В репертуаре Театра имени Евгения Вахтангова появился спектакль «Превращение» по самому загадочному произведению Франца Кафки.
«Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое» — так начинается повесть Франца Кафки, которая спустя столетие не перестает будоражить воображение людей творческих. Спектакль «Превращение» на Симоновской сцене — это совместный проект Театра им. Вахтангова и Института Гете. Поставил его немецкий режиссер Йозуа Резинг, музыка также немецкого композитора Тиса Мюнтера, а сыграли спектакль артисты театра.
В роли коммивояжера Грегора Замзы выступил Владислав Демченко. Он появляется перед зрителями заключенным в прозрачное сооружение геометрической формы. Никакого грима. Никаких декораций. Атмосферу создает само пространство сцены и сдержанная сценография Максима Обрезкова. Да еще артисты. Помимо Демченко, на сцене их четверо. «Я для себя называю всех персонажей нашего спектакля «хор Грегора«, — так режиссер-постановщик объясняет свое решение. — Как в греческой трагедии, этот хор спрашивает, пытается отвечать, спорит, обвиняет, оправдывает». В этом, по его мнению, главный конфликт истории.
Как и в самой повести, в спектакле не объясняется причина метаморфозы, нет никаких событий, ей предшествующих. Превращение уже свершилось. Артисты один за другим, следуя режиссерскому замыслу, пересказывают повесть, спорят, обвиняют, оправдывают ее героев. И в первую очередь, превратившегося в насекомое Грегора Замзу, который сохраняет здравый ум и осознает происходящее. Узнав о его превращении, семья приходит в ужас. Он вынужден оставаться в стенах своей комнаты, куда приходит лишь сестра, покормить его. На сцене минимум действия, но придуманный режиссером ход делает зрителей соучастниками происходящего и постепенно приводит к пониманию главной темы этой постановки — одиночество человека. Что и подтверждает исполнитель главной роли Владислава Демченко: « Наш спектакль о тотальном одиночестве. Никому из нас не хочется быть одиноким человеком, тем более, внутри своей семьи, — поделился своими размышлениями артист. — Инвалиды, старики, брошенные собаки — они все равно любят бесконечно своих близких. А ведь мы иногда тяготимся больным или лежачим человеком. И когда он умирает, мы вздыхаем с облегчением. Но пока он еще жив, он ведь все чувствует! Он рядом, просто не может двигаться. Мое ощущение, что мы именно об этом рассказываем. И еще о любви. Ведь Грегор любит своих близких бесконечно, и ему хочется освободить их от себя. Спектакль светлый. Он нужен для того, чтобы напомнить зрителям в зале — у каждого из вас есть душа, сердце и есть близкий человек, которого надо беречь».
Кстати, именно Демченко стал инициатором появления этого спектакля. Сам переговорил с режиссером из Германии, посмотрев его постановку в Санкт-Петербурге. Со своей идеей пришел к художественному руководителю театра Римасу Туминасу, — затем получили поддержку Института Гете – и вот премьера. Композитор Тис Мюнтер специально для этой истории написал музыку. Причем, приходил на читки, по ходу репетиций что-то переделывал. В итоге получилось цельный, эмоциональный спектакль. У «Превращения» за столетие было множество постановок в самых разных жанрах. Но никогда Грегор Замза не появлялся ни на сцене, ни в кино в образе ужасного насекомого, как на том настаивал сам Кафка: представлять конкретного жука не имеет никакого смысла — новелла совсем о другом. Михаил Барышников, например, танцевал Грегора в строгом костюме, а одна японская театральная труппа сделала Замзу роботом. Повесть не раз была экранизирована, в том числе и в России. В 2002 году режиссер Валерий Фокин снял фильм по этому рассказу с Евгением Мироновым в главной роли.
Комментарии