Журнал

«Хроники русской революции»: На сломе эпох

Как это стало возможным? Кто готовил переворот в России в начале XX века? Каким реально был Ленин и его соратники? Эти и еще массу исторических вопросов поднял Андрей Кончаловский в своем новом киноромане «Хроники русской революции», 27 октября он вышел на телеканале «Россия». Режиссер исследовал два десятилетия, которые изменили мироустройство и судьбу нашей страны. В рассказе о них нашлось место и любви – вечной движущей силе.

1905 год. Санкт-Петербург. Михаил Прохоров (Юра Борисов) назначен начальником особого отдела полиции лично императором Николаем II (Никита Ефремов). Он должен справиться с революционным подпольем и спасти монархию от падения. Российская империя трещит по швам: заговоры, коррупция и измены ближнего круга царя. Тайное расследование сталкивает Прохорова с главными действующими лицами эпохи, среди которых Ленин, Распутин, Столыпин, Горький, Сталин, Троцкий, агент британской разведки Рейли, Керенский, Корнилов и другие исторические персонажи.

Один из самых неуловимых противников Прохорова – боевик и революционер Лютер (Александр Мизев), его соратница и авантюристка Ариадна Славина (Юлия Высоцкая) вовлекает в опасные игры своего возлюбленного – молодого музыканта Алексея Тихомирова (Никита Каратаев). Однажды Ариадна теряет осторожность, и ее вызывает на допрос глава особого отдела Прохоров. Эта встреча будет иметь необратимые последствия для героев и исторические последствия для всего хода мировой истории…

«Уже от первого варианта сценария у меня было ощущение, что я читаю роман. Вся эта атмосфера каким-то образом через страницы произвела на меня грандиозное впечатление. И самым потрясающим для меня стало то, что интересны не только любовные треугольники, которые, как правило, чаще всего цепляют зрителя, а то, под каким углом препарируется революция, как интересно найдена эта точка зрения на то, что произошло», – вспоминает Юлия Высоцкая.

Во время работы над картиной Андрей Кончаловский стремился к максимальной достоверности, в мельчайших деталях соблюдая соответствие истории и духу эпохи:

«Этот фильм – попытка что-то понять про Россию, про тех, кто двигал революцию, про тех, кого она смела. И те, и другие имели право быть неправыми. Наверное, самое увлекательное в режиссуре – это найти оправдание поступкам человека. Идея в искусстве должна быть выражена в чувственной форме, информация не так важна, как эмоциональное восприятие. Через это идет история – через симпатии и антипатии».

Для Евгения Ткачука сверхзадачей было сделать из плакатного Ленина человека:

«Избавиться от клише, добиться действительно живой речи не с трибуны, а с людьми в каком-то бытовом пространстве. Этот бытовизм вообще был самым главным: чеши там, где чешется, суй себе в рот картошку и жуй ее, если происходит какая-то несуразица, пытайся из нее выползти. Я очень люблю такие моменты, потому что в этом и есть жизнь, которую может зафиксировать камера».

Еще во время подготовки к съемкам художники-постановщики разработали эскизы и архитектурные планы съемочных объектов. С этим им помогли в Музее архитектуры им. Щусева, где сохранился большой фотофонд и планы помещений, а Музей истории политической полиции и органов государственной безопасности России помог при воссоздании интерьеров полицейских участков и кабинетов начальников.

«Во время съемок сцены танца с Матильдой Кшесинской мы с Ольгой Лерман так кружились, кружились… И выкручиваясь из этого танца, я случайно задел столик с какими-то графинчиками и бокалами. Поворачиваюсь и вижу белые лица реквизиторов: «Ты сейчас чуть на полтора миллиона тут все не уронил». Оказывается, все это было антикварное, включая столик. Но обошлось. В общем, нам было весело», – улыбается Юра Борисов.

В сериале более 350 персонажей и 157 из них – реально существовавшие люди. Среди актеров, задействованных в проекте Start и канала «Россия 1», – Мария Шумакова, Петр Рыков, Алексей Кокорин, Владимир Майзингер, Алексей Кирсанов и многие другие. Благодаря кропотливой работе художников по гриму их внешнее сходство с историческими прототипами поражает.


«Важными были семейные и бытовые эпизоды, где раскрывался внутренний мир Ленина. Сцены с апрельскими тезисами или на Финляндском вокзале технически были сложнее. Но это уже делали в кино все. А вот к внутреннему миру Владимира Ильича как раз никто не прикасался. Ну как это – Ленин в кальсонах, Ильич плачет на груди Надежды Константиновны? О чем речь? Какой это вождь?» – рассуждает Ткачук.

Сразу три кастинг-директора подбирали не просто характеры, но и лица, максимально близкие по типажу к историческим личностям. Объявили и народный кастинг, в котором могли принять участие все желающие с одним условием – быть похожим на одного из ключевых персонажей. Откликнулись более 4 тысяч мужчин и женщин от Калининграда до Владивостока. Так на проекте появился Тимофей Окроев, сыгравший Иосифа Сталина.

Актер Никита Каратаев считает, что год съемок неимоверно его изменил: «Я стал чуть-чуть лучше актером, чуть-чуть лучше человеком, чуть-чуть лучше художником, чуть-чуть лучше сыном, чуть-чуть лучше другом. Все, абсолютно все грани моей жизни стали лучше просто благодаря тому, что Андрей Сергеевич почему-то в меня поверил и за что-то дал мне такой шанс».

В поисках актеров массовых сцен команда поехала в самые разные регионы – Казань, Чебоксары, Новосибирск, на Кавказ, во Владивосток, Якутию, Барнаул, Калмыкию – и искала на местах как профессиональных актеров, так и просто людей на улице с необычными лицами, «лицами той эпохи». В результате в кадре много непрофессиональных актеров.

«Метод многокамерной съемки, когда одна сцена снимается с пяти, десяти, иногда с двенадцати камер одновременно и за один дубль можно закрыть все монтажные планы и снять все ракурсы, требует очень высокой концентрации. При этом Андрей Сергеевич часто сознательно ломает удобные точки и стереотипные ракурсы. Но этот шум документальный, эта псевдонебрежность в повествовании о ключевых исторических событиях нашей страны не только уместны, но и здорово усиливают картину», – уверен оператор-постановщик Андрей Найденов.

Грандиозную работу проделали художники-постановщики, которые воссоздавали исторические интерьеры и экстерьеры с точностью до миллиметра. В «Главкино» была построена натурная площадка с несколькими разновеликими улицами и площадью, вымощенными брусчаткой, способной простоять осень и зиму и выдержать коней, машины, броневики. И даже трамвай, который ездил по центральному проспекту.

Александр Мизев был шокирован масштабом съемок: «Когда я впервые увидел количество артистов массовых сцен, камер, количество зеленых экранов и декораций, эти пролеты километровые в разные стороны, меня это сильно удивило и потрясло. Это все жило, все кипело, было очень приятно в этом находиться, и, самое главное, это давало очень сильный творческий импульс».

Локациями для съемок стали 3 павильона «Мосфильма», Екатерининский дворец в Лефортово, особняк Трубецких-Нарышкиных, Дом композиторов, Александровский дворец, Дом ученых, особняк Кшесинской, тюрьма «Кресты», «Гранд Отель Европа», Петровский Арсенал и другие исторические здания. Пятый Всероссийский съезд Советов снимали в Большом театре (где он и состоялся в 1918 году) днем и ночью, пока театр 5 дней был на каникулах.

В постпродакшене участвовали и специалисты по визуальным эффектам, которые еще до съемочного периода подобрали часть трехмерных объектов. Благодаря этому Кончаловский еще на хромакее в режиме реального времени мог видеть не «зеленку», а эскизы декораций, адаптированные под геометрию улиц, и сразу комментировать: «Здесь нужно больше перспективы», «Этот дом мне не нравится» и т.п.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

VII Зимний международный фестиваль искусств стартует 11 января

С 11 января по 13 февраля 2026 года в Москве состоится VII Зимний международный фестиваль искусств под руководством народного артиста…

13 часов назад

«Легенды наших предков» победили на фестивале детского кино в Италии

Семейное фэнтези Ивана Соснина «Легенды наших предков» завоевало награду на итальянском смотре vvfilmf – одном из крупных европейских фестивалей, который…

16 часов назад

Самые известные снеговики в кино

Снеговик кажется самым безобидным персонажем зимы. Его лепят дети, он тает первым и обычно ни во что не вмешивается. Но…

17 часов назад

Никита Михалков переизбран на должность председателя Союза кинематографистов РФ

Никита Михалков снова переизбран на должность председателя Союза кинематографистов РФ. Этот пост он занимает с 1998 года. Соответствующее решение было…

20 часов назад

Зимние спектакли, которые стоит посмотреть в театре с детьми

Новый год – время волшебства. А где еще можно найти настоящие чудеса, как не в театре? В этой подборке рассказываем…

23 часа назад

Андрей Кретов: «Сериал «СВОИ» – это честное кино»

В ноябре в российских онлайн-кинотеатрах стартовал показ основанного на реальных событиях сериала «СВОИ». Его создатели говорят, что это первый художественный…

2 дня назад