Обаятельная советская комедия, хулиганское бадди-муви и рок-н-ролльный беспредел с Киану Ривзом.
Сегодня, 8 декабря, отмечается Международный день путешественника во времени, когда принято наряжаться в исторические костюмы, а также перечитывать и пересматривать разные значимые произведения в жанре темпоральной фантастики. Мы же по такому случаю решили вспомнить несколько не самых известных, но точно заслуживающих вашего внимания картин, персонажи которых мечутся между прошлым, настоящим и будущим.
«Взлетная полоса» (1962)
Жанр этого великого фильма его автор, выдающийся документалист Крис Маркер, определял как «фотороман». Он скомпонован из статичных изображений, смонтированных под аккомпанемент закадровых комментариев. Из них мы узнаем, что в пожаре третьей мировой войны уничтожен Париж. Значительная часть поверхности земного шара отравлена радиацией и более не пригодна для жизни. Многие погибли. Некоторые укрылись в катакомбах.
Последняя надежда связана с путешествиями во времени: благодаря им, если эксперименты пройдут удачно, получится достать продовольствие и лекарства. Вот безымянного героя и направляют сперва в прошлое, а затем – в будущее, дабы спасти настоящее. Абсолютно уникальное произведение, которое продолжается всего полчаса. Но эти полчаса повлияли на массу постановщиков от Жан-Люка Годара до Терри Гиллиама и нашли отражение в огромном количестве культовых картин. «Бегущий по лезвию», «12 обезьян», «Темный город», «Вечное сияние чистого разума»… Солидный выйдет список.
«Разбудите Мухина» (1968)
Славная, хоть и незаслуженно забытая лента режиссера Якова Сегеля («Дом, в котором я живу»). Сергей Шакуров сыграл студента по имени Саша Мухин. Он работает в метро машинистом, а по вечерам посещает лекции. Ну, как посещает – в основном присутствует на них в состоянии блаженного забытья. Зато во сне странствует по разным эпохам, в зависимости от того, на каких занятиях он отключается.
На литературе Мухин встречается с А.С. Пушкиным, радостно диктуя ему финал «Памятника». На истории переносится в Древний Рим, где знакомится со Спартаком и участвует в атлетических состязаниях гладиаторов. На астрономии беседует с преподавателем, представшим в облике Галилео Галилея. А в итоге вообще оказывается на необитаемом острове. Причем разных персонажей играют одни и те же актеры – Николаю Рыбникову, например, достались исключительно «ругательные» роли антагонистов вроде инквизитора и шефа жандармов Бенкендорфа. Все это сейчас выглядит свежо и забавно, но в 1960-х критики не оставили от фильма Сегеля камня на камне, и в прокат он вышел ничтожным количеством копий.
«Путешествие в машине времени» (1979)
Малкольм МакДауэлл, беспредельщик Алекс из «Заводного апельсина», в роли фантаста Герберта Уэллса. Дэвид Уорнер, артист с необъятной фильмографией от «Омена» до «Мэри Поппинс возвращается», в образе маньяка Джека Потрошителя. Николас Мейер, автор отличных «Стартреков» («Гнев Хана» и «Неоткрытая страна»), в режиссерском кресле. Их совместными усилиями на свет родилась эта любопытная картина, где Потрошитель, спасаясь от стражей порядка, тестирует новейшее изобретение Уэллса и переносится из Лондона 1893 года прямиком в Сан-Франциско 1979-го. Ну а писатель следует за ним.
Казалось бы, кому, как не МакДауэллу, играть одного из известнейших убийц всех времен? Ан нет – после «Калигулы» тому захотелось вырваться из круговорота секса и насилия, переключившись на более положительного персонажа. Который, конечно, все равно участвует в упомянутом круговороте, только с другой стороны: пытается помешать Потрошителю и в будущем творить свои злодеяния. Путешествия во времени продолжаются, в жизнь Уэллса врывается романтика, но и триллер-элементы в этой симпатичной фантастике работают исправно.
«Бандиты во времени» (1981)
Ранний и удивительный, как всегда, шедевр Терри Гиллиама. Затесался между «Джабервоками» и «Смыслом жизни по Монти Пайтону». Главный герой – любознательный парнишка Кевин, который зачитывается книжками о Древней Греции и страдает от приземленного быта родителей. Но однажды Кевину выпадает драгоценный шанс и самому стать отважным искателем приключений: в его комнату проникает компания карликов, спасающих таинственную волшебную карту от не менее таинственного Верховного Существа.
