Сериалы

«Грозный»: Путешествие в Россию XVI века в новом сериале

Проект осуществил режиссер Алексей Андрианов – постановщик таких фильмов, как «Шпион» (2012) и «Воин» (2015). В последние годы он сконцентрировался на исторических сериалах. «Грозный» – продолжение цикла «История любви. История России», старт которому дала «София» (2016), повествующая о Софии Палеолог, последней наследницы византийского престола, жены московского князя Ивана III и бабушки Ивана Грозного. За ней последовал «Годунов» (2018), охвативший уже период от правления Ивана Грозного до прихода Михаила Романова. «Годунов» удостоился «Золотого орла» как лучший мини-сериал года. Все три проекта Андрианов делает с одной и той же командой, ведомой продюсерами Екатериной Жуковой, Антоном Златопольским и Марией Ушаковой.

«История Грозного это тяжелая психологическая драма, совсем не легкое кино, признается режиссер. Для многих зрителей фильм станет не совсем стандартным с точки зрения того, что они ожидают. Мало кто задумывается о роли Грозного в истории страны. Он очень многое сделал для государства, но мы в фильме больше рассказываем про человека, его внутренний мир. Это одна из сложнейших личностей в истории. Грозный был первым русским царем, то есть шел по пути, который еще никто не проходил».

8 серий вобрали в себя 26 лет царствования Ивана IV – с 1547 по 1573 год. Таким образом, мы увидим подавленное Московское восстание 1547 года, утверждение Судебника (свода законов образца 1550 года), основание Печатного двора (1553), установление торговых и дипломатических отношений с Англией (1553), строительство Покровского собора (1555–1561), поход на Москву крымского хана Девлет-Гирея (1571), опричнину (1565–1572) и, наконец, битву при Молодях (1572).

«О Грозном, с одной стороны, все всё знают, с другой – никто ничего, – рассказывает продюсер сериала Екатерина Жукова. – Для одних он ангел, для других – черт с рогами. И то, и другое неверно. Поэтому мы сделали сериал, который состоит из двух частей: первая часть – его молодость и светлый период жизни, в том числе и для страны. Он был полон замечательных идей, многие из которых воплотил в жизнь: судебник, реформа армии, административная реформа. А вторая часть жизни, конечно, во мраке. Мы рассказываем о причинах этого мрака».

Поскольку за более чем четверть века царь сильно изменился, на что немалое влияние оказали глубокие личные потрясения, продюсеры приняли решение, что его сыграют сразу два актера – Александр Яценко и Сергей Маковецкий. Причем если для Яценко это был новый образ, то Маковецкий уже играл Грозного в «Годунове». Впрочем, царя Яценко уже играл, но другого:

«Это у меня уже второй царь, я ведь уже играл Петра III в «Екатерине». Только тот был веселый, а этот грустный и грозный. Постепенно в фильме я плавно превращаюсь в Сергея Васильевича Маковецкого, а вот у него уже из пальцев молнии летают».

Хотя Яценко не пришлось старить, без сложного пластического грима не обошлось. Дабы достичь портретного сходства с Грозным, над Сергеем Маковецким ежедневно по 2–3 часа колдовали гримеры. В итоге узнать актера в этом образе можно только по голосу. Но Маковецкий признается, что любит своего героя:

«Главное, что отличало Иоанна Васильевича, как он говорит, «лютый зверь во мне сидит, да одолеть не могу». Он прекрасно понимал, что совершает великий грех и ничего не мог с собой поделать, и мучился сильно. Мы старались показать этого человека, которого раздирают две абсолютные противоположности – грех страшный и страх Божий – все это вместе у него соединялось. И я его за то люблю, что в нем очень много человеческого. Совершил что-то нехорошее, да не знает, как извиниться. Многим сложно себе в этом признаться, а ему нет».

Большая часть сериала была снята в декорациях Московского Кремля, построенных на киностудии «Главкино». В ее павильонах были воссозданы личные палаты Ивана IV и царицы Анастасии, трапезная, Грановитая палата, Красное крыльцо и парадные Фроловские ворота (сегодня – Спасские). Кроме того, художники возвели декорации псковских приказных палат, лагерь войска, рынок, хозяйственный двор, Стрелецкий приказ, а также интерьеры Покровского собора и Бахчисарайского дворца. Часть декораций – и прежде всего средневековая Москва – проекту достались в наследство от «Годунова». Съемки также проходили в усадьбе Коломенское, Звенигородском кремле, в Александрове и Вяземской крепости.

Самого известного сподвижника Грозного – воеводу Малюту Скуратова, вошедшего в историю своей нечеловеческой жестокостью, – сыграл Виктор Сухоруков. Он также уже играл Малюту в «Годунове». Это уже пятый исторический персонаж в карьере актера после Ленина («Все мои Ленины», 1997), императора Павла I («Бедный, бедный Павел», 2003), Берии («Желанная», 2003) и Никиты Хрущева («Звезда эпохи», 2005 и «Фурцева. Легенда о Екатерине», 2011).

Битвы при Молодях – одна из важнейших военных побед русского войска – появится на экране впервые. Ее в течение четырех дней снимали под Москвой, развернув укрепления – Гуляй-город, который не смогли взять крымчаки. Многотысячную битву пришлось воссоздавать с помощью компьютерной графики. Всего в сериале 741 кадр с графикой, и 36 из них полностью созданы на компьютере. Над «Грозным» в течение семи месяцев трудились больше 80 художников CGI.

