Российская киноиндустрия сегодня активно развивается и постепенно укрепляет свою позицию важного элемента культурного и экономического развития страны. В этом процессе значимую роль играет «Российская креативная неделя» – масштабное событие, которое объединяет экспертов из разных отраслей креативной экономики и создает новые возможности для развития индустрии кино в регионах и на федеральном уровне. В интервью с президентом АНО «Креативная экономика», директором РКН Мариной Монгуш мы обсудили, какие регионы задают тренды развития индустрии и каким образом форум помогает раскрыть потенциал российского кино.
Какие ключевые темы в области киноиндустрии будут обсуждаться на «Российской креативной неделе»?
— На «Российской креативной неделе» мы уделяем большое внимание киноиндустрии как одному из ключевых направлений развития креативной экономики. Мы рассматриваем кино не просто как индустрию развлечений, а как мощный инструмент формирования культурных ценностей и укрепления региональной идентичности. В деловой программе форума в центре внимания – создание ценностно ориентированного контента, стратегии продвижения российских фильмов как на внутреннем, так и на зарубежных рынках.
Какую роль РКН играет для дальнейшего развития отрасли?
— «Российская креативная неделя» играет ключевую роль для развития отрасли, поскольку формирует пространство для диалога между профессионалами кино, государственными структурами и бизнесом, способствуя появлению новых проектов и партнерств. Форум становится площадкой, где обсуждаются практические решения, необходимые для устойчивого развития отечественного кинематографа и повышения его конкурентоспособности.
Какие факторы, на ваш взгляд, являются ключевыми для создания коммерчески успешных фильмов в России?
— Если говорить об индустрии кино, то коммерчески успешные проекты появляются тогда, когда представители кинобизнеса вовлечены не просто как подрядчики, а как настоящие партнеры в создании контента по значимой и важной теме. Часто бывают ситуации, когда губернатор или министерство выдвигают идею снять фильм и выделяют на это субсидии. В результате может появится слабый конкурентный продукт, который уступает более привлекательным для прокатчиков проектам и, как следствие, не приносит дохода.
По моему мнению, успех фильма – это, в первую очередь, команда высокого уровня, с опытом, в том числе международных коллабораций. Мы долгое время работали в условиях открытых границ и совместных проектов. И если ты считаешь себя мастером в сфере креативных индустрий, но не имеешь опыта создания международного продукта и сотрудничества с зарубежными командами, значит, у тебя нет той экспертности, которая позволяет создавать конкурентоспособный проект.
Поэтому успешное кино – это прежде всего экспертность команды. И очень важно, чтобы между участниками съемочного процесса складывались партнерские отношения и они чувствовали себя полноценной командой, разделяющей и развивающей главную идею фильма. Это ключ к коммерческому успеху.
Почему российские регионы выбирают индустрию кино как приоритетное направление развития своей экономики?
— Сегодня развитие креативных индустрий для многих регионов, губернаторских команд все еще в новинку. И в своем стремлении встроиться в новую экономику они часто выбирают самый очевидный и, по их мнению, легкий путь – индустрию кино. Кино кажется простым и доступным решением: если развить киноиндустрию, можно быстро получить эффект. Мне кажется, что это результат малой осведомленности региональных команд, как можно работать с другими отраслями. Важно понимать, что креативная экономика гораздо шире, и потенциал ее развития лежит во многих других креативных индустриях.
Как это влияет на культурную жизнь, формирование ценностей и социальные процессы в местных сообществах?
— Трудно переоценить влияние кино на культурную жизнь и формирование ценностей: региональные фильмы рассказывают об истории этих территорий, транслируют их самобытный культурный код, поддерживают социальные процессы в обществе. Кино становится мощным инструментом для повышения туристической привлекательности, развития локальной экономики и укрепления социальных связей внутри регионов. Именно поэтому киноиндустрия активно укрепляется как фактор устойчивого и ценностно ориентированного развития.