Все вместе они плутают по историческим эпохам от античности до современности и встречают знаменитых личностей вроде Наполеона (Иэн Холм) и Робин Гуда (Джон Клиз). Вот только изучать историю по их словам и поступкам явно не стоит – здешний Бонапарт, например, страшно комплексует из-за маленького роста, а царь Агамемнон (Шон Коннери) бьется со странным верзилой в бычьей маске. Ну зато сами межвременные странствия, несмотря на подстерегающие героев опасности, воспринимаются как лихая, ни к чему не обязывающая мальчишеская авантюра.
«Невероятные приключения Билла и Теда» (1989)
Обаятельные раздолбаи Билл Престон и Тед Логан (Алекс Уинтер и Киану Ривз) – без преувеличения легендарные персонажи современной поп-культуры. Феерические похождения этой парочки растянулись аж на три фильма, последний из которых вышел совсем недавно, в 2020-м. И концепция сей отвязной комедийной трилогии основана именно на путешествиях во времени.
Дело в том, что Билл с Тедом лабают рокешник в группе под названием «Дикие жеребцы». И однажды приятели узнают, что им предначертано записать единственный и неповторимый хит на века, благодаря которому в будущем родится идеальное утопическое общество. Недолго думая, они залезают в телефонную будку (местную машину времени) и пускаются в странствия, дабы завербовать в свой коллектив известных исторических личностей. Древняя Греция, Дикий Запад, Средние века – куда их только не заносит. Так в состав «Жеребцов» вливаются Моцарт, Джими Хендрикс, древнекитайская флейтистка Лин Лунь и… сама Смерть.
«Детонатор» (2004)
Режиссер Шейн Каррут снял всего два фильма, но каждый из них стал вполне себе культовым и обрел немало преданных фанатов. Дебютный «Детонатор» к тому же завоевал Гран-при «Сандэнса» и окупил смехотворный бюджет $7000 в сто с лишним раз. Каррут создал его, по сути, единолично: режиссировал, продюсировал, писал сценарий с музыкой, монтировал, да еще и главную роль исполнил. Сам фильм же – история о гиках, которые пытались сконструировать аппарат для уменьшения веса предметов, а в итоге случайно смастерили машину времени.
Герои пытаются набить карманы за счет биржевых махинаций и усовершенствовать свое изобретение, однако вскоре сталкиваются с непредвиденными последствиями. И заполонившие реальный мир двойники – меньшая из их проблем. Если вы считаете, что никакими головоломками в кино вас не запутать и не запугать, можете смело принимать «Детонатор» без рецепта. Это не только прекрасный образчик заковыристой и нетривиальной научной фантастики, но и вдохновляющий пример виртуозного режиссерского мастерства.
«Машина времени в джакузи» (2010)
Залихватское бадди-муви о группе товарищей, которые устали от повседневной рутины и решили махнуть на горнолыжный курорт. Заселились они, значит, в отель с поэтичным названием «Серебряные вершины», залезли в джакузи, расчехлили бутылки со спиртным и нагрузились до такого межгалактического опьянения, что перенеслись назад во времени. Прямиком в 1986-й. Когда их еще не успело засосать болото тоскливой бытовухи, а симпатичные девчонки охотно вешались им на шею. Сперва герои не хотят романтизировать те годы и пробуют вернуться обратно. Но вскоре понимают, что временной скачок дает им уникальный шанс исправить грешки прошлого и в какой-то степени начать с чистого листа.
В роли приятелей – Джон Кьюсак, Роб Колдри и звезды «Офиса» Крэйг Робинсон с Кларком Дьюком. Себастиан Стэн играет вредного задиру в водолазке, а Чеви Чейз, великий, – прибабахнутого техника, ответственного за сохранность машины времени в джакузи. На саундтреке – сплошь бронебойные хиты: Modern Love Дэвида Боуи, (I Just) Died In Your Arms Tonight в исполнении Cutting Crew, I Want to Know What Love Is группы Foreigner и россыпь творений Mötley Crüe. В целом – превосходный фильм для вечернего просмотра в компании трезвых и не очень друзей. А про бесполезный сиквел, пожалуй, не будем вспоминать.
Комментарии