Кино

«Бабушка на миллион»: Если внук оказался вдруг

Раздолбай с лаконичным именем М (Путтхипонг Ассаратанакул) ведет стримы и мечтает разбогатеть без особых усилий. Благо его кузине это удалось: она ухаживала за умирающим дедом, а тот в знак признательности ей дом отписал. Аналогичный шанс вскоре выпадает и ленивому геймеру. Выясняется, что у его бабули (Уша Сеамкхум) четвертая стадия рака, и жить ей осталось не больше года. Хитрый внучок мигом собирает манатки и переселяется к почтенной даме, чтобы ей угождать. Однако ба – не подарок: заботу всячески отвергает, в любой непонятной ситуации парня уму-разуму учит. Попутно активизируются прочие родственнички, также намеренные прибрать бабулино наследство к рукам. Так что легкий барыш М явно не светит.

Оптимистичная драмеди «Бабушка на миллион», которая гостит на российских экранах, – живое свидетельство тому, что тайское кино сейчас на подъеме. Доминируют там по-прежнему хорроры, но жанровый ассортимент расширяется, а публика жадно набрасывается и на те истории, где нет призраков и другой нечисти. «Бабушка», скажем, вошла в оскаровский шорт-лист (пусть и без номинации) и собрала в международном прокате внушительные $73 млн, что объясняется целой совокупностью факторов. Из которой можно вывести эдакую формулу хита.

Для режиссера Пата Буннитипата это дебют в игровом полном метре и автобиографический во многом рассказ. Они с соавтором сценария Тходсапоном Тхиптиннакорном на протяжении двух лет созванивались, разделенные пандемией, и обсуждали собственные семьи. Но текст не оживал. Тогда Буннитипат переехал к своей бабушке и провел в ее компании несколько месяцев, подмечая массу любопытных нюансов во взглядах на жизнь, которые отличали старушку от самого Пата и прочих домочадцев. Причем нюансы в основном были забавными – благодатная почва для произрастания трагикомедии о разрыве и последующем сближении поколений. Так же гармонично сюда вписались и исполнители ведущих ролей: Ассаратанакул aka Биллкин, известный в Таиланде артист и певец, подарил герою придурковатое, но честное обаяние, а пожилая дебютантка Сеамкхум замечательно изобразила бабулю, на которую все вдруг с заботой накинулись, скорее сбивая с толку, чем действительно помогая.

Таким образом, уже два фактора успеха налицо. Неравнодушный автор, вложивший в дело частичку себя, и одаренные актеры, транслирующие его пожелания. Третий фактор – жанровый: кино об умирании сложно писать и снимать, но Пат грамотно выдерживает баланс между потешным и грустным, не забывая о добром юморе даже в те моменты, когда бабушка, лишившаяся волос из-за химиотерапии, страдает от физической боли. Сама старушка – фигура трагикомическая: вот она смешно поучает непутевого внука, заставляя греть воду для божеств в чайнике, а не микроволновке, а вот чувствует себя покинутой, когда внук, вроде бы вставший на путь исправления, по-детски обижается: «Ты любишь не тех». М всю дорогу сражается с меркантильностью, сперва отталкивая конверты с деньгами, которыми откупаются от него дядюшки, а затем требуя от бабушки разъяснений, какое место он занимает в списке ее любимых людей. И эта схватка геймера с собой, не утихающая до последних минут, подводит к важнейшему элементу формулы триумфа.

Когда-то Джозеф Кэмпбелл подробно разобрал универсальные мифы, связывающие культуры разных эпох и рождающие бессмертных героев. Будь то Одиссей или Люк Скайуокер. Отчасти этим объясняется и феномен бесконечных ремейков, которые не просто эксплуатируют проверенную коммерческую схему, но вновь и вновь подчеркивают универсальность переживаний, выпадающих на долю центрального действующего лица. Недаром тот же «Холоп» обрел вторую, третью и так далее жизнь на таком количестве территорий: мотив перевоспитания зарвавшегося наглеца – как раз из категории вечных тем, актуальных во все времена. Что у Шекспира, что у Шона Бэйкера. Мажор, естественно, перевоспитываться не обязан: Ваня в «Аноре» только портится, поэтому и фильм оставляет горький привкус разбитых надежд. Зато «Бабушка на миллион» доводит трансформацию М до логического завершения, оправдывая чаяния зрителей, искренне желавших ему духовного просветления.

Какую страну ни возьми, хоть Тай, хоть Россию, везде такая трансформация будет в тему. Поскольку борьба между жаждой наживы и тем, что принято называть истинными ценностями, во всех уголках земного шара не затихает. И «Бабушка» в очередной раз напоминает, какой выбор здесь следует сделать каждому, кто считает себя человеком. Особой свежести в этих выводах нет, но Буннитипат на революционность идей и не претендует, а просто высказывает, что на сердце накопилось. И практика показывает, что в суровых 2020-х, измученных пандемией, вооруженными конфликтами и нашествием AI, подобные истории с их душевной теплотой и национальными истоками важны и нужны. С одной стороны, ты понимаешь, что тебя, кажется, разводят на слезы. Фильм неслучайно завирусился за счет кадров со зрителями, которые во время просмотра не расставались с носовыми платками. С другой – запоминаются-то не столько страдания, сколько целительное ощущение нравственного очищения, что испытал герой и мы вместе с ним.

Ощущение, конечно, по-своему меланхоличное. Ведь дорога к катарсису, как обычно, утыкана шипами этических дилемм, а верный выбор удается совершить не всегда. Порой остается лишь сожалеть об упущенных шансах – вроде драгоценной возможности побыть с близким не в последние месяцы, а значительно дольше. Но торжествует радость в итоге: близкий уходит, но память о нем будет жить. В геймере, который теперь, вероятно, оторвется от злополучных гаджетов. В милой девчушке, его сестре с дивным именем Рэйнбоу, помогающей рассыпать прощальные цветы. И радость эта связывает граждан мира, вне зависимости от национальности и вероисповедания, подобно коммуникационной сети, что в игре Death Stranding сплетается. Если уж и мечтать о солидарности трудящихся, то только такой: рожденной в объятиях бабуль всего света, которых мы любим и ценим, сколько бы они на нас ни ворчали.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

IX «Горький fest» посвятят авангарду в кино и отечественном искусстве

Организаторы «Горький fest-2025», фестиваля нового российского кино, представили программу и жюри. Смотр откроет драмеди Романа Артемьева «Беги» с Михаилом Пореченковым…

18 часов назад

«Бриллиантовая бабочка» взмахнет крыльями в ноябре

Вручение дебютной премии Евразийской киноакадемии «Бриллиантовая бабочка» вместо ранее заявленной даты (5 декабря) пройдет 24 ноября 2025 года в Москве.…

18 часов назад

Бабки-ежки отечественного кинематографа

Еще несколько лет назад казалось, что пора киносказок безвозвратно ушла, однако «Последний богатырь» вернул интерес публики и кинодеятелей к фольклорным…

19 часов назад

Какие солнцезащитные очки носили культовые киногерои

Только ли от солнца защищают летние очки? Глаза, как зеркало души, прячут от окружающих за темными стеклами, скрывая свои бессонные…

24 часа назад

В Театре наций шведскую пьесу «Фрекен Жюли» поставил режиссер из ЮАР

В Театре наций спектакль впервые поставил режиссер из ЮАР. На родине Джеймс Нобо руководит сразу тремя театрами, а его работы…

2 дня назад

Страсти по Ремарку в «Модерне»

Когда у новой премьеры «Модерна» еще не было названия, но уже была первая фотография, даже беглый взгляд на нее обещал…

2 дня назад