Джейсон Стэйтем – человек из породы тех, кто «делают себя сами». Что-то вроде self made man. Уроженец английского Дербишира дебютировал в кино в возрасте тридцати лет, однако его появление на экранах не было случайным. К тому моменту Стэйтем успел попробовать себя в самых разных амплуа: он занимался боевыми искусствами, выступал за сборную Англии по прыжкам в воду на Играх Содружества, подрабатывал моделью, снимался в клипах и продавал всякую мелочевку на местных рынках.
В общем, неудивительно, что режиссер музыкальных клипов Гай Ричи, который тогда только планировал снимать первый полнометражный фильм, настолько вдохновился харизмой своего приятеля, что позвал его в будущую картину.
«У моего друга была невероятная способность уговаривать людей. Эти его навыки и стали первой ступенькой его карьеры», – говорил потом постановщик.
В итоге в криминальной комедии «Карты, деньги, два ствола» (1998) Джейсон Стэйтем сыграл фактически себя. Его герой по прозвищу Бекон вместе с тремя недалекими приятелями влип в нехорошую историю с серьезными долговыми обязательствами. Горы трупов, антикварные ружья, продавцы наркотиков, похищения и сумки, набитые деньгами…
Некоторые критики заподозрили Ричи в подражании Тарантино. Сходство действительно было, но со временем британец доказал, что его работы обладают неповторимым стилем. А вот публика и коллеги постановщика пришли в восторг почти сразу: «Карты, деньги, два ствола» с героями-оторвами, перестрелками, драйвовым саундтреком (чего стоит только греческая зорба и I Wanna Be Your Dog от The Stooges) и уморительными перепалками оказались глотком свежего воздуха в массе однотипных боевиков тех лет.
В «Большом куше» (2000) режиссер отполировал подход до блеска. Стэйтему он доверил роль побольше: Турецкий не просто был одним из ключевых героев, но и фактически озвучивал закадровый текст. Именно со знакомства с нелегальным боксерским промоутером начинается фильм про нелепейшую кражу 86-каратного бриллианта. В картине, кстати, фигурируют евреи и темнокожие бандиты, бешеный русский и банда цыган – хотите что-то знать про инклюзивность в нулевые, обратитесь к Гаю Ричи, он подскажет.
Вторая в карьере роль принесла Джейсону Стэйтему 15 тысяч фунтов стерлингов – в три раза больше, чем дебют. А еще позволила поработать на одной площадке с Бенисио дель Торо и Брэдом Питтом.
«Резкий, как удар серпом по яйцам, жесткий, как удар молотом», – эта характеристика одного из героев вполне применима и к самому фильму. Хитро скроенный сюжет, в котором несколько линий в ударный момент сплетаются в одну, огромное количество ушедших в народ фраз, музыкальное сопровождение (здесь лейтмотивом идут уже Hava Nagila и Golden Brown The Stranglers), да и сама постановка позволили «Большому кушу» стать событием во всем мире.
Для Стэйтема открылись двери в Голливуд. Но назвать это слепой удачей сложно: пробиться Джейсону помогли дисциплинированность, харизма и… буквально излучаемая им маскулинность. Токсичной ее назвать было сложно, несмотря на превосходную физическую форму актера, а вот кинематографичной – вполне.
И, если фильмы Ричи стали для Стэйтема трамплином в большое кино, то дальше ему пришлось крутиться самому. И пируэты он выдавал головокружительные. Хоть порой и однотипные. Особенно надолго британец прописался в боевиках: после серии «Перевозчик» (2002-2008). Пять лет спустя произошло счастливое воссоединение с Ричи: тот снимал криминальный неонуар «Револьвер», в котором доверил актеру главную роль.
Стэйтем отлично вжился в роль бывалого бандита, только вышедшего из тюрьмы. С собой он вынес универсальную формулу, помогающую выиграть любую азартную игру. А это крайне опасное знание, особенно для кругов, в которых его Джейк Грин вращался.
«Фильм основан на принципах игры: где игра начинается, где она кончается, и кто кого разводит», – с упоением рассказывал о проекте Гай Ричи.
«Револьвер» действительно похож на головоломку, которую можно разгадать, лишь рассматривая ее под определенным ракурсом. Разумеется, в картине не обошлось без традиционных для режиссера атрибутов – криминальных разборок, шантажа и угроз, стукачества, пропажи крупной суммы денег. А из неожиданного – Джейсон Стэйтем с волосами.
В прокате фильм с треском провалился – публика отвернулась от Ричи, который, казалось, сел на любимого конька, с которого не собирался слезать. Восстановить пошатнувшиеся позиции на родине и за океаном Гаю помогли «Рок-н-рольщик» (2008) и дилогия про Шерлока Холмса (2009-2011). Правда, Джейсону Стэйтему в них не нашлось места.
Далее у Ричи дела снова пошли по синусоиде: «Агенты А.Н.К.Л.» (2015) обзавелись преданной фан-базой за счет Генри Кавилла и ныне опального Арми Хаммера, но в прокате провалились. Равно как и «Меч Короля Артура» (2017). Затем последовал монструозный «Аладдин» (2019), которому пребывание под крышей Disney обеспечило неплохую кассу – на данный момент это самый финансово успешный проект Ричи. Кстати, на этом проекте режиссер показал себя с неожиданной стороны, поставив в том числе музыкальные эпизоды.
Но затем вернулся к излюбленной теме. «Джентльмены» (2020) позволили карьере режиссера вновь пойти вверх, чем он воспользовался, довольно оперативно сняв боевик «Гнев человеческий» (2021). С любимым актером в роли хмурого инкассатора, в глубинах души хранящего тайны прошлого. К тому моменту Джейсон Стэйтем уже настолько привык сниматься в подобных картинах, что приземленный по своей стилистике «Гнев человеческий» прошел в кинотеатрах без особой помпы – собрал $100 млн при бюджете в $40 млн.
В пятом совместном проекте, который уже отснят, но еще не выпущен на большие экраны, Ричи планирует совместить криминальную линию со шпионской. И, похоже, приправить все это внутрицеховым юмором: в центре сюжета «Операции «Фортуна» оказывается элитный разведчик Орсон Форчун, которому необходимо объединиться с лучшими оперативниками мира, а также известным киноактером, который предоставит лихой группе убедительное прикрытие.
У Гая Ричи, который в профессии вот уже двадцать пятый год, несомненно есть и необходимые для такого микса жанров навыки, и база собственных наблюдений. Уж за эти годы режиссер явно наслушался критики в свой адрес – и не всегда, кстати, справедливой.
Пока что проект выглядит потенциальным хитом: здесь и международная шпионская сеть, и ироничное видение ситуации изнутри, и звездный актерский состав. И у многих за плечами есть опыт работы в комедиях: тот же Джейсон Стэйтем, например, превосходно зарекомендовал себя в «Шпионе» 2015 года. И его реплику про то, что «иногда мужику нужно уйти в море» можно считать его фирменной – настолько она пришлась к образу, который сам актер иной раз не прочь высмеять. Посмотрим, обзаведется ли Джейсон Стэйтем новой коронной фразочкой в «Операции» – дата премьеры картины пока не назначена, но уверены, что скоро мы о ней услышим.
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…