Рассказываем про важные театральные события ушедшего 2023 года.
Тройной юбилей
Для МХТ этот год выдался праздничным во многих отношениях. Во-первых, 125-летие отметил сам театр. Задумка двух гениев – Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко – не только воплотилась в жизнь, но и позволила проявиться десяткам звезд: актерам, режиссерам, художникам. Во-вторых, 100 лет – Музею МХАТ, да и третий юбилей тоже значительный – 80 лет Школе-студии МХАТ. Неудивительно, что празднование шло с размахом.
Весной дебютировала премия Художественного театра, направленная на поддержку молодых деятелей искусств. Победителей выбрали сразу в 7 номинациях. Летом на Сокольнической линии московского метро начал курсировать тематический поезд. Внутри – афиши и исторические фотографии, а названия станций объявляют звезды театра: от худрука Константина Хабенского до Дарьи Мороз.
Наконец, торжественный вечер 26 октября открылся вручением памятных «чаек» и продолжился премьерным спектаклем «9-й ряд. 10-е, 11-е место». Поздравления коллективу прислали даже с МКС, так что фраза про космические масштабы события даже не преувеличение.
Праздник к нам приходит
Весной юбилейные сезоны продолжались сразу в нескольких театрах. 125-й сезон закрыли в МХАТ имени Горького, который был отделен от МХТ в 1987 году. Сотые сезоны отметили в театрах Моссовета и Маяковского, 30-й – в театре Александра Калягина Et Cetera и 10-й – в Московском Губернском театре под руководством Сергея Безрукова.
Осень выдалась не менее насыщенной: 100-й сезон стартовал в Театре сатиры с премьеры «Иван Васильевич» в постановке художественного руководителя театра Сергея Газарова. 105-летие отмечают в МАМТ – в этом году зрителей ждет «русский сезон».
Также 85-й сезон открыли в «Сатириконе», уже несколько лет кочующем по чужим площадкам. Первой премьерой стала комедия «Четыре тирана» по пьесе Карло Гольдони в постановке Константина Райкина. В Театре на Таганке стартовал 60-й – спектаклем «104 страницы про любовь» по пьесе Эдварда Радзинского.
На новых территориях
Коллективы из ведущих театров страны приезжают на гастроли в ЛНР и ДНР на регулярной основе, а труппам местных театров предоставляют площадки для выступлений и приглашают на профессиональные и любительские фестивали по всей стране. В их числе «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры», Всероссийский фестиваль семейных любительских театров и другие.
Поддержка выражается и в благотворительных инициативах. Это не новая практика: в прошлом году Большой театр организовал акцию «Открытый занавес» в поддержку беженцев из ЛНР и ДНР, семей погибших и раненых, а фонд Евгения Миронова «Театральные инициативы» помог собрать 8 млн рублей для Мариупольского драмтеатра. Такая поддержка дала свои плоды: в юбилейном, 145-м сезоне Мариупольский театр выпустил 15 постановок. Полным ходом идет и реконструкция здания театра, куда труппа надеется вернуться в самое ближайшее время.
В этом году благотворительными инициативами отметился Малый театр, труппа которого взяла под опеку театр Луганска. Там же для детей из ЛНР и ДНР проводятся бесплатные мастер-классы и экскурсии. Кроме того, соглашения о сотрудничестве в сфере детского и юношеского образования заключили 17 школ искусств Москвы и Донбасса.
Еще одна акция под названием «Общая сцена» была инициирована Министерством культуры: по результатам ее первого этапа в театры новых территорий передадут более 1500 костюмов и реквизит на сумму 130 млн рублей.
Любимый классик
12 апреля исполнилось 200 лет со дня рождения Александра Островского, однако эту значимую дату отмечают весь год. Сразу две версии «Леса» появились на столичных подмостках: одну презентовали студенты мастерской Евгения Писарева в Театре им. Пушкина, вторую показали в Театре им. Маяковского в постановке худрука Егора Перегудова. Не обошли вниманием даже самую первую, редко ставящуюся пьесу драматурга: «Семейную картину» в новом сезоне выпустили в Московском Губернском театре.
Обратились творцы и к более известным произведениям: «Кремлевский балет» вернул на сцену постановку «Снегурочка» после трехлетнего перерыва. Впрочем, формальный повод не отменяет актуальности классика: спектакли по мотивам произведений Островского по-прежнему собирают полные залы. Возможно, потому, что люди действительно не меняются.
Феминизм ни при чем
Новость о назначении Марины Брусникиной главным режиссером РАМТа объявил худрук РАМТа Алексей Бородин на сборе труппы в начале сезона. У постановщицы огромный опыт: она ставила блестящие спектакли в МХТ им. Чехова, Театре им. Пушкина, «Сатириконе», Et Cetera, новосибирском «Глобусе» и других. В 2018-м, после смерти мужа Дмитрия Брусникина, она возглавила театр «Практика».
Символично, что первый спектакль в РАМТе Брусникина поставила ровно 10 лет назад – он назывался «Лада, или Радость». Плодотворное сотрудничество продолжилось еще четырьмя премьерами – самая свежая увидела свет в сентябре. Кстати, по словам Алексея Бородина, это назначение «предельно органично», поскольку в РАМТе «исторически была женская энергия». Ведь театр наследует МТЮЗу, который в 1921 году создала Наталья Сац и в котором в последующие годы творили многие женщины-режиссеры.
Комментарии