В Роттердаме закончился 49-й кинофестиваль — последний под руководством директора Беро Бейра, занимавшего этот пост пять лет. Со следующего года смотр возьмет новое направление — а пока рассказываем о семи важных фестивальных новинках — об этих фильмах вы еще точно услышите.
Роттердамский кинофестиваль известен своей любовью к радикальным формам кинематографа — и, пожалуй, полное размывание границ между документальным и игровым кино можно поместить в их число. Drama Girl — нидерландская картина режиссера Винсента Бой Карса, сделавший студентку танцевальной академии Лейлу героиней фильма о самой себе. Лейла с энтузиазмом соглашается на эксперимент, потому что очень хочет понять, в какой момент в ее отношениях с родителями и бойфрендом что-то пошло не так. Начинаются съемки, актеры подобраны режиссером и одобрены Лейлой, круг проблем, с которыми героиня хочет разобраться, обозначен — и фильм неминуемо утекает куда-то на территорию сеанса психотерапии с неизвестным ни участникам, ни зрителям, ни самому режиссеру концом. Наблюдать за этим исследованием крайне увлекательно — в первую очередь потому, что обаятельная Лейла никогда не пытается казаться лучше, чем она есть на самом деле.
Американский документалист Ланс Оппенхайм привез в Роттердам фильм «Some Kind of Heaven» — эдакий нетфликcовский «A Wild Wild Country» про идеальную коммуну под руководством духовного наставника — с той лишь разницей, что его The Villages во Флориде состоит из пенсионеров и предводительствуют они там исключительно сами. Их жизнь напоминает рай — это развлечения 24/7. Бассейны, дискотеки, казино, вкусная еда, вокруг всем довольные люди — казалось бы, наконец, заживем. Обитатели этого комфортабельного города, построенного в конце 80-х, по задумке создателей должны жить в волшебном сне до конца своих дней. Но этот людской муравейник, пусть и обладающий идеальными условиями, наполнен все такими же неидеальными личностями. А это значит, что скандалы и интриги не будут прекращаться ни на минуту. Кто-то приезжает сюда в поисках, скажем, какой-нибудь легкодоступной вдовы с большим капиталом, кто-то очень устал от одиночества и хочет положить ему конец. Фильм Оппенхейма получился едким: режиссер преподносит реальность такой, какой она есть — увы, все еще не достигшей совершенства. Хотя создатели The Villages очень старались.
Фильм Фредерика Фонтейна и Анне Паулицевич про неутомимых искательниц счастья: француженок Аксель, Доминик и Конзо, живущих на рядом с Бельгией и каждый день пересекающих границу ради легкого заработка. Но не спешите вестись: этот фильм совсем не о проституции, а о жизни вообще. Уже первая сцена — своего рода твист: женщины волокут по грязи чье-то тело, а мы узнаем, что, кроме регулярных вылазок (для домашних это называется «по работе»), у девчонок есть еще какой-то секрет. Это фильм о том, как чувство юмора помогает лучше любой таблетки, как сближает горе, как сильна женская дружба, а еще о том, что любое насилие имеет последствия. Режиссеры признавались, что хотели исследовать женский вариант героизма, который все еще не считается нормой. Очень дарденновский по стилю, в финальной сцене фильм дает надежду на будущее, в котором эти женщины наконец добиваются всего, о чем они мечтают.
Игровой дебют Сабины Мертенс о малышке Штефани, растущей где-то в немецкой глубинке с психически неуравновешенной матерью и безразличным ко всему отцом. На дворе 70-е, но в буквальном смысле двор все время пустует — семья живет практически в полной изоляции. Ни друзей, ни подруг: Штефани предоставлена сама себе, и мир ее извращенных фантазий причудливо переплетается со скудной реальностью. После очередной монтажной склейки мы видим Штефани через десять лет уже взрослой девушкой, которая не находит себе места в мире из-за постоянно донимающей ее ненависти к матери и невозможности выхода своей странной сексуальной энергии. У Мертенс получился настолько психологически точный и от этого жуткий фильм, что о нем невозможно перестать размышлять.
Как несложно догадаться по названию, фильм канадки Софи Дерасп — это современное переложение трагедии Софокла. Антигона — ее играет обезоруживающе харизматичная Наэма Риччи — должна спасти своего брата Полиника из тюрьмы, куда он попал по ложному обвинению полиции. Их старший брат, Этеокл, убит все в той же стычке с полицейскими, и убит, конечно, совершенно случайно и бессмысленно. Антигона решает вызволить Полиника, поменявшись с ним местами во время тюремного визита. Семья Антигоны и она сама— мигранты, но большей информации мы об их происхождении так и не узнаем. Это и не нужно — режиссерка показывает, что мир погряз в одних и тех же видах дискриминации, с которыми сталкиваются все без исключения. Этот фильм, впервые показанный на киносмотре в Торонто и влюбивший в себя критиков и зрителей, местами очень напоминает видеоклип — так много в его визуальном стиле неряшливых надписей и плакатной эстетики.
Завораживающий латиноамериканский фильм, снятый в духе медленного кино Карлоса Рейгадаса. Режиссер Алехандро Телемако Тарраф помещает в центр внимания бедную семью, живущую в пустынных горах на севере Аргентины. Эта местность ошеломляюще красива, но делать там совершенно нечего. Семья занимается тем, что пасет стадо лам, а мясо, правда, не особенно пользующееся спросом, продает на рынке, до которого не один километр пути. Тарраф держит почтительную дистанцию со своими персонажами, реальными людьми — никогда не нарушает их личные границы и с почти что благоговением относится к их таинственным ритуалам, призванным сохранить благополучие стада. В фильме Таррафа время как будто застыло, а на место вековым традициям еще не заступили телефоны и интернет.
Игровой дебют бразильской поэтессы Марии Кларо Эскобар рассказывает историю пары на грани развода. Лаура уезжает в путешествие по соседней Аргентине, где трагически погибает, а Исмаэлю предстоит доставить тело жены на родину. В своей очень зрелой для дебюта работе Эскобар точно показывает отсутствие любви через диалоги, где в том, что осталось невысказанным, и таится подлинный смысл. Форма фильма Эскобар барочна: она не избегает режущих глаз монтажных склеек и испытывает терпение зрителя долгими статичными сценами и очень близкими, некомфортными планами. Каждый кропотливо выбранный ею визуальный прием как бы напоминает — вы смотрите кино, а не заглядываете в окно к соседу. Кино, очень напоминающее реальность, в которой также нужно научиться справляться с болью, стиснув зубы.
Когда-то Хэппи Гилмор (Адам Сэндлер) был рабочим, уборщиком, охранником, заправщиком и сантехником. Ну и хоккеистом вдобавок. Потом из хоккеистов он…
Он заставил нас поверить в инопланетян и помог приобщиться к творчеству Чарльза Буковски. Исследовал тему физической близости и сам чуть…
В этом году «Российская креативная неделя» (РКН) пройдет в Москве с 25 по 27 сентября в Национальном центре «Россия». Три…
Маяк – мощнейший символ, который кинематографисты по всему миру давно взяли на вооружение. Причем символ скорее зловещий, вопреки прямому назначению…
Шарлиз Терон обладает редким актерским диапазоном, что позволяет ей одинаково убедительно воплощать совершенно разных персонажей. Актриса с легкостью переходит из…
Хмурая наследница семейки Аддамс собрала рекордную аудиторию на Netflix – сериал о ней уступил по просмотрам разве что «Игре в…