В 1944 году, когда происходят события «Художника», майор Черкасов должен был быть еще совсем молодым человеком (маньяка по кличке Мосгаз ловили в 1962-м, и тогда майор был уже мужчиной средних лет), и только это мешает воспринимать новый сериал как одно из ранних дел в карьере блестящего сыщика.
Только это, потому что главный герой «Художника», майор Ефимов, практически во всем без исключения – копия Черкасова. И по рисунку роли, и внешне, ведь его тоже сыграл Андрей Смоляков. Разница, пожалуй, лишь в том, что Черкасов носит шляпы, а Ефимов выбирает кепки.
И Смоляков не единственный, кто перекочевал в новый проект «России-1» из вселенной «Мосгаза». Другое дело, что двое других оказались по другую сторону баррикад, словно мы имеем дело с альтернативной реальностью, как было в сериалах типа «Скользящие», популярных в 1990-е.
Марина Александрова, игравшая в «Мосгазе» талантливого оперативника Соню Тимофееву, в «Художнике» внезапно примерила на себя образ бандитки по кличке Люся-не-женюся. А Юрий Тарасов, герой которого, глуповатый подполковник Пожидаев, вечно соперничает с Черкасовым, тут стал домушником Штепой.
По сюжету, следователь МУРа Ефимов, которого коллеги зовут Ефимычем, ведет дело банды «Мертвая голова». Те убивают маститых бандитов и их подельников, предварительно подвергая их пыткам, а на месте преступления оставляя рисованный портрет жертвы. Следователи приходят к выводу, что за чередой жестоких убийств стоит преступный мозг, которого они прозвали Художником. Но это не единственный и даже не главный вывод.
Вскоре становится понятно, что убийцы работают втроем, таких троек минимум две, вооружены они уникальными американскими автоматами с глушителем, и все указывает на то, что это никакие не бандиты, а засланные в Москву диверсионные группы. Поэтому дело берет под свой контроль НКВД. Курирует разработку капитан Рудаков (Виктор Добронравов) – старый знакомый следователя Сазонова (Александр Горбатов), правой руки Ефимова. И помимо обычного конфликта двух ведомств, Сазонова и Рудакова делают соперниками отношения с библиотекаршей Светланой Акимовой (Дарья Урсуляк)…
Сериал, снятый режиссером Тимуром Алпатовым («Годунов. Продолжение»), достаточно густо населен. Так, из колоритных персонажей нельзя не назвать начальника и друга Ефимова – полковника Пульнера (Сергей Газаров), следователя Костенко (Кирилл Зайцев) с его верным другом, немецкой овчаркой Айной, понимающей исключительно по-немецки, и, конечно, главного столичного авторитета Ливера (Андрей Мерзликин).
И это если не считать участников советской «Санта-Барбары» в лице соседей Светы по коммуналке, взвода бандитов всех мастей и членов «Мертвой головы», среди которых, помимо бывших уголовников, вроде инфернального альбиноса по кличке Прозрачный (Евгений Харитонов), есть, например, идейный враг советской власти – бывший белый офицер.
А уж само дело интригует нешуточно. Если сначала главным вопросом было – почему бандиты убивают бандитов, то потом акценты станут меняться стремительно. Кто такой Художник? Значит ли, что раз автоматы американские, то и диверсанты – тоже? А уж когда становится понятно, что диверсионной деятельностью руководит кто-то из своих – из МУРа или НКВД (причем, очевидно, по законам жанра, кто-то из основных героев), – становится особенно интересно.
Авторы довольно умело интригуют, ведя зрителей по ложному следу. Улики, показания и прочие следы указывают то на одного героя, то на другого. И если в одном случае просто сложно поверить (слишком уж жесткий кульбит), то в другом, наоборот, слишком уж банально, и будет разочарованием, если окажется, что крот – именно он.
При этом каждому из актеров есть что играть. Здесь нет картонных персонажей, пусть некоторая шаблонность образов и присутствует. Герои по обе стороны имеют свою историю, часто даже драматическую, и сопереживать можно всем. Страстным собачникам и вовсе будет нелегко.
В целом история вышла настолько богатой, что напрашивается мысль, что из «Художника» вышла бы франшиза не хуже «Мосгаза». Но из-за того, что и там, и там центральной фигурой является герой Андрея Смолякова, это будет несколько странно. А жаль!
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…