Сериалы

«Грозный»: Путешествие в Россию XVI века в новом сериале

Проект осуществил режиссер Алексей Андрианов – постановщик таких фильмов, как «Шпион» (2012) и «Воин» (2015). В последние годы он сконцентрировался на исторических сериалах. «Грозный» – продолжение цикла «История любви. История России», старт которому дала «София» (2016), повествующая о Софии Палеолог, последней наследницы византийского престола, жены московского князя Ивана III и бабушки Ивана Грозного. За ней последовал «Годунов» (2018), охвативший уже период от правления Ивана Грозного до прихода Михаила Романова. «Годунов» удостоился «Золотого орла» как лучший мини-сериал года. Все три проекта Андрианов делает с одной и той же командой, ведомой продюсерами Екатериной Жуковой, Антоном Златопольским и Марией Ушаковой.

«История Грозного это тяжелая психологическая драма, совсем не легкое кино, признается режиссер. Для многих зрителей фильм станет не совсем стандартным с точки зрения того, что они ожидают. Мало кто задумывается о роли Грозного в истории страны. Он очень многое сделал для государства, но мы в фильме больше рассказываем про человека, его внутренний мир. Это одна из сложнейших личностей в истории. Грозный был первым русским царем, то есть шел по пути, который еще никто не проходил».

8 серий вобрали в себя 26 лет царствования Ивана IV – с 1547 по 1573 год. Таким образом, мы увидим подавленное Московское восстание 1547 года, утверждение Судебника (свода законов образца 1550 года), основание Печатного двора (1553), установление торговых и дипломатических отношений с Англией (1553), строительство Покровского собора (1555–1561), поход на Москву крымского хана Девлет-Гирея (1571), опричнину (1565–1572) и, наконец, битву при Молодях (1572).

«О Грозном, с одной стороны, все всё знают, с другой – никто ничего, – рассказывает продюсер сериала Екатерина Жукова. – Для одних он ангел, для других – черт с рогами. И то, и другое неверно. Поэтому мы сделали сериал, который состоит из двух частей: первая часть – его молодость и светлый период жизни, в том числе и для страны. Он был полон замечательных идей, многие из которых воплотил в жизнь: судебник, реформа армии, административная реформа. А вторая часть жизни, конечно, во мраке. Мы рассказываем о причинах этого мрака».

Поскольку за более чем четверть века царь сильно изменился, на что немалое влияние оказали глубокие личные потрясения, продюсеры приняли решение, что его сыграют сразу два актера – Александр Яценко и Сергей Маковецкий. Причем если для Яценко это был новый образ, то Маковецкий уже играл Грозного в «Годунове». Впрочем, царя Яценко уже играл, но другого:

«Это у меня уже второй царь, я ведь уже играл Петра III в «Екатерине». Только тот был веселый, а этот грустный и грозный. Постепенно в фильме я плавно превращаюсь в Сергея Васильевича Маковецкого, а вот у него уже из пальцев молнии летают».

Хотя Яценко не пришлось старить, без сложного пластического грима не обошлось. Дабы достичь портретного сходства с Грозным, над Сергеем Маковецким ежедневно по 2–3 часа колдовали гримеры. В итоге узнать актера в этом образе можно только по голосу. Но Маковецкий признается, что любит своего героя:

«Главное, что отличало Иоанна Васильевича, как он говорит, «лютый зверь во мне сидит, да одолеть не могу». Он прекрасно понимал, что совершает великий грех и ничего не мог с собой поделать, и мучился сильно. Мы старались показать этого человека, которого раздирают две абсолютные противоположности – грех страшный и страх Божий – все это вместе у него соединялось. И я его за то люблю, что в нем очень много человеческого. Совершил что-то нехорошее, да не знает, как извиниться. Многим сложно себе в этом признаться, а ему нет».

Большая часть сериала была снята в декорациях Московского Кремля, построенных на киностудии «Главкино». В ее павильонах были воссозданы личные палаты Ивана IV и царицы Анастасии, трапезная, Грановитая палата, Красное крыльцо и парадные Фроловские ворота (сегодня – Спасские). Кроме того, художники возвели декорации псковских приказных палат, лагерь войска, рынок, хозяйственный двор, Стрелецкий приказ, а также интерьеры Покровского собора и Бахчисарайского дворца. Часть декораций – и прежде всего средневековая Москва – проекту достались в наследство от «Годунова». Съемки также проходили в усадьбе Коломенское, Звенигородском кремле, в Александрове и Вяземской крепости.

Самого известного сподвижника Грозного – воеводу Малюту Скуратова, вошедшего в историю своей нечеловеческой жестокостью, – сыграл Виктор Сухоруков. Он также уже играл Малюту в «Годунове». Это уже пятый исторический персонаж в карьере актера после Ленина («Все мои Ленины», 1997), императора Павла I («Бедный, бедный Павел», 2003), Берии («Желанная», 2003) и Никиты Хрущева («Звезда эпохи», 2005 и «Фурцева. Легенда о Екатерине», 2011).

