозный Гришковца делает все возможное, чтобы это исправить.
Обаятельное ребячество присуще и герою Кирилла Кяро («Измены», «Эпидемия»). Казалось бы, перед нами вполне драматичный персонаж. Он развелся с женой. Детей видит только по выходным. Уделяет им гораздо меньше времени, чем они бы хотели. Но у него есть прекрасная мечта – найти библиотеку Грозного. Он даже написал об этом книгу, но к объекту своих поисков так и не приблизился. Пока в его жизнь не вмешалось самое настоящее чудо.
«Сначала мой герой не верит в происходящее, – говорит Кяро. – В отличие от детей. Но потом Грозный убеждает нас, что он – тот самый. Никита, Ромка и Полина пытаются помочь ему и заодно находят общий язык. По сути, наш фильм – роуд-муви. Герои преодолевают километры на пути к цели, что их здорово сплачивает».
Съемки в храме Василия Блаженного не вызвали у создателей ленты священного трепета. Это лишь локация – пусть и редкостной красоты. По словам Карена Оганесяна, поддержание контраста между древностью и современностью стало важным вызовом в ходе всего съемочного процесса. А Кирилл Кяро признался, что с удовольствием совместил бы работу с изучением достопримечательностей.
«Мы совсем обнаглели – пришли на Красную площадь и снимаем в самом красивом храме страны, – смеется он. – Хотелось бы все здесь обойти, изучить, пообщаться с искусствоведами… Они за нами постоянно присматривают. Мы же киношники, всякое бывает!»
После очередного дубля команда собирается за спиной постановщика и любуется своими стараниями. Гришковец пытается заглянуть через плечо Кяро. Без шансов. Сразу вспоминается в шутку брошенное замечание Оганесяна: «Кирилл, мы тебя только из-за роста взяли!» Негромкие голоса шуршат в унисон с шелестящим по крыше дождем. Печально звонят колокола. Но на лицах собравшихся расцветают улыбки: дубль удался. Можно выдохнуть, подготовиться к следующей сцене. Режиссер раздает указания. Кяро идет на улицу глотнуть свежего воздуха. Гришковец опускается на стул и закрывает глаза. Минутка отдыха никому не повредит. Даже царю.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…