В преддверии новогодних праздников сразу несколько столичных театров ввели продажу именных билетов. С октября на весь репертуар эту меру распространил Большой театр, на самые аншлаговые спектакли – Театр им. Вахтангова. При покупке необходимо заполнить форму с личными данными. Они вносятся и в сам билет, и в специальную базу, а перед началом спектакля сверяются с удостоверением личности. Такой способ руководители театров называют самой действенной мерой борьбы со спекулянтами, которых они обвиняют ни много ни мало «в подрывной деятельности». Альтернативным вариантом могут стать изменения законодательной базы, в числе сторонников такого решения – директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок.
На театральные подмостки вернулись киносценарии. Только в 2024-м зрители увидели в Новом пространстве Театра наций «Мой брат умер» Алексея Балабанова и «Молодость» китайской постановщицы Фэн Сяоган, на Малой сцене «Студии театрального искусства» – «Долгую счастливую жизнь» Геннадия Шпаликова, на Новой сцене Таганки – «Свадьбу» по мотивам сценария Павла Лунгина и Александра Галина, а Театр на Бронной представил свою версию «Калины красной» Василия Шукшина.
Кроме того, Театр Российской Армии перевыпустил свою знаменитую «Гусарскую балладу», ведь сценарий к фильму Эльдар Рязанов написал, опираясь на героическую комедию Александра Гладкова «Давным-давно», поставленную на сцене этого театра. На будущий год худрук МХТ им. Чехова Константин Хабенский уже анонсировал «Двадцать дней без войны» по сценарию Константина Симонова – к 80-летию Победы его поставит Марина Брусникина.
Этот год запомнился небывалым количеством театральных объединений. Так, Владимир Машков теперь исполняет обязанности худрука Театра Олега Табакова и директора «Современника». Константин Богомолов, стоящий во главе Театра на Бронной, принял под свое руководство бывший Театр Романа Виктюка, который уже успел переименовать в Театр-сцену «Мельников». А Евгений Герасимов, в ведении которого находится Театр на Малой Ордынке, возглавил Театр сатиры.
Череда назначений вызвала бурю обсуждений в публичном поле, а новым начальникам пришлось отвечать на вопросы не только журналистов, но и подчиненных, число которых кратно увеличилось. Пока что все руководители едины в обещаниях бережно сохранять наследие вверенных им учреждений и не рубить с плеча. Пересматривать репертуар и контракты с артистами, конечно, будут, но в щадящем режиме.
Год начался с 10-летия Московского Губернского театра. На праздничном вечере худрук Сергей Безруков перенес на сцену знаменитый текст Виссариона Белинского, посвященный театру. А тем, кто служит 10 лет, вручили памятные знаки. Сразу две большие даты отмечают в Театре им. Пушкина – открытие 75-го сезона и 110-летие Камерного театра, к которому худрук Евгений Писарев выпустит постановку «Плохие хорошие» по пьесе Оскара Уайльда. «Сатирикон» отметил 85-летие сразу в Москве и Санкт-Петербурге премьерами, выставками и творческими встречами – в том числе с худруком Константином Райкиным.
Театр сатиры отметил 100-летие. В праздничную дату труппа сыграла «Планету Ширвиндт» – спектакль-посвящение Александру Ширвиндту, ушедшему из жизни незадолго до знаменательного события. Планируются и другие торжественные мероприятия. В их числе большой гала-концерт, который объединит старшее и молодое поколения артистов. Наконец, важную дату отметили в Малом театре – со дня открытия исторической сцены старейшего театра столицы исполнилось 200 лет.
Юбилейная церемония вручения театральной премии «Золотая маска» совпала со знаковой реформой: в канун 2024 года президентом театральной премии и одноименного фестиваля стал Владимир Машков, также назначенный главой Союза театральных деятелей. Благодаря этому отбор конкурсантов проводило новое жюри, а часть категорий была упразднена.
«Великий русский артист Михаил Ульянов 30 лет назад сформулировал главную идею «Золотой маски»: «Профессионалы – профессионалам». В этом году у нас большое событие – премия вернулась в СТД, а наша задача теперь – вернуть ей ее первоначальный смысл», – отметил Машков во время вступительной речи.
При поддержке Министерства культуры действует программа «Большие гастроли», благодаря которой зрители по всей стране могут увидеть самые яркие образцы исполнительского искусства. Пристальное внимание уделяется коллективам из ЛНР и ДНР – театрам, ансамблям песни и танца, а также коллективам филармоний и даже фолк-бэндов. География туров внушительная: в Благовещенске, Хабаровске и Владивостоке ансамбль «Донбасс» представил сольную программу «Донбасский характер», а жители Якутии познакомились с постановками Горловского театра кукол. Всего во Всероссийском гастрольно-концертном плане приняло участие 17 коллективов из новых регионов. Выступления проходили в более чем сотне городов по всей стране. Кроме того, в программу вошли ответные визиты на площадки в Луганской и Донецкой Республиках.
