Театр

История одной драмы

Спектакль «Девушка и смерть» появился стараниями Алисы Хазановой, активно реализующей себя в последнее время в различных камерных постановках. Тема, по ее признанию, пришла к ней сама — удивительная и трагическая судьба советской артистки, которая вошла в историю отечественного кинематографа как актриса одной роли. Валентина Караваева, выпускница актерской школы при киностудии «Мосфильм», сыграла главную роль в фильме Юлия Райзмана «Машенька» (1943 год). Эта роль принесла ей всенародную любовь и самую престижную награду СССР — Сталинскую премию.

По пути на съемки в новом фильме Райзмана «Небо Москвы» актриса попала в аварию, изуродовавшую ее лицо. Больше в кино она не снималась. Была замужем за английским дипломатом, несколько лет прожила с ним за границей, развелась, вернулась в СССР, где ее снимали лишь в эпизодах, и занималась дубляжом. Но она не могла смириться с тем, что в большом кино для нее нет места. И двадцать с лишним лет Валентина Караваева сама себя снимала, играя разные роли перед любительской кинокамерой. Звук записывала на катушечный магнитофон. Ее любимой ролью была Нина Заречная из чеховской «Чайки», которую она сыграла перед камерой бессчетное число раз. Эти ее сохранившиеся записи можно считать прообразом популярных нынче видеоблогов. Эти же хроники вдохновили создателей спектакля «Девушка и смерть».

Умерла актриса в забвении и нищете. А вся ее судьба, можно сказать, уместилась в надписи на надгробном памятнике: «Валентина Ивановна Чапмен-Караваева. Незабвенная Машенька». Эта надгробная плита появляется на сцене в первые же минуты спектакля, который по просьбе Алисы Хазановой поставил режиссер Максим Диденко (драматург Валерий Печейкин, сценограф Галина Солодовникова). Все действие происходит в последний день жизни артистки, чей образ создает в спектакле Алиса Хазанова.

Помимо нее на сцене еще один актер, Алексей Розин (многие запомнили его по фильму Андрея Звягинцева «Нелюбовь»). Его задача – создать сразу несколько образов, которые живут в сознании героини или же стали плодом ее воображения. Сначала это режиссер, предлагающий сыграть в его фильме, и в перспективе навеки слиться с «львами, орлами и куропатками», стать Ниной Заречной. Потом – Алеша, возлюбленный той самой Машеньки из одноименного фильмы, и еще разные партнеры по несыгранным ролям, о которых актриса мечтала. И лишь в конце приходит понимание, что этот человек — сама Смерть, которая пришла к ней в образе того, кого она давно ждала – режиссера, готового снять ее в своем фильме. Главная тема спектакля повествует о самом главном моменте — переходе из жизни в смерть.

«В спектакле мы рассуждаем на очень личную для каждого человека тему отношения к смерти, — рассказывала Алиса Хазанова в недавнем интервью. — История Валентины Караваевой, удивительная и трагичная, стала неким проводником для нас. На сцене я играю «девушку», а Алексей — «Смерть», но на самом деле мы часть одного целого. В какие-то моменты он мой проводник, а в какие-то — оппонент. Но, по сути, все это внутренний голос, который есть у каждого из нас, и иногда этот голос становится слишком громким и мешает жить».   

Максим Диденко сделал мультимедийный спектакль, смесь театра и кино, где самое сильное эмоциональное впечатление оставляет его визуальная составляющая. В центре сцены — куб, который, поворачиваясь в разные стороны, превращается то в комнату Караваевой, где она одиноко репетировала, то в такси, в котором попала в аварию, то в съемочную площадку, куда она мечтала вернуться. Но этот куб можно воспринимать еще и как материализованное сознание героини, в котором всплывают ее воспоминания и мечты. И все это отображается крупным планом на сторонах этого куба и на установленных на сцене экранах. Внутри куба постоянно идут съемки на камеру, прообразом которых стали те самые любительские записи, которые долгие годы вела актриса в своей крошечной московской квартирке. Зрители непременно должны знать и это обстоятельство, да и историю жизни Валентины Караваевой, иначе происходящее на сцене вряд ли будет ими понято. Оригинальную музыку к спектаклю написал Луи Лебе  — композитор, музыкант и продюсер французско-британского происхождения, живущий в Москве. Спектакль «Девушка и смерть» впервые был показан в Лондоне, где, собственно, и был создан в прошлом году. Московская премьера состоялась в Театральном центре «На Страстном».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Чем займутся Пирс Броснан, Кеннет Брана и Ума Турман

Как известно, бывших шпионов не бывает. Вот и Пирс Броснан, известный по роли Джеймса Бонда, возвращается в жанровое кино. Ирландец…

10 часов назад

День Победы отметят в Театре сатиры

9 мая в Театре сатиры пройдут праздничные мероприятия, приуроченные ко Дню Победы. Попасть на них можно бесплатно, необходимо только зарегистрироваться. …

11 часов назад

«КиноРепортер» рекомендует: Сериалы, обязательные к просмотру

Рассказываем про самые яркие сериальные новинки – от политической драмы «Спойлер» про партийные интриги до «Эрика», в котором Бенедикт Камбербэтч…

12 часов назад

Русский Джеймс Бонд и атомная бомба против цензуры: Как снимали «Бриллиантовую руку»

После невероятного успеха первых двух фильмов о Шурике Леонид Гайдай хотел отойти от жанра комедии. Режиссер положил глаз на классическую…

17 часов назад

Закрытие ММКФ-2024: Интересные образы красной дорожки

На дорожке любого фестиваля или кинопремии сложно что-то противопоставить эффектному появлению в черном вечернем платье или костюме. В первую очередь,…

1 день назад

«Зло не существует»: Экопритча с привкусом драмы

В российский прокат вышел новый фильм Рюсукэ Хамагути – «Зло не существует». Кажется, на полке славы режиссера собраны почти все…

1 день назад