Сериалы

«Художник»: За 20 лет до «Мосгаза»

В 1944 году, когда происходят события «Художника», майор Черкасов должен был быть еще совсем молодым человеком (маньяка по кличке Мосгаз ловили в 1962-м, и тогда майор был уже мужчиной средних лет), и только это мешает воспринимать новый сериал как одно из ранних дел в карьере блестящего сыщика.

Только это, потому что главный герой «Художника», майор Ефимов, практически во всем без исключения – копия Черкасова. И по рисунку роли, и внешне, ведь его тоже сыграл Андрей Смоляков. Разница, пожалуй, лишь в том, что Черкасов носит шляпы, а Ефимов выбирает кепки.

И Смоляков не единственный, кто перекочевал в новый проект «России-1» из вселенной «Мосгаза». Другое дело, что двое других оказались по другую сторону баррикад, словно мы имеем дело с альтернативной реальностью, как было в сериалах типа «Скользящие», популярных в 1990-е.

Марина Александрова, игравшая в «Мосгазе» талантливого оперативника Соню Тимофееву, в «Художнике» внезапно примерила на себя образ бандитки по кличке Люся-не-женюся. А Юрий Тарасов, герой которого, глуповатый подполковник Пожидаев, вечно соперничает с Черкасовым, тут стал домушником Штепой.

По сюжету, следователь МУРа Ефимов, которого коллеги зовут Ефимычем, ведет дело банды «Мертвая голова». Те убивают маститых бандитов и их подельников, предварительно подвергая их пыткам, а на месте преступления оставляя рисованный портрет жертвы. Следователи приходят к выводу, что за чередой жестоких убийств стоит преступный мозг, которого они прозвали Художником. Но это не единственный и даже не главный вывод.

Вскоре становится понятно, что убийцы работают втроем, таких троек минимум две, вооружены они уникальными американскими автоматами с глушителем, и все указывает на то, что это никакие не бандиты, а засланные в Москву диверсионные группы. Поэтому дело берет под свой контроль НКВД. Курирует разработку капитан Рудаков (Виктор Добронравов) – старый знакомый следователя Сазонова (Александр Горбатов), правой руки Ефимова. И помимо обычного конфликта двух ведомств, Сазонова и Рудакова делают соперниками отношения с библиотекаршей Светланой Акимовой (Дарья Урсуляк)…

Сериал, снятый режиссером Тимуром Алпатовым («Годунов. Продолжение»), достаточно густо населен. Так, из колоритных персонажей нельзя не назвать начальника и друга Ефимова – полковника Пульнера (Сергей Газаров), следователя Костенко (Кирилл Зайцев) с его верным другом, немецкой овчаркой Айной, понимающей исключительно по-немецки, и, конечно, главного столичного авторитета Ливера (Андрей Мерзликин).

И это если не считать участников советской «Санта-Барбары» в лице соседей Светы по коммуналке, взвода бандитов всех мастей и членов «Мертвой головы», среди которых, помимо бывших уголовников, вроде инфернального альбиноса по кличке Прозрачный (Евгений Харитонов), есть, например, идейный враг советской власти – бывший белый офицер.

А уж само дело интригует нешуточно. Если сначала главным вопросом было – почему бандиты убивают бандитов, то потом акценты станут меняться стремительно. Кто такой Художник? Значит ли, что раз автоматы американские, то и диверсанты – тоже? А уж когда становится понятно, что диверсионной деятельностью руководит кто-то из своих – из МУРа или НКВД (причем, очевидно, по законам жанра, кто-то из основных героев), – становится особенно интересно.

Авторы довольно умело интригуют, ведя зрителей по ложному следу. Улики, показания и прочие следы указывают то на одного героя, то на другого. И если в одном случае просто сложно поверить (слишком уж жесткий кульбит), то в другом, наоборот, слишком уж банально, и будет разочарованием, если окажется, что крот – именно он.

При этом каждому из актеров есть что играть. Здесь нет картонных персонажей, пусть некоторая шаблонность образов и присутствует. Герои по обе стороны имеют свою историю, часто даже драматическую, и сопереживать можно всем. Страстным собачникам и вовсе будет нелегко.

В целом история вышла настолько богатой, что напрашивается мысль, что из «Художника» вышла бы франшиза не хуже «Мосгаза». Но из-за того, что и там, и там центральной фигурой является герой Андрея Смолякова, это будет несколько странно. А жаль!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Первый на Олимпе»: История великого подвига

1950-е. Молодой парень Юра Тюкалов (Глеб Калюжный), переживший блокаду Ленинграда, но лишившийся родителей, работает на заводе. Травма потери близких не…

2 часа назад

«Сират»: Дикое роуд-муви наперегонки со смертью

Марокканскую пустыню сотрясают волны рейва. На песке возвышаются ряды гигантских колонок, и эксцентричная толпа неистовствует на фоне пейзажей будто из…

5 часов назад

«Современник» открыл 70-й сезон выставкой и масштабной программой

1 октября театр «Современник» впорхнул в 70-й сезон. Торжественное открытие состоялось на Основной сцене, где фойе преобразилось в выставочное пространство.…

7 часов назад

Грибы и мы: Киногид по таинственному царству

Где грибам место? В масле на сковородке? Засоленным в банке? Все так, но грибы куда больше, чем средство пропитания. Они…

9 часов назад

От Москвы до Дальнего Востока: На ЭКСПО «Российской креативной недели» свои достижения представили регионы – лидеры креаномики

Особым событием «Российской креативной недели» в этом году стала организованная в ее рамках ЭКСПО. Выставка продемонстрировала, как креативные индустрии влияют…

23 часа назад

«На посошок»: Запой как способ борьбы с энтропией

Двое друзей, беспечных пьяниц средних лет, должны встретить в аэропорту третьего. Но это завтра. А пока можно где-нибудь выпить по…

1 день назад