EUROPACORP / Ronald Grant Archiv
Джейсон Стэйтем – человек из породы тех, кто «делают себя сами». Что-то вроде self made man. Уроженец английского Дербишира дебютировал в кино в возрасте тридцати лет, однако его появление на экранах не было случайным. К тому моменту Стэйтем успел попробовать себя в самых разных амплуа: он занимался боевыми искусствами, выступал за сборную Англии по прыжкам в воду на Играх Содружества, подрабатывал моделью, снимался в клипах и продавал всякую мелочевку на местных рынках.
В общем, неудивительно, что режиссер музыкальных клипов Гай Ричи, который тогда только планировал снимать первый полнометражный фильм, настолько вдохновился харизмой своего приятеля, что позвал его в будущую картину.
«У моего друга была невероятная способность уговаривать людей. Эти его навыки и стали первой ступенькой его карьеры», – говорил потом постановщик.
В итоге в криминальной комедии «Карты, деньги, два ствола» (1998) Джейсон Стэйтем сыграл фактически себя. Его герой по прозвищу Бекон вместе с тремя недалекими приятелями влип в нехорошую историю с серьезными долговыми обязательствами. Горы трупов, антикварные ружья, продавцы наркотиков, похищения и сумки, набитые деньгами…
Некоторые критики заподозрили Ричи в подражании Тарантино. Сходство действительно было, но со временем британец доказал, что его работы обладают неповторимым стилем. А вот публика и коллеги постановщика пришли в восторг почти сразу: «Карты, деньги, два ствола» с героями-оторвами, перестрелками, драйвовым саундтреком (чего стоит только греческая зорба и I Wanna Be Your Dog от The Stooges) и уморительными перепалками оказались глотком свежего воздуха в массе однотипных боевиков тех лет.
В «Большом куше» (2000) режиссер отполировал подход до блеска. Стэйтему он доверил роль побольше: Турецкий не просто был одним из ключевых героев, но и фактически озвучивал закадровый текст. Именно со знакомства с нелегальным боксерским промоутером начинается фильм про нелепейшую кражу 86-каратного бриллианта. В картине, кстати, фигурируют евреи и темнокожие бандиты, бешеный русский и банда цыган – хотите что-то знать про инклюзивность в нулевые, обратитесь к Гаю Ричи, он подскажет.
Вторая в карьере роль принесла Джейсону Стэйтему 15 тысяч фунтов стерлингов – в три раза больше, чем дебют. А еще позволила поработать на одной площадке с Бенисио дель Торо и Брэдом Питтом.
«Резкий, как удар серпом по яйцам, жесткий, как удар молотом», – эта характеристика одного из героев вполне применима и к самому фильму. Хитро скроенный сюжет, в котором несколько линий в ударный момент сплетаются в одну, огромное количество ушедших в народ фраз, музыкальное сопровождение (здесь лейтмотивом идут уже Hava Nagila и Golden Brown The Stranglers), да и сама постановка позволили «Большому кушу» стать событием во всем мире.
Для Стэйтема открылись двери в Голливуд. Но назвать это слепой удачей сложно: пробиться Джейсону помогли дисциплинированность, харизма и… буквально излучаемая им маскулинность. Токсичной ее назвать было сложно, несмотря на превосходную физическую форму актера, а вот кинематографичной – вполне.
И, если фильмы Ричи стали для Стэйтема трамплином в большое кино, то дальше ему пришлось крутиться самому. И пируэты он выдавал головокружительные. Хоть порой и однотипные. Особенно надолго британец прописался в боевиках: после серии «Перевозчик» (2002-2008). Пять лет спустя произошло счастливое воссоединение с Ричи: тот снимал криминальный неонуар «Револьвер», в котором доверил актеру главную роль.
Стэйтем отлично вжился в роль бывалого бандита, только вышедшего из тюрьмы. С собой он вынес универсальную формулу, помогающую выиграть любую азартную игру. А это крайне опасное знание, особенно для кругов, в которых его Джейк Грин вращался.
«Фильм основан на принципах игры: где игра начинается, где она кончается, и кто кого разводит», – с упоением рассказывал о проекте Гай Ричи.
«Револьвер» действительно похож на головоломку, которую можно разгадать, лишь рассматривая ее под определенным ракурсом. Разумеется, в картине не обошлось без традиционных для режиссера атрибутов – криминальных разборок, шантажа и угроз, стукачества, пропажи крупной суммы денег. А из неожиданного – Джейсон Стэйтем с волосами.
В прокате фильм с треском провалился – публика отвернулась от Ричи, который, казалось, сел на любимого конька, с которого не собирался слезать. Восстановить пошатнувшиеся позиции на родине и за океаном Гаю помогли «Рок-н-рольщик» (2008) и дилогия про Шерлока Холмса (2009-2011). Правда, Джейсону Стэйтему в них не нашлось места.
Далее у Ричи дела снова пошли по синусоиде: «Агенты А.Н.К.Л.» (2015) обзавелись преданной фан-базой за счет Генри Кавилла и ныне опального Арми Хаммера, но в прокате провалились. Равно как и «Меч Короля Артура» (2017). Затем последовал монструозный «Аладдин» (2019), которому пребывание под крышей Disney обеспечило неплохую кассу – на данный момент это самый финансово успешный проект Ричи. Кстати, на этом проекте режиссер показал себя с неожиданной стороны, поставив в том числе музыкальные эпизоды.
Но затем вернулся к излюбленной теме. «Джентльмены» (2020) позволили карьере режиссера вновь пойти вверх, чем он воспользовался, довольно оперативно сняв боевик «Гнев человеческий» (2021). С любимым актером в роли хмурого инкассатора, в глубинах души хранящего тайны прошлого. К тому моменту Джейсон Стэйтем уже настолько привык сниматься в подобных картинах, что приземленный по своей стилистике «Гнев человеческий» прошел в кинотеатрах без особой помпы – собрал $100 млн при бюджете в $40 млн.
В пятом совместном проекте, который уже отснят, но еще не выпущен на большие экраны, Ричи планирует совместить криминальную линию со шпионской. И, похоже, приправить все это внутрицеховым юмором: в центре сюжета «Операции «Фортуна» оказывается элитный разведчик Орсон Форчун, которому необходимо объединиться с лучшими оперативниками мира, а также известным киноактером, который предоставит лихой группе убедительное прикрытие.
У Гая Ричи, который в профессии вот уже двадцать пятый год, несомненно есть и необходимые для такого микса жанров навыки, и база собственных наблюдений. Уж за эти годы режиссер явно наслушался критики в свой адрес – и не всегда, кстати, справедливой.
Пока что проект выглядит потенциальным хитом: здесь и международная шпионская сеть, и ироничное видение ситуации изнутри, и звездный актерский состав. И у многих за плечами есть опыт работы в комедиях: тот же Джейсон Стэйтем, например, превосходно зарекомендовал себя в «Шпионе» 2015 года. И его реплику про то, что «иногда мужику нужно уйти в море» можно считать его фирменной – настолько она пришлась к образу, который сам актер иной раз не прочь высмеять. Посмотрим, обзаведется ли Джейсон Стэйтем новой коронной фразочкой в «Операции» – дата премьеры картины пока не назначена, но уверены, что скоро мы о ней услышим.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…