Джесси Айзенберг и команда становятся новыми «Мстителями».
Десять лет не означают вечность, но для киноиндустрии это почти всегда пропасть. За это время герои уже успели устать, зрители – что-то подзабыть, а технологический мир – развиться. В такой атмосфере на экраны выходит третий фильм об иллюзионистах, которые когда-то казались фокусниками-рок-звездами. Теперь появляются молодые чудотворцы, и грядет война поколений. Разбираемся, насколько эффектным получился фокус в третий раз.
Новую часть открывает масштабный номер: на сцену выведены голографические версии легендарных четырех всадников. Шумная толпа думает, что снова видит Дэниела Атласа (Джесси Айзенберг), Мерритта Маккинни (Вуди Харрельсон), Джека Уайлдера (Дэйв Франко) и Хэнли Ривз (Айла Фишер) – однако оказывается, что выступление проводит молодежное трио: Боско (Доминик Сесса), Чарли (Джастис Смит) и Джун (Ариана Гринблатт). Они используют голограммы, чтобы раскулачить криптовалютного мошенника и раздать украденные деньги зрителям.

Вскоре их находит настоящий Атлас, но не наказывает, а предлагает провернуть ограбление века: украсть «Сердце», самый крупный алмаз планеты, принадлежащий безжалостной южноафриканской магнатке Веронике Вандерберг (Розамунд Пайк). Миссию благословляет организация «Око», которая впервые за долгое время подает знак своим агентам. Старые бойцы объединяются с новыми, чтобы обвести вокруг пальца обнаглевших капиталистов. Тем не менее передача эстафеты молодому поколению не проходит гладко.
Так уж вышло, что в старой гвардии чувствуются характеры: Мерритт забавно шутит и кипятится, Джек ловко жонглирует картами, Хенли обычно перехватывает инициативу, а Атлас периодически кого-то остроумно подкалывает. Свежая команда же отличается другими приоритетами: новички предпочитают говорить о перераспределении богатства, климатических страхах и технологических вызовах, как и положено зумерам. Сценаристы делают упор на их благих намерениях, однако прописать яркие особенности забывают.

Смену режиссера от Луи Летерье и Джона М. Чу к Рубену Фляйшеру невозможно не заметить. Фляйшер – мастер жанровых аттракционов («Добро пожаловать в Zомбилэнд», «Анчартед: На картах не значится»), но здесь он редко углубляется в уже выстроенную историю. В триквеле автор фокусируется на отдельных сценах в знакомом сеттинге, но не связывает их воедино. Вероятно, режиссеру не хватает фирменной ловкости того же Стивена Содерберга, чтобы показать зрелищное ограбление.
В результате фильм, старающийся выглядеть остроумной комедией, превращается в раздутое семейное собрание, где разговоры уступают место взаимным подколам, а молодые герои сидят на лавочке и ждут своей очереди – точно так же, как мы ждем хоть сколько‑нибудь яркого представления. На фоне такой осторожности сменщиков Атлас снова выходит на первый план. Он уже не тот нервный вундеркинд, каким казался раньше. Теперь он действует более уверенно и спокойно (годы берут свое), но не теряет ни язвительности, ни привычной строгости. Благодаря этому Джесси Айзенберг остается главным мотором франшизы.

Некоторые эпизоды играют на руку постановщику: например, сцена в бывшей штаб-квартире «Око». Перевернутые комнаты, измененная гравитация, зеркала, которые ломают пространство, – все это создает настоящее чувство невозможного. Однако даже здесь Фляйшер чересчур полагается на компьютерную графику, что снижает ощущение чуда. Объяснения трюков все чаще выглядят не как хитрые интриги, а как произвольные сценарные решения.
При этом режиссер не стесняется играть с локациями. Абу‑Даби, Антверпен, секретный замок «Ока» – все выглядит дорого и глянцево. Однако каждая сцена словно собрана из фрагментов других франшиз: здесь отсылки к Джеймсу Бонду, там – к «Миссии: невыполнима». Вдобавок каждый выход знакомого героя должен работать так же мощно, как появления персонажей в «Мстителях: Финал». Погоня в стиле известных блокбастеров мелькает, чтобы уступить место диалогу, а тот внезапно сменяется карточным трюком. В итоге фильм кажется монтажным винегретом.

Если задумывалось сделать Розамунд Пайк эдакой Шарлиз Терон из «Форсажа 8», то трюк удался. Владелица алмазного концерна скрывает истинное лицо за благотворительностью, а актриса явно наслаждается возможностью изображать злодейку, изрядно переигрывая и корча гримасы. «Жалкие воришки, вы правда думаете, что победили?» – заявляет героиня, попивая бокальчик игристого за окном. Команда давно вышла на тот уровень, когда угроза должна быть серьезнее. По крайней мере, можно было бы добавить злодейское сообщество иллюзионистов. Но важный комментарий о социальном неравенстве в Абу-Даби взял вверх.
Основная проблема фильма в том, что он будто боится идти вперед. Герои обещают новые фокусы, но сразу же повторяют старые – иногда буквально. Алмаз исчезает почти так же, как и десять лет назад. Финал воспроизводит прежнюю структуру: разоблачение, подмена и объяснение «чудес». Создатели осторожничают и проверяют почву вместо того, чтобы привнести что-то свежее. Участие новых магов, открытая концовка и явно недосказанные сюжетные линии свидетельствуют о подготовке четвертой части, анонсированной студией Lionsgate. Вот только фокус с исчезновением пальца, показанный уже в третий раз все с тем же выражением лица, энтузиазма больше не вызывает.


Комментарии