Евгению Гришковцу исполняется 55 лет. К этому рубежу он приближается со множеством титулов: писателя называют и рассказчиком нашего времени, и человеком с самой успешной карьерой в русском театре за последние десятилетия. Взлет его действительно был завораживающим: основанный на личных воспоминаниях монолог под шутливым названием «Как я съел собаку» впервые Гришковец читал перед несколькими десятками людей, толпящимися у театрального буфета.
Год спустя Евгений Гришковец получил за пьесу и ее авторское же исполнение национальную премию. Спустя еще один год – материализованное признание за рубежом. Еще 12 месяцев – и было объявлено о закрытии спектакля (что было неправдой). Год – и вышла его одноименная запись. Тогда, в 2003 году, Гришковец уже был знаковой фигурой. И конечно, хотел двигаться дальше.
Но многие его авторские черты остались. Например, излюбленная форма творчества – дневниковые записи, перетекшие затем в его легендарный ЖЖ. Объединяющий опыт, понятные всем темы, новая искренность – писатель оставлял в восторге и критиков, и публику.
Очевидно, что без достаточного опыта (сам писатель называет его универсальным) произведения Евгения Гришковца не получились бы произведениями того самого Евгения Гришковца, которого обожают миллионы людей. Прошлое у него действительно было красочное: Гришковец – дипломированный филолог, который на втором курсе учебы отправился служить на Тихоокеанский флот, актер пантомимы, автор и исполнитель, создатель собственного театра, режиссер и телезвезда, путешественник и одновременно описатель своих хождений за моря. Да даже неудавшийся эмигрант.
Простор для маневров Евгений Гришковец находит даже на четко обозначенной территории. В кино, например, он привнес не меньше, чем в театр – как сценарист, режиссер и артист, не зависящий, но подчиняющийся воле другого человека. И если в «Сатисфакции», сценарий которой он создавал совместно с Анной Матисон, его персонаж логично проистекал из его же собственных представлений и измышлений, то в «Обычной женщине» ему уже пришлось подстраиваться под уже существующий вне зависимости от его воли и желаний конструкт. Сам он потом признавался, что только в середине съемок узнал, что играет мужа сутенерши. А роль Ивана Грозного?
А музыка? Несмотря на собственные признания в неумении петь, Гришковец выпустил несколько альбомов. Творческий союз с группой «Бигуди» прекратил свое существование 10 лет назад, но ровно тогда же началось сотрудничество с грузинами «Мгзавреби». Был и кавер «На заре» «Альянса» – вещи культовой во всех отношениях.
Да, меняется стилистика его произведений: в зависимости от внешних или внутренних обстоятельств, от выбора темы или настроения. Остается неизменным лишь чувственное волнение, когда он пишет, или говорит, или вкладывает свои слова в уста других персонажей, которые на сцене снова станут им самим.
«Мы только один раз были в том кафе, а я не могу теперь проезжать мимо него. Я стараюсь этого не делать. Мы просидели тогда в нем не более сорока минут, выпили – она чай, я два кофе. Говорили ни о чем, она смеялась, а я смотрел на нее – и думал о том, как я хочу взять ее сейчас за руку и не отпустить никогда. Посидели сорок минут, и это кафе стало для меня «нашим» кафе. Я не могу туда зайти больше, и вид этого кафе ранит меня. И бульвары… все бульвары ранят. И весь город ранит меня беспрерывно. Потому что она здесь», – писал Гришковец в своем первом романе «Рубашка».
Вся метафизика в том, что при бытовом описании будничных ситуаций происходит настоящее волшебство. Создается пространство сбывшегося или несбывшегося, того, что вроде бы прошло, а вроде и осталось с тобой, где-то здесь, невыраженное, но знакомое. И то, что столь личное переживание озвучивает некто другой, по правде говоря, не такой уж и знакомый человек, не умаляет ни его ценности, ни остроты первоначального впечатления, ни щемящей сердечной привязанности.
Вклад Евгения Гришковца в современный театр остается неоспоримым: он привнес в него человеческий язык, который, несмотря на свою шероховатость, точен как никакой другой. Что будет дальше? Непременно что-то увлекательное. Чего только стоит свежая постановка «Между делом», совершенно не похожая на его предыдущие работы.
На сцене на этот раз не один человек, а сплошь звезды: Алексей Агранович, Александр Арсентьев, Таисия Вилкова, Елизавета Кононова, Александра Урсуляк… Полдюжины локаций, но ни одного альтер эго, отсутствие привычных сбивчивых интонаций, непривычные герои – все это доказывает, что Гришковец-сценарист в тандеме с Гришковцом-режиссером способны придумывать и создавать для частных переживаний универсальную, но при этом нетривиальную обертку.
Но главное во всем творчестве писателя – это его умение возвращаться. К любви, друзьям, дому. К самому себе наконец. Подобное путешествие того стоит. А хороший проводник, как известно, на вес золота.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…