Российская киноиндустрия сегодня активно развивается и постепенно укрепляет свою позицию важного элемента культурного и экономического развития страны. В этом процессе значимую роль играет «Российская креативная неделя» – масштабное событие, которое объединяет экспертов из разных отраслей креативной экономики и создает новые возможности для развития индустрии кино в регионах и на федеральном уровне. В интервью с президентом АНО «Креативная экономика», директором РКН Мариной Монгуш мы обсудили, какие регионы задают тренды развития индустрии и каким образом форум помогает раскрыть потенциал российского кино.
Какие ключевые темы в области киноиндустрии будут обсуждаться на «Российской креативной неделе»?
— На «Российской креативной неделе» мы уделяем большое внимание киноиндустрии как одному из ключевых направлений развития креативной экономики. Мы рассматриваем кино не просто как индустрию развлечений, а как мощный инструмент формирования культурных ценностей и укрепления региональной идентичности. В деловой программе форума в центре внимания – создание ценностно ориентированного контента, стратегии продвижения российских фильмов как на внутреннем, так и на зарубежных рынках.
Какую роль РКН играет для дальнейшего развития отрасли?
— «Российская креативная неделя» играет ключевую роль для развития отрасли, поскольку формирует пространство для диалога между профессионалами кино, государственными структурами и бизнесом, способствуя появлению новых проектов и партнерств. Форум становится площадкой, где обсуждаются практические решения, необходимые для устойчивого развития отечественного кинематографа и повышения его конкурентоспособности.
Какие факторы, на ваш взгляд, являются ключевыми для создания коммерчески успешных фильмов в России?
— Если говорить об индустрии кино, то коммерчески успешные проекты появляются тогда, когда представители кинобизнеса вовлечены не просто как подрядчики, а как настоящие партнеры в создании контента по значимой и важной теме. Часто бывают ситуации, когда губернатор или министерство выдвигают идею снять фильм и выделяют на это субсидии. В результате может появиться слабый конкурентный продукт, который уступает более привлекательным для прокатчиков проектам и, как следствие, не приносит дохода.
По моему мнению, успех фильма – это в первую очередь команда высокого уровня, с опытом, в том числе международных коллабораций. Мы долгое время работали в условиях открытых границ и совместных проектов. И если ты считаешь себя мастером в сфере креативных индустрий, но не имеешь опыта создания международного продукта и сотрудничества с зарубежными командами, значит, у тебя нет той экспертности, которая позволяет создавать конкурентоспособный проект.
Поэтому успешное кино – это прежде всего экспертность команды. И очень важно, чтобы между участниками съемочного процесса складывались партнерские отношения и они чувствовали себя полноценной командой, разделяющей и развивающей главную идею фильма. Это ключ к коммерческому успеху.
Почему российские регионы выбирают индустрию кино как приоритетное направление развития своей экономики?
— Сегодня развитие креативных индустрий для многих регионов, губернаторских команд все еще в новинку. И в своем стремлении встроиться в новую экономику они часто выбирают самый очевидный и, по их мнению, легкий путь – индустрию кино. Кино кажется простым и доступным решением: если развить киноиндустрию, можно быстро получить эффект. Мне кажется, что это результат малой осведомленности региональных команд, как можно работать с другими отраслями. Важно понимать, что креативная экономика гораздо шире, и потенциал ее развития лежит во многих других креативных индустриях.
Как это влияет на культурную жизнь, формирование ценностей и социальные процессы в местных сообществах?
— Трудно переоценить влияние кино на культурную жизнь и формирование ценностей: региональные фильмы рассказывают об истории этих территорий, транслируют их самобытный культурный код, поддерживают социальные процессы в обществе. Кино становится мощным инструментом для повышения туристической привлекательности, развития локальной экономики и укрепления социальных связей внутри регионов. Именно поэтому киноиндустрия активно укрепляется как фактор устойчивого и ценностно-ориентированного развития.
Какие возможности открываются и какие сложности возникают у российских кинопроектов при работе в разных регионах?
