Фильм «Последняя «Милая Болгария», премьера которого прошла на Московском кинофестивале, принес Алексею Федорченко «Серебряного Георгия» за режиссуру. «КиноРепортер» поговорил с одним из самых самобытных российских режиссеров, которому 29 сентября исполняется 55 лет, о Зощенко, по повести которого снят фильм, психоанализе и границе между реальностью и вымыслом.
«Последняя «Милая Болгария», с одной стороны, байопик про Михаила Зощенко, с другой – рассказ о жизни советской интеллигенции в эвакуации. Почему вы выбрали такое не самое очевидное название?
У нас было другое рабочее название – «Ключи счастья», то же, что у повести Михаила Зощенко изначально. Это отчасти шутка – писатель позаимствовал его у бульварного романа, вышедшего в начале прошлого века. Потом Зощенко изменил название на «Перед восходом солнца», а у нас придумалась вторая линия, которая стала чуть ли не главной, – история молодого селекционера. И неожиданно родились и сорт яблок «Милая Болгария», и новое название.
Линия Зощенко почти документальная, в основе – автобиографическая повесть, а зачем вы придумали селекционера Еца?
Сценарий долго не получался, пока не возник плодовод Леонид Ец – альтер эго Зощенко, который ведет расследование исчезновения писателя. Сначала он назывался в сценарии просто «Мичурин», у него не было имени. И в какой-то момент я говорю: «Он же не Мичурин, а мичуринец!» И мы везде в сценарии дописали это «-ец». Так и появилась его фамилия. Поскольку Зощенко был в Алма-Ате, в фильме возникла эвакуация, 1943 год, киностудия, на которой во время войны снимает Эйзенштейн.
В одной из рецензий вас обвинили в том, что Зощенко в «Последней «Милой Болгарии» вы показываете с большим пиететом, а Эйзенштейн у вас – карикатурный персонаж.
Эйзенштейн и в жизни был фарсовым персонажем. Он мечтал стать рыжим клоуном, писал об этом в своих мемуарах – и я решил осуществить его мечту. А Зощенко – Пьеро, белый клоун, я рассматриваю их в паре. Кроме того, и Эйзенштейн, и Зощенко переживали одно и то же депрессивное состояние – Зощенко мог по несколько дней лежать на полу, не вставая.
Вы определили жанр фильма как «психоаналитический детектив». Зощенко верил, что с помощью психоанализа найдет выход из своих депрессивных состояний. А зачем психоанализ нужен вам?
Зощенко серьезно занимался психоанализом, был учеником Павлова. Его «Перед восходом солнца» – анатомия меланхолии. Но в этой книге он стремился обнаружить не только причину своей депрессии, но и состояния поколения. Зощенко верил, несколько наивно, что найдет ключ счастья, причину трагедии каждого человека, что его книга поможет каждому вылечиться и начать честно, с открытой душой и чистым разумом, трудиться на благо страны. Зощенко по состоянию здоровья уже не мог воевать и считал, что эта книга – его главный вклад в борьбу с фашизмом.
Вы раньше не использовали полиэкран, почему он появился в «Последней «Милой Болгарии»?
Каждый мой фильм отличается от другого, не хочется одно и то же снимать. Я думал, как показать расследование, когда один человек залезает в голову другого, так и появился полиэкран. Каждый ракурс мы снимали отдельным дублем, чтобы они чуть-чуть, на какие-то микроны, отличались друг от друга – так мы хотели показать чертоги разума другого человека.
Вы снимали Алма-Ату не в Казахстане, а на Урале. Вам не хотелось поехать в места, где действительно жил Зощенко?
Я живу на Урале, мне удобно там снимать. Там можно найти разную фактуру – я снимал у нас и Мексику, и Москву, и Луну, это же вопрос ракурса. В Казахстан мне не хотелось ехать: той Алма-Аты уже нет, почти весь район, где жила эвакуированная интеллигенция, снесен. Я нашел похожий у нас в студгородке и построил Алма-Ату у себя.
Вы снимаете на Свердловской киностудии, а про нее саму недавно выпустили документальный фильм «Кино эпохи перемен». Расскажете подробнее?
В 1990-е я был замдиректора киностудии по экономике и выводил ее из жесткого банкротства. Это было серьезное испытание для всех – криминальный вопрос, речь шла не только о жизни киностудии, но и о нашей жизни, в эти бандитские годы убивали и за меньшие долги. Но фильм получился не драмой, а грустной комедией. Это история советского кино, рассказанная с точки зрения бухгалтера, «комедия-реквием», как я определил этот жанр.
Мне он очень понравился, и я снял еще одну комедию-реквием – «Монету страны Малави» про Василия Шукшина. Точнее, это разоблачение мифов о Шукшине, кино о том, какое эхо от него осталось. Мы работали с тонкими материями и искали настоящего Шукшина сейчас. Этот фильм уже смонтирован, а третью комедию-реквием я хочу снимать летом – фильм про возвращение потерянного гения, о котором никто не знает, а он совершил открытия, предвосхитившие многое из того, что появилось в ХХ веке.
Обычно режиссеры снимают либо документальное, либо художественное кино. Вы – и то и другое, и даже мокьюментари. Это разная работа с реальностью. Не возникает внутреннего конфликта?
Конфликта нет, я могу играть и в документальном кино, внедряясь в реальность путем постановки кадра, отбора героев, монтажа. Я давно для себя решил этот вопрос: я не боюсь камеры в кадре, более того, в моих последних фильмах (например, в «Кино эпохи перемен») я появляюсь как режиссер, который ведет расследование.
Сейчас заканчиваю игровую картину про Кавказ «Большие змеи Улли-Кале» – это мокьюментари. И кайф в том, что этот игровой фильм смотрится как документальный, а мои последние документальные фильмы – как игровые. Такие повороты, игры документального и игрового кино, я очень люблю.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…