Однажды писаки из таблоида The Sun разъехались по разным уголкам света, чтобы отыскать хоть одного человека, который бы не знал о существовании Дэвида Бекхэма. И они действительно его нашли – им оказался бедный африканский пастух. Немало воды утекло с тех пор. Но знаменитая фамилия по-прежнему на слуху: как легенды «Манчестер Юнайтед», мужа Виктории (она же Пош Спайс), иконы стиля и владельца футбольного клуба «Интер Майами», за который играет Лео Месси.
А для рассказа о заслугах Дэвида на поле и за его пределами Netflix выпустил четырехсерийный док с нехитрым названием «Бекхэм», который снял оскароносный Фишер Стивенс («Спасти планету» с Лео ДиКаприо). И посмотреть его стоит не только тем, кто может сходу ответить, в ворота какой команды Бекс засандалил один из величайших штрафных в истории футбола. Но и самым что ни на есть простым кинозрителям, подыскивающим свежий сериальчик для пары свободных вечеров.
ДиКаприо в этом проекте тоже замешан. Как-то раз они тусовались с Бекхэмом, и тот задумался, кому бы доверить повествование о своей жизни в жанре обстоятельного дока. Вот Леонардо и вспомнил о Стивенсе, который снимал не только документалки, но и игровые ленты, а также имел за плечами солидную актерскую фильмографию с ролями у Уэса Андерсона, братьев Коэн и Вуди Аллена. Опыт Фишера виден невооруженным глазом: «Бекхэм» выстроен по всем канонам классических голливудских драм, где нашлось место и сентиментальным эпизодам, и трагичным сценам, и пафосной кульминации, и обязательному хэппи-энду. Но упрекнуть авторов не в чем – судьба поп-звезды из мира большого спорта идеально легла на подобный формат.
Аудиторию «Бекхэма» можно разделить на три части. Первая – те, кто практически ничего не знает о достижениях Бекса. Вторая – те, кто кое-что (вероятно, даже многое) о них слышал, но детально в это дело не углублялся. И третья – ярые футбольные фанаты, прекрасно осведомленные об успехах Дэвида в лучшей игре с мячом и до сих пор хранящие в шкафу красную футболку «МЮ» с седьмым номером на спине, в которой когда-то гоняли круглого во дворе.
Каждой из этих категорий «Бекхэм» способен подарить что-то свое. Кому-то он поведает, как гол с центра поля в ворота «Уимблдона» мигом превратил юного спортсмена в восходящую звезду. Кому-то напомнит о ключевых этапах его карьеры: расцвет в «Манчестере», медленное увядание в мадридском «Реале», бегство в «Лос-Анджелес Гэлакси», аренда в «Милан» и прощание с футболом в «ПСЖ».
Львиная доля хронометража, конечно, посвящена выступлениям Бекса за «красных дьяволов». Тут и первый выход на газон, и первый гол, и запутанные отношения с великим тренером сэром Алексом Фергюсоном. Он стал для Дэвида по сути вторым отцом, а в 2003-м пнул в него бутсой и вынудил влиться в проект «Галактикос», который в «Реале» пестовал президент Флорентино Перес. К этому прилагаются не только винтажные фотоснимки и видеозаписи, но и внушительное число спикеров в лице футбольных (и не очень) знаменитостей: сэр Алекс, Пол Скоулз, Гари Невилл, Рой Кин, Виктория и родители Дэвида, к которым позднее присоединятся Луиш Фигу, Роберто Карлос, Роналдо, Анна Винтур и многие другие.
Первые две трети «Бекхэма» оказываются самыми жизнеутверждающими, поскольку на них-то и пришлась ностальгия по славным годам Бекса в «МЮ» и сборной Англии. И голливудские сюжеты с полной силой раскручиваются именно здесь. Взять хотя бы эпохальный требл «Юнайтед» в 1999-м, когда клуб Фергюсона завоевал Кубок лиги, Премьер-лигу и Лигу Чемпионов: в финале главного европейского турнира «МЮ» драматично прошел «Баварию» с голами на последних минутах. В художественном кино такую развязку непременно назвали бы штампом. А тут сама реальность подкинула эффектнейший материал.
