Кино

Итоги 2019: 6 главных бизнес-событий года

Поглощение года

Сделка века о покупке конгломератом Disney корпорации FOX за 71,3 млрд долларов была объявлена еще в конце прошлого года. Но процесс поглощения занял весь 2019-й. В объединенной компании прошла серия увольнений — новые хозяева резали целые отделы, функции которых дублировались: например, маркетинг и международную дистрибуцию. Disney сохранил подразделения Fox Searchlight и Fox Animation как самостоятельные лейблы, а студия Fox 2000 была распущена.

Соглашение не все приняли благосклонно. Disney и без того был лидером рынка, а теперь его фильмам достанется до 40% всех кассовых сборов Северной Америки. Сенатор Берни Сандерс, баллотирующийся в президенты США на ближайших выборах, уже заявил, что, когда придет к власти, разобьет медиаконгломерат на части.

Мнение года

Мартин Скорсезе

На фоне успеха картин Marvel режиссер Мартин Скорсезе нелестно высказался о супергеройском жанре. По его мнению, это не кино, а фильмы больше похожи на аттракционы в парке развлечений. Слова классика вызвали в киноиндустрии полярную реакцию. Режиссеры из марвеловской команды Джосс Уидон и Джеймс Ганн выразили сожаление, что любимый ими автор не понимает их работы.

Позже к Скорсезе присоединился другой мэтр — Фрэнсис Форд Коппола. Он пошел дальше и просто назвал продукцию Marvel «омерзительной». Джон Фавро, автор самого первого «Железного человека», попытался примирить стороны виртуального конфликта, назвав критиков своими учителями и героями: «Они столько сделали и делают для продвижения и развития кино, что заслужили право на любое высказывание на эту тему».

Позже Скорсезе опубликовал целую статью, в которой подробно объяснил свою позицию и отношение к фильмам Marvel. Помимо уже озвученных эстетических аргументов, он описал, как блокбастеры вытесняют все остальные фильмы из кинотеатров на стриминговые сервисы, и почему от этого в конечном счете проигрывает зритель.

Успех года

Кадр из фильма «Мстители: Финал»

Окончание супергеройской саги «Мстители» стало самым кассовым фильмом всех времен. С выручкой 2,797 млрд долларов «Финал» опередил на несколько миллионов предыдущего лидера — «Аватара» Джеймса Кэмерона (2,789 млрд в 2009 году). Чтобы достичь заветного рекорда, «Мстителей» буквально пришлось тянуть за уши. Через несколько месяцев после релиза фильм повторно выпустили в прокат с одной дополнительной сценой после титров.

Кстати, в российском прокате «Мстители: Финал» оказались только вторыми, собрав 2,58 млрд рублей. Их опередил новый «Король Лев» с 2,63 млрд, а самый кассовый отечественный фильм «Т-34» занял третье место (2,25 млрд рублей).

Экспорт года

Кадр из фильма «Движение вверх»

Главный российский фильм прошлого года «Движение вверх» продолжал устанавливать новые рекорды и в этом. Лента вышла в июне в КНР и собрала 13,2 млн долларов, что пока лучший показатель для российского кино в Поднебесной. Кроме того, на одном из ведущих киносайтов Китая Douban общая пользовательская оценка ленты составила 8,2 из 10 при более чем 80 тыс. проголосовавших.

Предыдущие российские рекордсмены китайского проката «Сталинград» и «Снежная королева 3» заработали по 11,5 млн долларов каждый.

Скандал года

Евгений Баженов

Летом стало известно, что кинокомпания Kinodanz подала иск на 1 млн рублей к видеоблогеру Евгению Баженову, более известному в интернете как BadComedian. Поводом стала защита авторских прав — по мнению представителей компании, блогер неправомерно показал 20 минут из их фильма «За гранью реальности» в своем критическом видеообзоре. Это была бы рядовая судебная тяжба, если бы из дела не вырос публичный скандал. BadComedian назвал иск попыткой цензуры и призвал на помощь Рунет, но в защиту блогера высказались не только рядовые пользователи. За Баженова, например, вступился продюсер Александр Роднянский и даже режиссер Сарик Андреасян, чьи работы часто становились мишенью BadComedian. В итоге стороны конфликта заключили мировое соглашение, подробности которого раскрыть отказались.

Инициатива года

Министерство культуры РФ и Фонд кино запустили новую публичную базу данных господдержки отечественных фильмов. Она начала работать осенью в рамках «Единой федеральной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах». На сайте системы у тех проектов, которые получили субсидии, можно увидеть на возвратной или нет основе им выдали средства, и главное — размер бюджета. В будущем функционал базы будет расширяться — в частности, появится черный список проектов и продюсеров, не вернувших деньги государству. Но уже сейчас база обеспечивает невиданную до сих пор в отечественной киноиндустрии прозрачность.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Интеллектуальные игры: Как техника сосуществует с ИИ

Стремительное развитие искусственного интеллекта – уже неизбежность. И взять его на вооружение поспешили разработчики новаций для домашнего кинотеатра. Знакомим вас…

1 час назад

Не только Мадс Миккельсен: 5 звезд мирового кино из Дании

Сегодня 60 лет исполняется старшему брату Мадса Миккельсена Ларсу. По этому поводу «КиноРепортер» решил вспомнить о других датских актерах, которые…

4 часа назад

Долгое прощание: Все «последние фильмы» Квентина Тарантино

Как вам наверняка известно, Квентин Тарантино намерен снять ровно десять фильмов, после чего его славная режиссерская карьера благополучно завершится. До…

11 часов назад

Акция «Бессмертный полк» пройдет в память о кинематографистах-фронтовиках

Ко Дню Победы телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» и Общероссийское общественное гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк России» проводят в телеэфире и соцсетях,…

1 день назад

Важные люди. Магия монтажа

Монтаж – настоящее таинство, в процессе которого сотни и тысячи кусочков отснятого материала собираются в единый кинопазл. Техник и приемов,…

1 день назад

«Отцы и дети» в Театре наций

20 и 21 мая на основной сцене Театра наций состоится премьера спектакля по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети». Режиссером…

1 день назад