— Индустрия кино – это высокотехнологичное производство. Сегодня не нужны огромные съемочные площадки, а нужны специалисты, которые филигранно работают с искусственным интеллектом и умеют создавать глубокие смыслы. Успех фильма зависит не только от спецэффектов и технического качества, а прежде всего от сильной драматургии и сценарной идеи. При этом российское кино традиционно ценится именно за высокий уровень драматургии, который выделяет его на международном фоне.
Однако столичные команды, обладающие международным опытом, в основном используют регионы как локации для съемок. То есть сами продюсеры и основные технологические мощности находятся в Москве или Санкт-Петербурге, а регионы выступают в роли декораций. И хотелось бы видеть совершенно другой сценарий – чтобы в регионах появлялась собственная компетенция в продюсировании и технологическом создании кинопродуктов, чтобы региональные команды становились полноправными участниками производства.
Как «Российская креативная неделя» помогает преодолевать эти вызовы?
— Идеальный вариант развития киноиндустрии в России – это взаимный обмен опытом и возможностями, когда регионы создают сильные продюсерские и технологические центры, а столичные команды интегрируются в национальную экосистему кинопроизводства. Именно это поможет раскрыть потенциал регионов, создать новые кадры и обеспечить более сбалансированное развитие отрасли.
«Российская креативная неделя» помогает преодолевать эти вызовы, объединяя профессионалов из регионов и столицы, развивая платформы для обмена опытом, создания партнерств и формируя общую стратегию развития кино в масштабах всей страны. Это способствует развитию локальных команд и повышению их конкурентоспособности на национальном, федеральном и международном уровнях.
На «Российской креативной неделе» анонсирован запуск первого Рейтинга развития кинематографа в регионах России. Каковы его главные цели и каким образом он стимулирует развитие региональной киноиндустрии?
Рейтинг развития кинематографа в регионах России, представленный на форуме призван стать важным аналитическим инструментом для комплексной оценки состояния и динамики киноиндустрии в субъектах РФ. Он охватывает такие ключевые показатели, как объемы региональных грантов, количество съемочных дней, уровень развития кинообразования, работу кинокомиссий, а также количество и качество кинофестивалей и внедрение инновационных технологий.
Этот рейтинг позволит выявить лучшие практики, обеспечит обмен опытом между регионами и станет инструментом стимулирования эффективного развития регионального кинематографа. Кроме того, он будет способствовать более целенаправленной государственной поддержке и станет ежегодным, что позволит отслеживать динамику и успехи в развитии отрасли по всей стране, способствуя укреплению экосистемы кино как части креативной экономики.
Какие новые тренды и технологии, по вашему мнению, будут определять будущее российского кино в ближайшие пять лет?
— Я вижу невероятное развитие потенциала российского кино, особенно в регионах, где есть потрясающие локации, которые уже сегодня привлекают внимание столичных кинематографистов. Но будущее представляется еще более вдохновляющим, потому что сегодня у региональных талантов появляется больше возможностей, чтобы вырасти до уровня профессионалов мирового класса и создавать уникальные кинопродукты.
Технологии, включая искусственный интеллект и новые методы аудиовизуальных эффектов, откроют совершенно новые горизонты для создания кино, где зритель сможет не просто смотреть фильм, а погружаться в атмосферу на совершенно новом уровне. Кроме того, развитие цифровых платформ и стриминговых сервисов расширит аудиторию российских фильмов, позволяя творцам обращаться к самым разным зрителям внутри страны и за ее пределами.
Очень радует, что сегодня Россия не только успешно сочетает инновации с традициями кинематографа, но и формирует кадровый потенциал, который будет вести индустрию вперед. Я уверена, что в ближайшие годы мы увидим смелые, новаторские проекты, которые станут началом нового этапа в истории российского кино.
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…
Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…
Десять лет не означают вечность, но для киноиндустрии это почти всегда пропасть. За это время герои уже успели устать, зрители…
Министр культуры России Ольга Любимова вручила государственные награды деятелям культуры и искусства. Орденом «За заслуги в культуре и искусстве» отметили…
Запоминающееся нестандартное лицо, огромный диапазон образов: от крайне жесткого до романтичного мягкотелого героя. Федор Лавров в последнее время – талисман…
Ученые принимают отправленный откуда-то из глубин космоса сигнал, в котором, как вскоре выясняется, зашифрован вирус. Они, не будь дураки, этот…