Статьи

Молот ведьм, вампиров и чудовищ: История студии Hammer Films

Недавно в необъятном мире кинематографа произошло одно важное и отрадное событие, на которое, впрочем, мало кто обратил должное внимание. А именно – восстала из пепла легендарнейшая студия Hammer Films. Новый ее владелец, титулованный театральный продюсер Джон Гор (у него в общей сложности 20 «Тони», «Эмми» и премий Лоренса Оливье, на минуточку), пообещал вернуть компании былое величие, помочь ей вновь обрести свою неповторимую идентичность. И первый шаг на этом пути уже сделан: на экраны вышел фильм «Доктор Джекилл» с Эдди Иззардом в главной роли.

Так что же такого особенного в Hammer Films? Чем именно эта контора прославилась и почему новость о ее возрождении так воодушевляет? Сейчас подробно расскажем и объясним.

Все началось в 1934 году, когда в меру успешный театральный деятель по имени Уильям Хайндс, выступавший под псевдонимом Уилл Хаммер (в честь родного лондонского района Хаммерсмит), решил открыть небольшое кинопредприятие, назвав его Hammer Films. Вскоре он подружился с испанским иммигрантом Энрике Каррерасом, бывшим владельцем кинотеатра. Они объединили усилия и, учредив совместно дистрибьюторскую контору Exclusive Films, принялись творить историю.

Правда, много они натворить не успели – всего несколько фильмов. Наиболее заметный из которых – «Тайна Марии Селесты» (1935) с Белой Лугоши. Потом в британской киноиндустрии наступил кризис, а следом кризис по всем известным причинам наступил везде. В период с конца 1930-х по вторую половину 1940-х Hammer Films хоть и не без труда, но выживала и даже какой-то момент превратилась в семейный бизнес: к Уильяму и Энрике присоединились их сыновья Джеймс и Тони.

После войны они подрядились клепать низкобюджетные киношки для кинотеатральной сети и начали постепенно набирать обороты. В 1955 году у них случился первый большой прорыв – фантастический хоррор «Эксперимент Куотермасса». Это был, к слову, не оригинальный проект, а адаптация вышедшего двумя годами ранее одноименного сериала. Который, в свою очередь, снискал большую популярность и оказал немалое влияние на дальнейшее развитие телевидения (не в последнюю очередь оттуда у «Доктора Кто» ноги растут), но мы на этом сейчас подробно останавливаться не будем, пожалуй. Тем более что полнометражный ремейк по влиятельности ему немногим уступает.

Достаточно сказать, что «Эксперимент Куотермасса» – один из самых любимых фильмов Джона Карпентера, по его же собственному признанию. И если вы этот фильм посмотрите, то без труда поймете, почему: там космонавт с иноземной сущностью внутри бегает по городу, страдая от жутких телесных трансформаций, и колотит прохожих кактусообразной рукой. То есть как минимум Ридли Скотт со своим «Чужим» и тот же Карпентер с «Нечто» явно многим «Эксперименту Куотермасса» обязаны. Ну а тогда он собрал солидную по тем временам кассу в миллион фунтов, оброс сиквелом и практически сразу стал одним из столпов только оформлявшегося хоррор-поджанра. Однако имя, вписанное золотыми буквами в историю, Hammer Films себе сделала не на сай-фай-ужасах, а на совершенно другом.

Ближе к концу 1950-х студия подписала контракт с двумя артистами, на тот момент довольно малоизвестными, которым суждено было вскоре принести ей мировую славу. Это были Питер Кушинг (массовому зрителю он знаком в первую очередь по роли гранд-моффа Таркина в «Звездных войнах») и не нуждающийся в представлении Кристофер Ли. Первой их совместной работой в рамках контракта с Hammer Films явилось радикальное переосмысление романа Мэри Шелли про Франкенштейна и его чудовищное создание под названием «Проклятие Франкенштейна» (1957). Где Кушинг сыграл доктора Франкенштейна, а чудовищное создание изобразил Ли. И сразу следом вышел «Дракула» (1958) с Ли в заглавной роли и Кушингом в роли профессора Ван Хельсинга.

Оба фильма, поставленные режиссером Теренсом Фишером, имели бешеный успех, и именно в них оформился фирменный стиль Hammer Films, которому студия будет далее неотступно следовать на протяжении двух десятилетий, вплоть до конца 1970-х. На первый взгляд может показаться, что формула предельно элементарная: берем подзабытых монстров Universal, сдуваем с них пыль, покрасивее наряжаем – и готово. Но самом деле все сложнее. Хотя, да, помимо Дракулы и Франкенштейна в бестиарии Hammer Films имелись и Человек-волк («Проклятие оборотня», 1961), и Мумия («Мумия», 1964), и Призрак оперы («Призрак оперы», 1962). Но все же в первую очередь речь шла все-таки о возрождении традиции готических ужасов и возвращении ее на родину (не лишним будет вспомнить, что параллельно как раз в самом разгаре была так называемая вторая волна британского фолк-ревайвала).

