Фильм, в котором «Золушка» встречается с «Гусарской балладой», выходит в прокат в разгар новогодних праздников.
Первый «Холоп», вышедший под конец 2019-го, стал самым кассовым фильмом в истории российского кинематографа. В этом году лидерство перехватил «Чебурашка», но рекорд держался долго. Деньги пришли под руку с любовью: народная комедия с узнаваемыми типажами и почти фольклорными мотивами была создана по знакомым жанровым лекалам. А главное, была пронизана блистательным юмором с отсылками к мировому кинематографу. Рассказываем, каким получился сиквел – первый в карьере Клима Шипенко.
«Холоп 2» наследует оригинальной картине: в центре сюжета оказывается дерзкая девица Катя (Аглая Тарасова), ошалевшая от собственной безнаказанности. В определенный момент жизнь сталкивает ее с перевоспитавшимся Гришей (Милош Бикович). Тот приходит в ярость от беспардонности избалованной мажорки, похищает ее и ставит ошарашенных родственников и друзей перед фактом: требуется экспресс-курс по человеколюбию. Те, конечно, хватаются за голову, но отступать некуда.
Проверенную формулу успеха Шипенко переносит на значительно большие масштабы: вместо деревни, которую теперь даже захудалым экоотелем не назовешь, – настоящий дворец с мрамором и позолотой, вместо кучки крестьян с вилами – несколько сотен русских и французских солдат. Когда Катя попадает в самую гущу событий, создается ощущение, что она очутилась не то в «Войне и мире» Сергея Бондарчука, не то в оскароносной драме «1917». Батальные сцены захватывают дух куда сильнее, чем танцы в парадных залах, но и там и там хочется видеть больше ракурсов и крупных планов: работа проделана колоссальная, а разглядеть ее в подробностях не выходит. Размах, впрочем, поражает в любом случае.
А вот концентрация юмора примерно та же, что и в первой ленте. Часть удачных решений показана в трейлере, так что его до просмотра лучше не включать. Но картина все равно находит чем удивить – забавными камео, бережно воссозданными элементами эпохи и, конечно, новыми обстоятельствами, в которые попадают герои. Несмотря на то, что объект воспитания сменился, сердцем фильма остается Гриша. От инфантилизма он окончательно не избавился: как только что-то захотел – тут же сделал, бездумно и безответственно. С привычным расчетом на то, что ему помогут разобраться с проблемой, которую он сам же и создал.
Фактически Гриша переживает кризис «я сам»: обижается, что «игрушку» отбирают, натурально дуется в углу и вытворяет разного рода дикости. А еще жаждет, чтобы отец наконец-то им гордился. Маленькие цели для этого не годятся, а на пути к большой он, конечно, наломает дров. И то, что именно великовозрастный балбес остается источником проблем (и, соответственно, комедии), – удачное авторское решение.
Было бы веселее, если бы он почаще выпадал из временного контекста, но Гриша на удивление быстро приноравливается к новой эпохе и даже начинает импровизировать – к ужасу окружающих. На этот раз, кстати, обошлось без сцены в пруду: вместо «Гордости и предубеждения» – «Гусарская баллада». Воистину импортозамещение, которое мы заслужили.
В качестве другого развлечения – конструкция «Милош играет Гришу, который играет принца», а также забавный поиск баланса между правильностью героя, которая порой перерастает в занудство, и его «настоящестью». Как говорит сам Милош, принцев играть скучно. И когда он наконец дает огонька, восторг его экранной партнерши очень легко разделить. Эффект от упражнения, конечно, предполагался обратный, но это так, оттачивание методик.
Противоположность Гриши – уверенная в себе Катя, которая без труда вводит всех присутствующих в ступор. Как и в прошлый раз, перевоспитание начинается с нервного потрясения, однако достучаться до избалованной девицы выходит не сразу. В том числе и потому, что за нее горой стоит мать-чиновница (Наталья Рогожкина). Она не только отмазывает дочь от тюрьмы, но и встает в позу: семья нормальная, дочь нормальная, не в свое дело не лезьте, а то получите. Но стоит ненадолго оставить Катерину без привычной поддержки, как она учится брать на себя ответственность. Да еще какую!
Химия между Гришей и Катей едва заметна: у них налаживается более глубокая связь, скорее дружеская, чем романтическая, и это еще один несомненный плюс картины. Межличностные отношения становятся триггерами и для других героев – например, Павел (Александр Самойленко) и Настя (Мария Миронова) свои семейные проблемы решают через настоящую дуэль. Кроме того, обоим приходится принять участие в театрализованном представлении, и оказывается, что костюмы XIX века каждому из них к лицу. Выразительную комедию они тоже разыгрывают без особого труда.
А вот количество проколов у команды сократилось: все-таки опыт – сын ошибок трудных, и гэгов на эту тему не так много. Но микс из подколов и дружеской поддержки никуда не делся – чувством сплоченности и воодушевления все причастные проникаются легко. Страхи же у них разные: кто-то как огня боится неудачи, а кто-то – преследования по УК РФ (впрочем, законы жанра никто не отменял).
Также в числе изменений – практически полное отсутствие физического абьюза (одна инквизиторская сцена затесалась, но «инквизитору» после нее тоже достается). Шоковая терапия по-прежнему работает, но теперь к ней примешиваются разговоры по душам. Вдобавок в «Холопе 2» звучат The Hatters (кому еще играть в Петербурге?) и много классики, что всегда хорошо.
Из-за того, что в картине подсвечены разные грани одной проблемы, сюжет выглядит более собранным: в сторону он не уводит ни героев, ни зрителей. А еще предлагает решения – в моменте, быть может, простые или быстрые, но как минимум рабочие. Другой важный аспект – злободневность. Речь про предательство родины, грех тяжелый и исключительный, здесь идет в контексте сконструированной реальности. Однако даже в таком антураже все понимают, как непростительно испорчен человек, способный на подобную подлость. И всеми силами стараются до беды не доводить.
Итог? «Холоп 2» лишился определенной новизны, но вместо нее обрел еще большую целостность и глубину. Сделка более чем удачная, во всех смыслах.
Комментарии