Кино

Инди и смотри: 7 важных фильмов Роттердамского кинофестиваля

В Роттердаме закончился 49-й кинофестиваль — последний под руководством директора Беро Бейра, занимавшего этот пост пять лет. Со следующего года смотр возьмет новое направление — а пока рассказываем о семи важных фестивальных новинках — об этих фильмах вы еще точно услышите.

«Drama Girl» / «Истеричная девочка»

Роттердамский кинофестиваль известен своей любовью к радикальным формам кинематографа — и, пожалуй, полное размывание границ между документальным и игровым кино можно поместить в их число. Drama Girl — нидерландская картина режиссера Винсента Бой Карса, сделавший студентку танцевальной академии Лейлу героиней фильма о самой себе. Лейла с энтузиазмом соглашается на эксперимент, потому что очень хочет понять, в какой момент в ее отношениях с родителями и бойфрендом что-то пошло не так. Начинаются съемки, актеры подобраны режиссером и одобрены Лейлой, круг проблем, с которыми героиня хочет разобраться, обозначен — и фильм неминуемо утекает куда-то на территорию сеанса психотерапии с неизвестным ни участникам, ни зрителям, ни самому режиссеру концом. Наблюдать за этим исследованием крайне увлекательно — в первую очередь потому, что обаятельная Лейла никогда не пытается казаться лучше, чем она есть на самом деле.

«Some Kind of Heaven» / «Своего рода рай»

Американский документалист Ланс Оппенхайм привез в Роттердам фильм «Some Kind of Heaven» — эдакий нетфликcовский «A Wild Wild Country» про идеальную коммуну под руководством духовного наставника — с той лишь разницей, что его The Villages во Флориде состоит из пенсионеров и предводительствуют они там исключительно сами. Их жизнь напоминает рай — это развлечения 24/7. Бассейны, дискотеки, казино, вкусная еда, вокруг всем довольные люди — казалось бы, наконец, заживем. Обитатели этого комфортабельного города, построенного в конце 80-х, по задумке создателей должны жить в волшебном сне до конца своих дней. Но этот людской муравейник, пусть и обладающий идеальными условиями, наполнен все такими же неидеальными личностями. А это значит, что скандалы и интриги не будут прекращаться ни на минуту. Кто-то приезжает сюда в поисках, скажем, какой-нибудь легкодоступной вдовы с большим капиталом, кто-то очень устал от одиночества и хочет положить ему конец. Фильм Оппенхейма получился едким: режиссер преподносит реальность такой, какой она есть — увы, все еще не достигшей совершенства. Хотя создатели The Villages очень старались.

«Filles de Joie» / «Работающие девушки»

Фильм Фредерика Фонтейна и Анне Паулицевич про неутомимых искательниц счастья: француженок Аксель, Доминик и Конзо, живущих на рядом с Бельгией и каждый день пересекающих границу ради легкого заработка. Но не спешите вестись: этот фильм совсем не о проституции, а о жизни вообще. Уже первая сцена — своего рода твист: женщины волокут по грязи чье-то тело, а мы узнаем, что, кроме регулярных вылазок (для домашних это называется «по работе»), у девчонок есть еще какой-то секрет. Это фильм о том, как чувство юмора помогает лучше любой таблетки, как сближает горе, как сильна женская дружба, а еще о том, что любое насилие имеет последствия. Режиссеры признавались, что хотели исследовать женский вариант героизма, который все еще не считается нормой. Очень дарденновский по стилю, в финальной сцене фильм дает надежду на будущее, в котором эти женщины наконец добиваются всего, о чем они мечтают.

«Fellwechselzeit» / «Линяющее время»

Игровой дебют Сабины Мертенс о малышке Штефани, растущей где-то в немецкой глубинке с психически неуравновешенной матерью и безразличным ко всему отцом. На дворе 70-е, но в буквальном смысле двор все время пустует — семья живет практически в полной изоляции. Ни друзей, ни подруг: Штефани предоставлена сама себе, и мир ее извращенных фантазий причудливо переплетается со скудной реальностью. После очередной монтажной склейки мы видим Штефани через десять лет уже взрослой девушкой, которая не находит себе места в мире из-за постоянно донимающей ее ненависти к матери и невозможности выхода своей странной сексуальной энергии. У Мертенс получился настолько психологически точный и от этого жуткий фильм, что о нем невозможно перестать размышлять.