Какие возможности открываются и какие сложности возникают у российских кинопроектов при работе в разных регионах?
— Индустрия кино – это высокотехнологичное производство. Сегодня не нужны огромные съемочные площадки, а нужны специалисты, которые филигранно работают с искусственным интеллектом и умеют создавать глубокие смыслы. Успех фильма зависит не только от спецэффектов и технического качества, а прежде всего от сильной драматургии и сценарной идеи. При этом российское кино традиционно ценится именно за высокий уровень драматургии, который выделяет его на международном фоне.
Однако столичные команды, обладающие международным опытом, в основном используют регионы как локации для съемок. То есть сами продюсеры и основные технологические мощности находятся в Москве или Санкт-Петербурге, а регионы выступают в роли декораций. И хотелось бы видеть совершенно другой сценарий – чтобы в регионах появлялась собственная компетенция в продюсировании и технологическом создании кинопродуктов, чтобы региональные команды становились полноправными участниками производства.
Как «Российская креативная неделя» помогает преодолевать эти вызовы?
— Идеальный вариант развития киноиндустрии в России – это взаимный обмен опытом и возможностями, когда регионы создают сильные продюсерские и технологические центры, а столичные команды интегрируются в национальную экосистему кинопроизводства. Именно это поможет раскрыть потенциал регионов, создать новые кадры и обеспечить более сбалансированное развитие отрасли.
«Российская креативная неделя» помогает преодолевать эти вызовы, объединяя профессионалов из регионов и столицы, развивая платформы для обмена опытом, создания партнерств и формируя общую стратегию развития кино в масштабах всей страны. Это способствует развитию локальных команд и повышению их конкурентоспособности на национальном, федеральном и международном уровнях.
Какие новые тренды и технологии, по вашему мнению, будут определять будущее российского кино в ближайшие пять лет?
— Я вижу невероятное развитие потенциала российского кино, особенно в регионах, где есть потрясающие локации, которые уже сегодня привлекают внимание столичных кинематографистов. Но будущее представляется еще более вдохновляющим, потому что сегодня у региональных талантов появляется больше возможностей, чтобы вырасти до уровня профессионалов мирового класса и создавать уникальные кинопродукты.
Технологии, включая искусственный интеллект и новые методы аудио-визуальных эффектов, откроют совершенно новые горизонты для создания кино, где зритель сможет не просто смотреть фильм, а погружаться в атмосферу на совершенно новом уровне. Кроме того, развитие цифровых платформ и стриминговых сервисов расширит аудиторию российских фильмов, позволяя творцам обращаться к самым разным зрителям внутри страны и за ее пределами.
Очень радует, что сегодня Россия не только успешно сочетает инновации с традициями кинематографа, но и формирует кадровый потенциал, который будет вести индустрию вперед. Я уверена, что в ближайшие годы мы увидим смелые, новаторские проекты, которые станут началом нового этапа в истории российского кино.
6 октября на 1-й Тверской-Ямской в книжном магазине «РЕСПУБЛИКА*» состоится уникальная автограф-сессия с героями выпуска коллекционного альманаха «Черно-белое кино» журнала…
Актер Гари Олдман удостоился рыцарского звания в знак признания его выдающихся заслуг в области драматического искусства. Церемония, на которой также…
Кэмерон Кейд (Тайрик Уизерс) – перспективный квотербек-новичок, всю жизнь мечтавший стать лучшим в американском футболе. После почти смертельной травмы головы карьера…
Постановочные съемки в кинопарке «Москино» стали одним из самых востребованных мероприятий культурной программы. Уже проведено более 2300 съемочных дней, на…
Отпраздновав ситцевую свадьбу, заводная Эшли (Адриа Архона) вдруг бросает флегматичного Кэри (Кайл Марвин) – мол, устала скрывать свои измены. И…
28 сентября в столичном зале «Горький холл» состоялась церемония закрытия II Международного фестиваля молодежных фильмов «Высоко». Гран-при зрительских симпатий по результатам…