Российские сериалы взяли за правило не только освещать насущные социальные проблемы, но и буквально предлагать пути к их решению. Например, в драме «Неверные» поднимается тема женского алкоголизма. И сразу перед титрами ссылка на сайт, где можно пройти тест на зависимость, получить бесплатную консультацию и узнать, что делать, если от зависимости страдает близкий человек. А в криминальной комедии «Фарма» герой Марка Эйдельштейна страдает от миодистрофии Дюшенна. И снова на экране адрес, куда обратиться за помощью и всей необходимой информацией, если вдруг что, не дай бог. И в триллере «Трасса» про сексуальное насилие то же самое. И так далее. Интересное с полезным – как принцип, взятый за основу.
Аудитория российских онлайн-кинотеатров теперь составляет более половины населения России. Психологическую отметку преодолели уже по итогам первого квартала, рекорд – 52% среди жителей городов. Чуть больше эта доля в Москве, Санкт-Петербурге и других миллионниках, чуть меньше – в городах до 100 тыс. человек. Но в целом существенная динамика налицо. При этом пятерка лидеров по количеству подписчиков контролирует около 85% всего рынка, и их отрыв от остальных лишь увеличивается.
Поскольку зритель постепенно уходит в онлайн, туда же вслед за ним перемещается и контент, в том числе и чисто телевизионный, в процессе претерпевая весьма причудливые трансформации. Все большей популярностью пользуются развлекательные шоу телевизионного формата, но созданные специально для интернет-платформ. Причем главным образом бесплатных – Rutube, VK, «Одноклассников». Они могут быть совершенно любых жанров, и в них мелькают все те же знакомые лица, но зачастую они отличаются от тех, что транслируют по федеральным каналам, большей творческой свободой.
Телеканалы стали активно и, что самое главное, успешно сотрудничать как с кинокомпаниями, так и со стриминговыми платформами, вкладываясь в производство фильмов и сериалов, а взамен получая права на их показ. Так, обычным делом уже стала ситуация, когда произведение сначала выходит в онлайн- или обычном кинотеатре и тут же следом попадает в эфир дружественного канала. Бывает, что и одновременно крутят, хочешь – тут смотри, хочешь – там. В итоге все только в плюсе: и производство экономнее, и аудитория расширяется, и зрителю удобство и разнообразие.
Если есть популярный сериал, почему бы не сделать по нему фильм? Если есть популярный фильм, а лучше – успешная кинофраншиза, почему бы не сделать сериал? Объединение разных форматов под одним брендом – еще одна примета времени, которая в 2024 году высветилась особенно ярко. Вселенная «Последнего богатыря», например, приросла сериалом, фильмы про майора Грома тоже конвертируют в сериал. «Триггер» немного побыл полным метром, но вернулся с третьим сезоном на малые экраны. Даже шлягер Михаила Шуфутинского про 3 сентября и тот превратился в сериал. То ли еще будет.
Этот год научил нас тому, что, если онлайн-премьера назначена на конкретную дату, это еще ничего не значит. Особенно показателен в этом плане пример сериала «Преступление и наказание». В течение недели продолжалась чехарда с датой релиза: несколько раз назначали новое время, и в последний момент все отменялось. Объяснений так и не последовало. Похожие случаи произошли с сериалами «Фарма» и «Спойлер». Что это было – пересъемка, маркетинговый ход? В результате проекты, как правило, все-таки добираются до экрана, но причины сдвига премьер остаются тайной.
Ангелы в современном российском кино – тема пока еще неизбитая. И если в зарубежных проектах небесные существа давно заняли свою…
В этом году случилось сразу несколько неожиданных и громких разводов, способных потягаться за звание «разрыв года». Самым криминальным однозначно стало…
В Лос-Анджелесе прошла церемония вручения премии «Золотой глобус». Ее главными триумфаторами в этот раз стали фильмы «Эмилия Перес» и «Бруталист».…
Образ Равиля из сериала «ЮЗЗЗ» принес на тот момент 25-летнему Кузьме Котрелеву нашу премию «Аванс» как самому многообещающему артисту. Тем…
История кино видела немало ярких камбэков, но возвращение Деми Мур определенно было одним из самых вызывающих и смелых. Ее перформанс…
Военная драма Михаила Калатозова «Летят журавли» ляжет в основу мюзикла, который поставят к 80-летию Великой Победы. Над музыкой к нему…