Первую жену Грозного, Анастасию Захарьину-Юрьеву сыграла Татьяна Лялина, известная прежде всего по сериалу «Ненастье» (2018). При этом в центре сюжета там – также трагическая любовь ее героини и героя Александра Яценко, так что вопрос химии между актерами не стоял. Кроме них, в сериале Сергея Урсуляка снимался и Сергей Маковецкий – он сыграл отца героини Лялиной. По свидетельству историков, Иван IV очень любил Анастасию, что благотворно отразилось на его правлении в первые 13 лет царствования. Именно смерть жены, которую он тяжело переживал, превратила царя в жестокого тирана.

«С Анастасией Грозный познакомился еще в детстве, а через годы, когда пришло время найти себе невесту, выбрал ее, – рассказывает Лялина о подготовке к роли. – Конечно, это история большой любви, которую у них отняли, и неизвестно, как сложилась бы история страны, если бы не смерть Анастасии. Это действительно была трагедия для Грозного, и на протяжении всего сценария Грозный в лице Сергея Васильевича Маковецкого всегда возвращается мыслями к своей Насте».

Над музыкой к сериалу работали сразу два композитора – легендарный Эдуард Артемьев и его молодой коллега Артем Васильев, обладатель «Золотого орла» за музыку к фильму «Экипаж» (2016). Васильев писал музыку и к первым двум сериалам цикла. Саундтрек «Грозного» – микс из оркестровой музыки, хорового и вокального пения, электронных синтезаторов и этнической музыки, в том числе турецкой. Есть в нем даже элементы музыкальных сочинений самого Ивана Грозного – царь писал стилизованные стихиры.

«Мне хотелось сочинить что-то красивое, исходя из моих личных ощущений – от истории, от эпохи. Прежде всего я хотел при помощи музыки показать Грозного человеком. Для меня это великий русский царь, который заложил основу нашей великой страны, создал самое могущественное на континенте государство», – рассказывает Эдуард Артемьев.

Вторую жену Грозного Марию Темрюковну, дочь кабардинского князя Темрюка и фактически антипод Анастасии, сыграла Милена Радулович. 25-летняя сербская актриса известна в России в первую очередь фильмом «Балканский рубеж» (2019). Всего у Ивана IV было 6 или 7 жен (по поводу статуса 6-й – Василисы Мелентьевны – историки расходятся во мнении), но в сериале появятся только первые две, поскольку охваченный временной отрезок заканчивается раньше появления остальных.

Сергей Маковецкий – далеко не единственный актер, которого на экране практически не узнать. В «Грозном» больше 140 персонажей, треть из которых представлены в разных возрастах, требующих разной пластики, усов и бород. В общей сложности гримеры создали около 400 образов. Хотя работу актеров тоже нельзя списывать со счетов:

«Гениальный у нас Грозный-Маковецкий, – восхищается художник-постановщик Евгений Качанов. – Невероятно так перевоплотиться – у него даже фаланги пальцев менялись. Есть сцены, где он в шахматы играет, и когда он берет шахматную фигуру, на крупном плане у него не пальцы артиста Маковецкого, а руки древнего старца. Как он это делает, я не понимаю».

Помимо уже названных актеров, в сериале снялись Артем Ткаченко, Мария Шумакова, Владимир Симонов, Владимир Стеклов, Игорь Миркурбанов, Константин Крюков, Виктор Добронравов, Людмила Полякова, Виталий Хаев, Леонид Кулагин, Сергей Сосновский, Никита Панфилов, Юрий Колокольников и другие.

«В течение огромного количества времени я приезжал на смену с какой-то невероятной радостью и бесконечной благодарностью ко всем, кто меня окружал, потому что это качественное отношение к работе – оно во всем, и оно заряжает, – признается Игорь Миркурбанов, которому досталась роль опричника, князя Афанасия Вяземского. – Вы посмотрите, как в фильме все расписано, как все подробно сделано, с какой любовью. В такой обстановке трудно позволить себе халтурить, быть фальшивым».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Джереми Аллен Уайт: Бунтарь и причины

Джереми Аллен Уайт похож одновременно на Джеймса Дина и Боба Дилана. Да и играет, как правило, харизматичных бунтарей с темным…

33 минуты назад

«Севильский цирюльник» на Новой сцене Театра имени Вахтангова

На Новой сцене театра имени Вахтангова – еще одна громкая премьера: «Севильский цирюльник» по пьесе Бомарше. Идею постановки режиссеру Геннадию…

20 часов назад

Где мой ястреб, чувак? Чудные факты о Уэсе Андерсоне и его фильмах

1 мая кудесник Уэс Андерсон отмечает 55-летие. Но мы не собираемся в очередной раз петь дифирамбы его уникальному стилю, симметричным…

1 день назад

Сильвестр Сталлоне и Дженнифер Энистон готовят мемуары

Страсть к написанию мемуаров проснулась сразу в двух голливудских звездах. О намерении выпустить книгу «захватывающих баек» заявил 77-летний Сильвестр Сталлоне. Параллельно…

2 дня назад

«КиноРепортер» рекомендует: Спектакли, которые стоит увидеть в мае

Театральный сезон медленно подходит к концу, но это не повод отчаиваться – на московских сценах еще столько всего нужно увидеть!…

2 дня назад

Худо без добра: Звездные диеты, к которым стоит относиться с осторожностью

«И есть хочется, и худеть хочется» – это вечное парадоксальное желание звучит в фильме «Раба любви» из уст персонажа Александра…

2 дня назад