Это произошло через год после памятного удаления Дэвида в поединке Англии с Аргентиной, когда Диего Симеоне (сейчас – наставник «Атлетико») спровоцировал полузащитника на грубость. За злополучной красной карточкой и вылетом Англии с Чемпионата мира последовала чернейшая полоса в прошлом Бекса, который, опять-таки по образу и подобию голливудских героев, столкнулся со всеобщей ненавистью – но лишь для того, чтобы стать сильнее и возродиться из пепла, аки феникс. Футбольные взлеты и падения Дэвида, естественно, сопровождаются развитием нескольких семейных линий: трогательная поддержка отца, всегда мечтавшего увидеть сына в форме «МЮ», сменяется головокружительным романом с Викторией, благодаря которому Бекхэмы стали самой обсуждаемой (и преследуемой папарацци) парой на планете.
Большая часть событий, таким образом, разворачивается в прошлом, хотя в роли рассказчика выступает Дэвид из настоящего – невозмутимый миллионер в каргидане, устроившийся на диванчике своего уединенного особняка. Его спокойная, но при этом эмоциональная подача отлично гармонирует с тоном и содержанием документалки, которая сохраняет дистанцию и не опускается до желтизны, но все же проникает в душу самого медийного футболиста всех времен и пробуждает в ней давно затаившихся демонов.
Виктория признается, что в мадридский период, когда таблоиды раздували сплетни об измене ее супруга, они едва друг друга не потеряли. Бекс вспоминает, как ужасно играл за «Реал», страдая от тревожности и одиночества. И называет эгоистичным вояж из «Гэлакси» в «Милан» ради поездки на Чемпионат мира (ему требовалось вернуться в высшую лигу в составе кого-нибудь из европейских грандов).
Поздние этапы его карьеры рассматриваются мельком, без особых подробностей. Выступлению Бекхэма за «ПСЖ» посвящено буквально несколько минут, куда вошла нарезка кадров с матча против «Барселоны» Месси. И невероятно душещипательный момент с последними мгновениями Дэвида на поле – каждому, кто неровно дышит к футболу, будет трудно удержаться от скупой мужской (или женской) слезы. Всегда грустно, когда уходит эпоха. Это самая печальная сцена «Бекхэма», тогда как самая торжественная – пушечный штрафной нашего героя в ворота сборной Греции, гарантировавший сборной Англии выход на ЧМ-2002. Шли заключительные минуты игры. Вновь очень по-голливудски.
Сериал дотошно изучает биографию Бекса, но вешать на него ярлык «пересказа Википедии» неправильно и неразумно. Подробное освещение важных футбольных событий разбавляется эпизодическими, но с человеческой точки зрения ценными, симпатичными деталями, благодаря которым в Бекхэме-недосягаемой-звезде можно разглядеть черточки Бекхэма-такого-как-мы.
Вот он, например, мимоходом признается, что обожает собирать «Лего». Или рассказывает о том, как чистит подсвечники и убирает кухню, пока домочадцы дремлют сном праведников. А вот к беседе подключается Бекхэм-старший, вспоминая, как раз в неделю потчевал сынка «Гиннессом» с сырым яйцом (для поддержания формы) и записал на видео почти полторы тысячи игр с его участием.
Перед Бекхэмом и Фишером стояла непростая задача: придать сериалу исповедальный тон, но не подпустить зрителей слишком близко, ибо частная жизнь для Дэвида превыше всего. Хотя, конечно, хотелось бы больше узнать о том, как он коротает деньки, не забитые бизнес-активностями. Всем известно, что Месси стал игроком «Интера Майами» (обсуждаемый трансфер отражен и в доке). Но в курсе ли вы, что Бекс разводит пчел и выпускает мед, который Виктория предложила назвать «Липкой жижей Бекхэма»? Многое освещая, о большем авторы все же умалчивают. И в этом их законное право. Благо тишину в нужный момент заполняют до боли знакомые звуки: в кадре звучат хиты Oasis, The Roots, Blur и Кенни Роджерса. Ну и Spice Girls, само собой.
Дэвид Бекхэм для каждого свой. Для одних – бритоголовый капитан сборной Англии, 6 октября 2001-го поставивший на уши стадион «Олд Траффорд». Для прочих – белокурый гладиатор из легендарного рекламного коротыша Pepsi. Для третьих – импозантный делец в костюме с иголочки, который сосредоточенно наблюдает за игрой собственного клуба. Но после сериала «Бекхэм» запоминаешь его совсем другим: растрепанным, пьяненьким и счастливым, готовящим мидии, тщательно раскладывающим в шкафу трусы с носками, танцующим с любимой женушкой под уютное кантри, пинающим с сыном мячик на футбольном поле. Образцово голливудский финал? Пожалуй. Но как же приятно, когда хэппи-энд для тебя пишет не специально нанятый сценарист, а просто сама жизнь.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…