Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Рецензии > И страсть, и удаль, и порок

И страсть, и удаль, и порок

19 июля 2019 /
И страсть, и удаль, и порок

В спектакле «Идиот» по роману Достоевского режиссер Юрий Еремин центром сюжета сделал роковую красавицу Настасью Филипповну, в роли которой на сцену в разных составах выходят две звезды – Екатерина Гусева и Юлия Хлынина.

В театре имени Моссовета на спектакле в постановке Юрия Еремина «Идиот» по мотивам романа Достоевского — аншлаг. И это в разгар лета, когда все мысли, кажется, должны быть заняты поездкой к теплому морю, на солнечные пляжи. Вот магия театра, в котором сошлось все: репутация самого театра, где не позволяют никаких экспериментов с классикой, и звездные имена артистов, в первую очередь, Екатерины Гусевой и Юлии Хлыниной, которые по воле режиссера будут выходить на сцену в роли роковой красавицы Настасьи Филипповны. По очереди, или по степени занятости на съемках в кино или на ТВ (по традиции, в этом театре в спектаклях большой формы, как правило, задействованы два состава). То ли ориентируясь на этих звездных актрис, то ли по какой иной причине, режиссер сделал центром сюжета своей постановки именно Настасью Филипповну, ее трагическую судьбу. При этом ничуть не умалив роль и значимость главного — по роману — героя, князя Мышкина. Того самого «идиота», как он сам себя не боится называть.

Юрий Еремин всегда сам пишет сценические версии, берясь за постановку русской классики. При этом бережно обращается с текстом, ничего в нем не меняя. Хотя многим приходится жертвовать неизбежно. Уместить в три часа — а именно столько идет спектакль — этот многостраничный роман с множеством действующих лиц — задача не из простых. Режиссер в этой постановке оставил только тех действующих лиц романа, кто напрямую связан с историей Настасьи Филипповны, и сам стал еще и сценографом спектакля. Сценическое оформление, выдержанное в мрачных тонах, прочитывается как некое «темное царство», обитатели которого в большинстве своем личности далеко не притягательные. И это наш мир, мир людей. Каким он был и во времена Достоевского, остался таковым и в наши дни, где все «монетизировано», где главная ценность деньги. В тех же мрачноватых тонах выдержаны и сценические костюмы героев (художник по костюмам Виктория Севрюкова).

Анна Михайловская и Антон Аносов в спектакле
Анна Михайловская и Антон Аносов

Сюжет всякому знаком, даже роман не читавшему. На телеканале «Культура» время от времени выходит в эфир сериал Владимира Бортко, снятый в начале двухтысячных. Князь Мышкин, этакий блаженный, персонаж «не от мира сего» прибывает в Петербург из далекой Швейцарии и вносит смятение в жизнь представителей столичного общества. У него, в прошлом человека психически больного, а теперь излечившегося, есть такой дар — видеть суть людей. Божий дар. Своего героя Достоевский в черновиках к роману даже называл «князь Христос». У Юрия Еремина князь Мышкин в одеждах типа хитона буквально материализуется из облака (в спектакле в этой роли был артист Антон Аносов). Через минуту можно предположить, что это всего лишь облако от паровоза, поскольку Князь садится в вагон поезда, где происходит его первая встреча с Рогожиным ( яркая роль артиста Захара Комлева), от которого Мышкин и услышит имя столичной «камелии» Настасьи Филипповны. Сам Рогожин, разудалый купец, безудержный и страстный, этакий «князь тьмы», полная противоположность Льву Николаевичу, «князю света», существу почти неземному.

По характеристике Федора Михайловича Достоевского, внешность Мышкина скорее похожа на иконописный портрет, чем на облик человека во плоти. Неожиданно начинается в спектакле и история самой Настасьи Филипповны (в этой роли была Екатерина Гусева). Она на авансцене в окружении своих поклонников. Один из них, человек без роду и племени по фамилии Фердыщенко (артист Владислав Боковин), по его же горькому признанию — «разве может человек жить такой фамилией?» — предлагает каждому рассказать свой самый неблаговидный поступок. Сам и начинает. А продолжает уже Настасья Филипповна, поведав зрителям свою историю «соблазненной, но не покинутой» опекуном, богатым помещиком Тоцким (Геннадий Коротков). Он намерен выдать Настасью Филипповну замуж за Ганю Иволгина (Нил Кропалов), выделив ей приличное приданое. Это завязка.

Анатолий Васильев в спектакле
Анатолий Васильев

Далее все по сюжету, вокруг истории последних дней жизни Настасьи Филипповны. Будет и не состоявшаяся свадьба с Ганей Иволгиным, полетят в камин сто тысяч от Рогожина (эта яркая сцена, безусловно, режиссерская находка, впечатлившая зрителей). Будет и семья Епанчиных, правда, вместо трех дочерей генерала в спектакле лишь две — Александра (Татьяна Храмова) и Аглая (Анна Михайловская), в которой Князь разглядел красоту чистую, невинную, в отличие от красоты страдалицы с чистой душой Настасьи Филипповны. Финал также всем известен: Рогожин Настасью Филипповну зарежет, но вот Мышкин, по версии режиссера, вовсе не вернется в свое подзабытое состояние «идиота», а просто уйдет в то же облако, из которого материализовался.

Все доброе, светлое и чистое уходит из жизни земной, словно говорит таким финалом режиссер. А «князь тьмы» Рогожин, как ему и полагается, падет в преисподнюю. В целом же этот спектакль по жанру можно отнести к мелодраме, хотя и с отсылками к «высоким материям». Что остается в памяти из сценического оформления спектакля, так это вешалка в доме Епанчиных в виде креста, на которой, как на кресте могильном, будет водружен почти надгробный портрет Настасьи Филипповны. Из второстепенных героев спектакля запомнится, несомненно, Фердыщенко — безусловная удача артиста Владислава Боковина. Антон Аносов в роли Мышкина вполне адекватен тому образу, который сложился у многих по прочтении романа. Екатерина Гусева с ее романтично-лирической внешностью, сумела создать образ роковой красавицы, в которой чувство собственной порочности и вины сочетается с сознанием внутренней чистоты и превосходства. А непомерная гордость — с глубоким страданием. В нежной и хрупкой Екатерине Гусевой, какой ее многие воспринимают, вдруг появилась и страсть, и удаль, и порок.

Публика, надо признать, смотрела спектакль затаив дыхание. И судя по реакциям на отдельные реплики, многие роман или подзабыли, или вовсе не читали. Но есть надежда, что после этого спектакля у многих появится желание все-таки обратиться к роману-первоисточнику.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: