Раздолбай с лаконичным именем М (Путтхипонг Ассаратанакул) ведет стримы и мечтает разбогатеть без особых усилий. Благо его кузине это удалось: она ухаживала за умирающим дедом, а тот в знак признательности ей дом отписал. Аналогичный шанс вскоре выпадает и ленивому геймеру. Выясняется, что у его бабули (Уша Сеамкхум) четвертая стадия рака, и жить ей осталось не больше года. Хитрый внучок мигом собирает манатки и переселяется к почтенной даме, чтобы ей угождать. Однако ба – не подарок: заботу всячески отвергает, в любой непонятной ситуации парня уму-разуму учит. Попутно активизируются прочие родственнички, также намеренные прибрать бабулино наследство к рукам. Так что легкий барыш М явно не светит.
Оптимистичная драмеди «Бабушка на миллион», которая гостит на российских экранах, – живое свидетельство тому, что тайское кино сейчас на подъеме. Доминируют там по-прежнему хорроры, но жанровый ассортимент расширяется, а публика жадно набрасывается и на те истории, где нет призраков и другой нечисти. «Бабушка», скажем, вошла в оскаровский шорт-лист (пусть и без номинации) и собрала в международном прокате внушительные $73 млн, что объясняется целой совокупностью факторов. Из которой можно вывести эдакую формулу хита.
Для режиссера Пата Буннитипата это дебют в игровом полном метре и автобиографический во многом рассказ. Они с соавтором сценария Тходсапоном Тхиптиннакорном на протяжении двух лет созванивались, разделенные пандемией, и обсуждали собственные семьи. Но текст не оживал. Тогда Буннитипат переехал к своей бабушке и провел в ее компании несколько месяцев, подмечая массу любопытных нюансов во взглядах на жизнь, которые отличали старушку от самого Пата и прочих домочадцев. Причем нюансы в основном были забавными – благодатная почва для произрастания трагикомедии о разрыве и последующем сближении поколений. Так же гармонично сюда вписались и исполнители ведущих ролей: Ассаратанакул aka Биллкин, известный в Таиланде артист и певец, подарил герою придурковатое, но честное обаяние, а пожилая дебютантка Сеамкхум замечательно изобразила бабулю, на которую все вдруг с заботой накинулись, скорее сбивая с толку, чем действительно помогая.
Таким образом, уже два фактора успеха налицо. Неравнодушный автор, вложивший в дело частичку себя, и одаренные актеры, транслирующие его пожелания. Третий фактор – жанровый: кино об умирании сложно писать и снимать, но Пат грамотно выдерживает баланс между потешным и грустным, не забывая о добром юморе даже в те моменты, когда бабушка, лишившаяся волос из-за химиотерапии, страдает от физической боли. Сама старушка – фигура трагикомическая: вот она смешно поучает непутевого внука, заставляя греть воду для божеств в чайнике, а не микроволновке, а вот чувствует себя покинутой, когда внук, вроде бы вставший на путь исправления, по-детски обижается: «Ты любишь не тех». М всю дорогу сражается с меркантильностью, сперва отталкивая конверты с деньгами, которыми откупаются от него дядюшки, а затем требуя от бабушки разъяснений, какое место он занимает в списке ее любимых людей. И эта схватка геймера с собой, не утихающая до последних минут, подводит к важнейшему элементу формулы триумфа.
Когда-то Джозеф Кэмпбелл подробно разобрал универсальные мифы, связывающие культуры разных эпох и рождающие бессмертных героев. Будь то Одиссей или Люк Скайуокер. Отчасти этим объясняется и феномен бесконечных ремейков, которые не просто эксплуатируют проверенную коммерческую схему, но вновь и вновь подчеркивают универсальность переживаний, выпадающих на долю центрального действующего лица. Недаром тот же «Холоп» обрел вторую, третью и так далее жизнь на таком количестве территорий: мотив перевоспитания зарвавшегося наглеца – как раз из категории вечных тем, актуальных во все времена. Что у Шекспира, что у Шона Бэйкера. Мажор, естественно, перевоспитываться не обязан: Ваня в «Аноре» только портится, поэтому и фильм оставляет горький привкус разбитых надежд. Зато «Бабушка на миллион» доводит трансформацию М до логического завершения, оправдывая чаяния зрителей, искренне желавших ему духовного просветления.
Какую страну ни возьми, хоть Тай, хоть Россию, везде такая трансформация будет в тему. Поскольку борьба между жаждой наживы и тем, что принято называть истинными ценностями, во всех уголках земного шара не затихает. И «Бабушка» в очередной раз напоминает, какой выбор здесь следует сделать каждому, кто считает себя человеком. Особой свежести в этих выводах нет, но Буннитипат на революционность идей и не претендует, а просто высказывает, что на сердце накопилось. И практика показывает, что в суровых 2020-х, измученных пандемией, вооруженными конфликтами и нашествием AI, подобные истории с их душевной теплотой и национальными истоками важны и нужны. С одной стороны, ты понимаешь, что тебя, кажется, разводят на слезы. Фильм неслучайно завирусился за счет кадров со зрителями, которые во время просмотра не расставались с носовыми платками. С другой – запоминаются-то не столько страдания, сколько целительное ощущение нравственного очищения, что испытал герой и мы вместе с ним.
Ощущение, конечно, по-своему меланхоличное. Ведь дорога к катарсису, как обычно, утыкана шипами этических дилемм, а верный выбор удается совершить не всегда. Порой остается лишь сожалеть об упущенных шансах – вроде драгоценной возможности побыть с близким не в последние месяцы, а значительно дольше. Но торжествует радость в итоге: близкий уходит, но память о нем будет жить. В геймере, который теперь, вероятно, оторвется от злополучных гаджетов. В милой девчушке, его сестре с дивным именем Рэйнбоу, помогающей рассыпать прощальные цветы. И радость эта связывает граждан мира, вне зависимости от национальности и вероисповедания, подобно коммуникационной сети, что в игре Death Stranding сплетается. Если уж и мечтать о солидарности трудящихся, то только такой: рожденной в объятиях бабуль всего света, которых мы любим и ценим, сколько бы они на нас ни ворчали.
Бразилия, начало 1970-х. Рубенс (Селтон Мелу) и Юнис (Фернанда Торрес) Пайва живут свою лучшую жизнь вместе с пятью детьми в…
В конце марта в Москве традиционно пройдет «Ночь театров». В этом году акция объединит 90 культурных площадок. В программе спектакли,…
Где искать опору, когда привычный мир разлетается вдребезги? И какими будут последствия, если этой опорой станет месть? Сериал «Опасная близость»…
Студенты Щукинского училища говорят, что преподаватели призывают их равняться на Юрия Чурсина. И конечно, речь идет о его трудоспособности, грамотном…
28 марта на Основной сцене МХТ имени Чехова в третий раз состоится церемония награждения лауреатов «Премии Художественного театра». Победителей выберут…
Церемония закрытия XXIII Международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня» прошла 9 марта в концертно-театральном центре «Югра-Классик» Ханты-Мансийска. Церемонию вели актеры…