Журнал

Проектор – в сад, звук – без проводов: Как собрать домашний кинотеатр

Соорудить в своем жилье толковый кинозал – задача нетривиальная. Бурный прогресс плоских панелей, форматов видеозаписи и беспроводных технологий постоянно подкидывает все новые соблазнительные возможности. Чтобы не заблудиться в их калейдоскопе, «КиноРепортер» предлагает путеводитель по актуальным трендам современного домашнего просмотра.

Картинки много не бывает

Еще недавно получить по-настоящему большое изображение можно было только с помощью проектора. Мороки с таким вариантом хоть отбавляй: нужно вешать экран, тянуть провода к потолку (если без последующего его ремонта, это еще и не слишком эстетично), а потом смотреть кино в полумраке, а лучше – в полной темноте.

Но телевизоры растут как грибы после дождя – из очень больших они становятся просто огромными. Сегодня 77-дюймовые панели продаются на каждом углу, при желании можно купить и гиганта под сотню дюймов. А разработчики между тем вовсю осваивают диагональ 115 дюймов – что больше, чем средний размер проекционного экрана высококлассного домашнего театра. Так что масштабы телевизионной картинки теперь ограничиваются скорее размерами комнаты.

В сравнении даже с самыми крутыми проекторами плюсы огромных ТВ очевидны: безупречная четкость и отсутствие геометрических искажений плюс более высокая яркость, а значит – эффектное контрастное изображение даже в хорошо освещенной комнате. Однако с точностью цветопередачи пока все неоднозначно, а киноманская мягкость проекционной картинки останется лишь в воспоминаниях.

Ну и, конечно, экстремальные размеры потребуют экстремальных затрат. Телевизоры с диагональю 98 дюймов (2,5 метра!) в Москве сейчас продаются примерно за 3,6 млн рублей, в то время как вполне сравнимый по масштабам с диагональю 85 дюймов можно найти существенно дешевле миллиона.

Органика – и точка

Еще один тонкий момент — технологии изготовления экрана. Матрицы на органических светодиодах (OLED) по-прежнему значительно опережают конкурентов по качеству цветопередачи и контрасту, а потому модели на них при прочих равных примерно на 50% дороже. Но они действительно того стоят. Главное – не спутать их маркировку с похожими аббревиатурами QLED, ULED, QNED и т.п. Важно упомянуть и квантовые точки – нанокристаллы, умеющие выдавать чистое излучение строго определенных цветов. Кстати, именно за их исследования совсем недавно получил Нобелевскую премию российский физик Алексей Ефимов.

Не вдаваясь в технические подробности, просто отметим, что квантовые точки заметно улучшают качество любого экрана, в котором они используются. Но в панелях на основе жидких кристаллов и органических светодиодов они работают по-разному. И наибольший выигрыш в качестве получает опять-таки именно OLED. Вычислить телевизор на базе модной технологии несложно: в описании моделей на ее наличие всегда обращается особое внимание.

Оптимальным разрешением даже для самых крутых экранов по-прежнему остается 4K. Попытки некоторых брендов продвигать аппаратуру сверхвысокой четкости 8К к особым успехам пока не приводят, ведь такие панели и проекторы получаются запредельно дорогими, а смотреть на них практически нечего, поскольку переходить на полный цикл производства фильмов в 8К кинокомпании особого смысла не видят. Их можно понять: разглядеть самые мелкие подробности изображения форматом 7680х4320 пикселей можно, только придвинувшись к огромному экрану почти вплотную. А в реальной жизни так кино смотрят немногие.

Обратная проекция

Что же касается проекторов, то их развитие стремится не к увеличению экрана, а к уменьшению и удешевлению самих аппаратов. Элитные модели высочайшего класса никуда не делись, но внимание широких зрительских масс обращено не на них.

Очень яркие светодиоды с правильным спектром излучения плюс продвинутая электронная коррекция изображения сделали возможным производство миниатюрных и недорогих аппаратиков, которые можно и в детской вечером поставить, и в гостиницу с собой взять, и даже в поход с палаткой прихватить – в некоторые модели встроен аккумулятор.

Качество картинки у этих малышей довольно посредственное, зато они всегда под рукой, экран им заменит любая более-менее ровная светлая поверхность, а видеоплеер и вовсе не нужен: многие вооружены приложениями для прямого доступа к онлайн-кинотеатрам.

Ушедшие провода, вернувшиеся колонки

В звуковом оснащении домашних театров главным трендом остаются саундбары. Популярность их продолжает набирать обороты, поскольку возможность заменить ресивер и целый отряд колонок одним компактным модулем крайне соблазнительна.

Ирония в том, что в процессе эволюции продвинутые саундбары сами начали обзаводиться дополнительными акустическими системами. По идее, звуки, обычно воспроизводимые задними колонками, должен был выдавать основной модуль путем отражения звуковых волн от стен.

Но отделка и обстановка комнат у всех разная, так что гарантировать отчетливость акустических образов сложно. Гораздо эффективнее расположенные позади зрителей настоящие колонки, но совсем небольшие и получающие сигнал по радиоканалу.

Могучие и непобедимые

Впрочем, старые добрые ресиверы сдаваться не собираются. Как ни крути, но, несмотря на заметный прогресс, саундбары остаются компромиссом между безупречностью звука, свободой интерьера от «железок» и стоимостью аппаратуры.

Ресиверы же предлагают переход на качественно иной уровень звукового пространства. Тут и подключение настоящих колонок верхних каналов (для идеального звука в Dolby Atmos), и использование аудиофильских акустических систем любой мощности, и возможность построить полностью беспроводную музыкальную систему уже не в одной комнате, а в целой квартире или доме. Представьте только: включив фильм или видеоролик на планшете в любой точке жилого пространства, вы тут же оказываетесь в окружении мощного многоканального саунда.

Помимо беспроводных мультирум-систем, ресиверы теперь поддерживают потоковые сервисы и умеют очень точно настраивать звук под конкретную комнату с конкретной обстановкой. Этот момент крайне важен, поскольку гарантирует точность звуковых образов и ощутимость малейших нюансов акустической атмосферы, а значит, эффект полного погружения в действие на экране.

Отметим, что корректировать звучание под конкретную комнату неплохо умеют и саундбары, но возможности для построения сложного акустического пространства у них куда скромнее.

Все свое держу в сети

Нравится нам это или нет, но нужно признать, что лазерные видеодиски оказались для киноиндустрии в роли Золушки. Бал повсеместно правят онлайн-кинотеатры, через которые продавать и сдавать в аренду фильмы куда удобнее, а главное – выгоднее. Проще они и для зрителей: запустил приложение прямо на телевизоре – и смотри что хочешь и когда хочешь.

Но тут, как говорится, есть нюансы. Последние пара лет наглядно показали киноманам, что доступность того или иного фильма в интернете – штука эфемерная. Вспомнит, например, актриса, что лет 20 назад на нее как-то не так посмотрел известный режиссер, и подаст на него в суд. Или один прокатчик перекупит у другого авторские права на сериал. Или кто-то санкции наложит. Причин может быть масса, но итог один – однажды свой любимый фильм в сети можно не найти.

Кроме того, по качеству изображения и звука диски Ultra HD Blu-ray по-прежнему дают фору даже самому крутому киносервису. Помните об этом, и, наслаждаясь онлайн-удобствами, не торопитесь расставаться со своей дисковой или файловой фильмотекой.

В остальном, решив обновить или создать с нуля домашний театр, придерживайтесь главных правил: экран – огромный, звук – без проводов, контент – из сети, проектор – в сад!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

9 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

11 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

12 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

15 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

17 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

20 часов назад