При этом деятели из Hammer Films вовсе не стремились делать точные экранизации. Скорее, наоборот, – их картины были вольными фантазиями на тему того или иного литературного текста. Или даже, например, оригинальной интерпретацией древней легенды («Горгона», 1964). Помимо прочего, упор делался на реализм: тот же монстр Франкенштейна выглядел и впрямь как оживший конструктор из мертвой плоти, противный человеческой природе. То есть весьма отталкивающе и вместе с тем впечатляюще. Главным героем нередко становился человек науки, а основной конфликт, соответственно, заключался в противостоянии рационального и потустороннего начал (и не всегда заканчивался триумфом первого над вторым).

Что особо интересно в свете вышесказанного, продукция Hammer Films отнюдь не отличалась излишней мрачностью. Визуально она была неизменно яркой и по меркам той эпохи достаточно пикантной. Безупречно одетых джентльменов в главных ролях обычно сопровождали хорошенькие дамы, также одетые со вкусом, а нередко и полуодетые, и вообще почти не одетые. Кроме того, упомянутый реализм на удивление гармонично сочетался с нарочитой театральностью, чрезмерностью и ставкой на шок-контент, в том числе в виде крови максимально ненатурального кислотного оттенка, которая сама по себе превратилась в узнаваемую черту фильмов студии.

Такой новаторский комплексный подход обеспечил Hammer Films сравнительно долгое процветание. Сиквелы выпускались один за другим: только у «Проклятия Франкенштейна» их было шесть штук, а у «Дракулы» – целых восемь. Репертуар, правда, надлежит заметить, не ограничивался исключительно готическими ужасами: психологические триллеры, военные драмы и комедии, а также кино про древние и доисторические времена компания на рынок поставляла не менее исправно. И все же в киноведении закрепился термин хаммер-хоррор, а не хаммер-комедия или хаммер-драма.

Хаммер-хорроры стремительно расползлись по планете, на них выросли поколения зрителей, их засматривали до дыр, зачарованные неординарной эстетикой, будущие признанные мастера киноискусства, включая Тима Бертона. Конкуренты зеленели от зависти и пытались подражать (американский король фильмов категории Б Роджер Корман, в частности, запустил цикл по мотивам произведений Эдгара По). Дракула в исполнении Кристофера Ли навсегда изменил образ вампира в поп-культуре, привнеся в него изрядно приземленности и сексуальности. Продолжать перечислять заслуги и достижения можно долго, а можно просто сказать – и это нисколько не будет преувеличением, – что весь нынешний поп-культурный ландшафт был бы совсем иным, если бы не Hammer Films.

Увы, золотой век не мог продолжаться вечно. Шли годы, жанровое кино не стояло на месте, и хаммер-хорроры старались адаптироваться под меняющиеся вкусы, но получалось не очень, и в глазах массовой аудитории они делались все нелепее и старомоднее (в плохом смысле). Закат студии пришелся на 1970-е, и закат этот был по-своему прекрасен благодаря удивительным подчас экспериментам, на которые шли авторы в погоне за модой. Наиболее причудливый и характерный пример таких экспериментов – «Легенда о семи золотых вампирах» (1974), последний фильм из серии про Дракулу, уже без Кристофера Ли, но все еще с Питером Кушингом. Это была дикая и неудержимая смесь «Ночи живых мертвецов», «Семи самураев» и кино про кунг-фу. Притом с вампирами. И голыми девицами. И Дракулой в обличье китайца.

Дальнейшая история Hammer Films мало чем примечательна. Студия, с одной стороны, никуда не пропадала, не прекращала существовать, но и не отмечалась ничем сколько-нибудь достойным внимания. Зато в 1990-х ее наследие переродилось в нескольких любовных оммажах: «Дракула» (1992) Фрэнсиса Форда Копполы, «Франкенштейн» (1994) Кеннета Браны, «Сонная лощина» (1999) Тима Бертона.

В новом веке компанию выкупил голландский продюсер Джон Де Мол, и под его руководством она вновь стала потихоньку о себе заявлять: «По ту сторону рейва» (2008) Матиаса Хене, «Впусти меня» (2010) Мэтта Ривза, «Ловушка» (2010) с Хилари Суэнк и камео Кристофера Ли. Наконец, что-то похожее на возвращение к истокам наметилось в «Женщине в черном» (2012) с Дэниелом Рэдклиффом, которая даже собрала неплохую кассу, но дальше в этом направлении дело не слишком продвинулось, и с середины 2010-х Hammer Films признаки жизни подавала лишь изредка. До этих самых пор.

Удастся ли Джону Гору сделать культовую студию снова великой, мы узнаем уже в обозримом будущем: заняв позицию нового главы, он сразу же посулил как минимум несколько новых проектов (но без какой-либо конкретики) в духе старых добрых классических хаммер-хорроров. Что, признаться, немного настораживает. Уж слишком его обещания хорошо звучат, чтобы быть правдой. Тем более вспомним, как корпорация Universal собиралась несколько лет назад возродить свою вселенную монстров, и чем это закончилось (катастрофическим провалом). Так что в данном случае наиболее разумным вариантом видится наблюдать за развитием событий со сдержанным оптимизмом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

8 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

9 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

13 часов назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

1 день назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

1 день назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

2 дня назад