Битвы при Молодях – одна из важнейших военных побед русского войска – появится на экране впервые. Ее в течение четырех дней снимали под Москвой, развернув укрепления – Гуляй-город, который не смогли взять крымчаки. Многотысячную битву пришлось воссоздавать с помощью компьютерной графики. Всего в сериале 741 кадр с графикой, и 36 из них полностью созданы на компьютере. Над «Грозным» в течение семи месяцев трудились больше 80 художников CGI.

Первую жену Грозного, Анастасию Захарьину-Юрьеву сыграла Татьяна Лялина, известная прежде всего по сериалу «Ненастье» (2018). При этом в центре сюжета там – также трагическая любовь ее героини и героя Александра Яценко, так что вопрос химии между актерами не стоял. Кроме них, в сериале Сергея Урсуляка снимался и Сергей Маковецкий – он сыграл отца героини Лялиной. По свидетельству историков, Иван IV очень любил Анастасию, что благотворно отразилось на его правлении в первые 13 лет царствования. Именно смерть жены, которую он тяжело переживал, превратила царя в жестокого тирана.

«С Анастасией Грозный познакомился еще в детстве, а через годы, когда пришло время найти себе невесту, выбрал ее, – рассказывает Лялина о подготовке к роли. – Конечно, это история большой любви, которую у них отняли, и неизвестно, как сложилась бы история страны, если бы не смерть Анастасии. Это действительно была трагедия для Грозного, и на протяжении всего сценария Грозный в лице Сергея Васильевича Маковецкого всегда возвращается мыслями к своей Насте».

Над музыкой к сериалу работали сразу два композитора – легендарный Эдуард Артемьев и его молодой коллега Артем Васильев, обладатель «Золотого орла» за музыку к фильму «Экипаж» (2016). Васильев писал музыку и к первым двум сериалам цикла. Саундтрек «Грозного» – микс из оркестровой музыки, хорового и вокального пения, электронных синтезаторов и этнической музыки, в том числе турецкой. Есть в нем даже элементы музыкальных сочинений самого Ивана Грозного – царь писал стилизованные стихиры.

«Мне хотелось сочинить что-то красивое, исходя из моих личных ощущений – от истории, от эпохи. Прежде всего я хотел при помощи музыки показать Грозного человеком. Для меня это великий русский царь, который заложил основу нашей великой страны, создал самое могущественное на континенте государство», – рассказывает Эдуард Артемьев.

Вторую жену Грозного Марию Темрюковну, дочь кабардинского князя Темрюка и фактически антипод Анастасии, сыграла Милена Радулович. 25-летняя сербская актриса известна в России в первую очередь фильмом «Балканский рубеж» (2019). Всего у Ивана IV было 6 или 7 жен (по поводу статуса 6-й – Василисы Мелентьевны – историки расходятся во мнении), но в сериале появятся только первые две, поскольку охваченный временной отрезок заканчивается раньше появления остальных.

Сергей Маковецкий – далеко не единственный актер, которого на экране практически не узнать. В «Грозном» больше 140 персонажей, треть из которых представлены в разных возрастах, требующих разной пластики, усов и бород. В общей сложности гримеры создали около 400 образов. Хотя работу актеров тоже нельзя списывать со счетов:

«Гениальный у нас Грозный-Маковецкий, – восхищается художник-постановщик Евгений Качанов. – Невероятно так перевоплотиться – у него даже фаланги пальцев менялись. Есть сцены, где он в шахматы играет, и когда он берет шахматную фигуру, на крупном плане у него не пальцы артиста Маковецкого, а руки древнего старца. Как он это делает, я не понимаю».

Помимо уже названных актеров, в сериале снялись Артем Ткаченко, Мария Шумакова, Владимир Симонов, Владимир Стеклов, Игорь Миркурбанов, Константин Крюков, Виктор Добронравов, Людмила Полякова, Виталий Хаев, Леонид Кулагин, Сергей Сосновский, Никита Панфилов, Юрий Колокольников и другие.

«В течение огромного количества времени я приезжал на смену с какой-то невероятной радостью и бесконечной благодарностью ко всем, кто меня окружал, потому что это качественное отношение к работе – оно во всем, и оно заряжает, – признается Игорь Миркурбанов, которому досталась роль опричника, князя Афанасия Вяземского. – Вы посмотрите, как в фильме все расписано, как все подробно сделано, с какой любовью. В такой обстановке трудно позволить себе халтурить, быть фальшивым».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

6 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

7 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

11 часов назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

1 день назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

1 день назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

2 дня назад