«Antigone» / «Антигона»

Как несложно догадаться по названию, фильм канадки Софи Дерасп — это современное переложение трагедии Софокла. Антигона — ее играет обезоруживающе харизматичная Наэма Риччи — должна спасти своего брата Полиника из тюрьмы, куда он попал по ложному обвинению полиции. Их старший брат, Этеокл, убит все в той же стычке с полицейскими, и убит, конечно, совершенно случайно и бессмысленно. Антигона решает вызволить Полиника, поменявшись с ним местами во время тюремного визита. Семья Антигоны и она сама— мигранты, но большей информации мы об их происхождении так и не узнаем. Это и не нужно — режиссерка показывает, что мир погряз в одних и тех же видах дискриминации, с которыми сталкиваются все без исключения. Этот фильм, впервые показанный на киносмотре в Торонто и влюбивший в себя критиков и зрителей, местами очень напоминает видеоклип — так много в его визуальном стиле неряшливых надписей и плакатной эстетики.

«Piedra Sola» / «Одинокая скала»

Завораживающий латиноамериканский фильм, снятый в духе медленного кино Карлоса Рейгадаса. Режиссер Алехандро Телемако Тарраф помещает в центр внимания бедную семью, живущую в пустынных горах на севере Аргентины. Эта местность ошеломляюще красива, но делать там совершенно нечего. Семья занимается тем, что пасет стадо лам, а мясо, правда, не особенно пользующееся спросом, продает на рынке, до которого не один километр пути. Тарраф держит почтительную дистанцию со своими персонажами, реальными людьми — никогда не нарушает их личные границы и с почти что благоговением относится к их таинственным ритуалам, призванным сохранить благополучие стада. В фильме Таррафа время как будто застыло, а на место вековым традициям еще не заступили телефоны и интернет.

«Desterro» / «Изгнание»

Игровой дебют бразильской поэтессы Марии Кларо Эскобар рассказывает историю пары на грани развода. Лаура уезжает в путешествие по соседней Аргентине, где трагически погибает, а Исмаэлю предстоит доставить тело жены на родину. В своей очень зрелой для дебюта работе Эскобар точно показывает отсутствие любви через диалоги, где в том, что осталось невысказанным, и таится подлинный смысл. Форма фильма Эскобар барочна: она не избегает режущих глаз монтажных склеек и испытывает терпение зрителя долгими статичными сценами и очень близкими, некомфортными планами. Каждый кропотливо выбранный ею визуальный прием как бы напоминает — вы смотрите кино, а не заглядываете в окно к соседу. Кино, очень напоминающее реальность, в которой также нужно научиться справляться с болью, стиснув зубы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Журнал «КиноРепортер» вручил «Аванс» самым перспективным молодым актерам (фотоотчет)

18 апреля журнал «КиноРепортер» в очередной раз отметил своей ежегодной премией «Аванс» перспективных молодых артистов, ярко проявивших себя на российских…

10 минут назад

«Белый квадрат» наградит лучших кинооператоров

Церемония вручения премии «Белый квадрат» пройдет 28 апреля в Театральном центре «На Плющихе». Специализированная награда в области операторского искусства учрежденна…

2 часа назад

Отель разбитых сердец: Чем восхищает и огорчает третий сезон «Белого лотоса»

Зима текущего года начала, а весна продолжила пожирать наше свободное время, забрасывая сериальными свежачками на любой вкус. Пока российские зрители…

5 часов назад

Открытие 47-го ММКФ: Яркие образы красной дорожки

В столице состоялось открытие 47-го Московского международного кинофестиваля. По красной ковровой дорожке прошли звездные гости смотра, члены жюри, а также…

21 час назад

«Все о Еве»: Если подлость, то от души

В Театре на Трубной представили «Все о Еве» – премьеру по пьесе Мэри Орр, выросшей из байки про популярную актрису,…

1 день назад

Алекс Гарленд: Идите на кровь и дым

Последний фильм Алекса Гарленда «Под огнем» – реконструкция одного боя в иракской провинции Рамади в ноябре 2006-го, подвергся критике теми…

1 день назад