Любой объект материального мира и даже нематериального может стать важной частью фильма. Скажем, жил-был апельсин – обычный, круглый, оранжевый. А потом пришел Фрэнсис Форд Коппола и превратил его в предвестника скорой гибели крестного отца мафии. Решили разобраться, как и для чего современные российские режиссеры превращают информационный мусор в художественное средство.
Литераторы и живописцы, конечно, тоже так умеют. Но первые обычно оперируют исключительно словом, а вторые – визуальными образами, тогда как кинематографисты свободны вертеть всем сразу. Поэтому у них в арсенале куда больше средств выражения, чем у творцов всех прочих областей, вместе взятых. И постоянно изобретаются все новые и новые средства.
В последние годы в моду вошло использовать в художественных целях то, что одновременно является неотъемлемым элементом городской среды и информационным мусором, на который обыватель, как правило, в своей повседневной жизни не обращает внимания. Это бумажные объявления на столбах и у подъездов, вывески учреждений, рекламные баннеры или оставленные безымянным автором послания маркером.
Эти короткие и емкие тексты, покрывающие поверхности общественных пространств и отдельных предметов, формируют семиотический белый шум, окружающий нас повсюду, – стоит только ступить за порог. Чаще всего режиссеры и операторы стараются, чтобы эта мешанина из шрифтов и красок не попадала в кадр. А если все же попадает, то лишь для колоритной фактуры. Однако наиболее находчивые, напротив, специально – и при этом как бы невзначай – что-нибудь такое значимое на заднем плане (но обязательно на видном месте!) изображают.
В фильме Семена Серзина «Человек из Подольска» (2020) герой Вадима Королева, среднестатистический интеллигентный парень, попадает в отделение полиции, а дальше начинается кафкианская чертовщина с рассуждениями о музыке «индастриал» и любви к Родине. Фильм принято относить к жанру абсурдистской комедии (хотя это скорее социальная фантастика), потому что все в нем абсурдно и даже само слово «абсурд» вслух повторяется несколько раз. В финале же, когда герой вновь оказывается на свободе, мы видим тот же «абсурд», написанный задом наперед на стене подземного перехода.
О чем нам это говорит? Во-первых, о том, что режиссер решил для верности ткнуть зрителя в нужное слово, чтобы дошло даже до тех, кто в танке. А во-вторых, о том, что под абсурдом здесь подразумевается не сама конкретная ситуация, а то, что посредством нее сатирически изобличается. То есть вся наша действительность вообще и несовершенства функционирования правоохранительных органов в частности.
В том же ключе и похожим способом, только еще более лаконично и в лоб, высказывается Клим Шипенко в своей нашумевшей драме «Текст» (2019). По сюжету, ушлый полицейский (Иван Янковский) подкидывает герою Александра Петрова наркотики и сажает его на 7 лет. Отсидев, тот приезжает домой и узнает, что его мать накануне скончалась. Далее он закупается в магазине алкоголем и понуро бредет по стылой улице домой, а в руке у него белеет целлофановый пакет, на котором отчетливо красуются – прямо в центре кадра – крупные красные буквы: «РУСЬ». Это слово как бы подводит черту под всем, что до того было показано.
Александр Хант, создатель культового «Лехи Штыря…», в свою очередь, в «Межсезонье» (2022) тем же инструментарием орудует чуть более тонко. Субтильный юноша в исполнении Игоря Иванова бежит по ночному городу мимо бетонного забора, на котором написано коротко – «Жизнь». Что моментально вызывает ассоциацию с растиражированным монологом фильма «На игле» (1995): «Выбери жизнь. Выбери работу. Выбери карьеру. Выбери семью. Выбери телевизор с большим экраном» – и так далее.
Персонажи Дэнни Бойла в свое время предпочли не жизнь, полную скучной рутины, а путь саморазрушения. Героев «Межсезонья» также перспектива грядущей после окончания школы тотальной обыденности не прельщает, но их эскапизм имеет несколько иной характер. Их бунт без цели принимает иные формы: назло родителям и обществу они сбегают из дома, воруют, имитируют гражданский протест с самодельными транспарантами из картона, а потом устраивают перестрелку с полицией.
Судьбы молодого поколения тревожат и Ивана И. Твердовского. В его «Подбросах» (2018) воспитанника детского дома (Денис Власенко) родная мать, а также сотрудник ДПС и другие злые взрослые заставляют бросаться под машины ради денег. А чтобы пожирнее подчеркнуть безнадежное положение бедняги, режиссер направляет его в заведение с говорящим названием «Везде чужие». Чем лишний раз намекает на то, что под отдельным несчастным подростком следует понимать всех несчастных, нещадно терзаемых, подавляемых и эксплуатируемых.
Все эти примеры имеют между собой кое-что общее. Своими картинами и Серзин, и Шипенко, и Хант, и Твердовский прежде всего выражают недовольство действительностью, указывая на ее недостатки и многократно их преувеличивая. И с учетом того, что эти режиссеры, очевидно, не воспринимаются как легитимные ретрансляторы мнения русского народа, искусственное преобразование привычных элементов городской среды в легко считываемые символы выглядит хитроумным способом этот недостаток легитимности замаскировать.
Придуман этот прием, разумеется, не только что, но раньше в основном использовался уличными художниками без особой ярко выраженной цели. Теперь же, перенесенный в кино людьми определенных взглядов, он служит продвижению этих самых взглядов. Впрочем, едва ли более эффективно, чем те же картонки с провокационными сентенциями в руках у детей из «Межсезонья».
Тихий городок в Пенсильвании потрясла ужасная трагедия – однажды ночью 17 ребятишек из класса мисс Гэнди (Джулия Гарнер), широко раскинув…
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…