Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Сложный грим в современном кино

Сложный грим в современном кино

24 января 2025 /
Сложный грим в современном кино
Кадр из фильма «Дэдпул и Росомаха»

«КиноРепортер» рассказывает о самых занятных примерах последнего года.

Современное кино трудно представить без сложного грима: будь это высокобюджетный блокбастер или пронзительный байопик, снятый с прицелом на престижную награду. Так, Гари Олдман не только выкуривал по 12 сигар на съемках «Темных времен» (2017), но и подолгу сидел в гримерном кресле – в общей сложности он провел так более 200 часов. И в итоге получил «Оскара». Заветную статуэтку за готовность страдать (иногда по 7 часов кряду) получила и Джессика Честейн, сыгравшая телепроповедницу в «Глазах Тэмми Фэй» (2021). И гораздо меньше повезло Джареду Лето: несмотря на то что он проводил в гримерном кресле по 4 часа в день, чтобы стать более похожим на Паоло Гуччи («Дом Gucci», 2021), весь его образ и манеру игры в конечном счете подвергли разгромной критике.

При этом режиссеры продолжают обращаться к старому доброму гриму даже ради шутки, пусть и трудоемкой. Плохой, как в случае с комедией «Вася не в себе» (2023), где Павел Прилучный стал гастарбайтером. Или хорошей, как в «Суспирии» (2018), где блистательная Тильда Суинтон превратилась в престарелого профессора – ради этого гримерам пришлось с помощью многочисленных накладок полностью изменить ее скелетно-мышечную структуру и даже сделать муляж гениталий.

Хотя, казалось бы, в век технологий куда легче воспользоваться достижениями науки. Например, того же ИИ, с помощью которого можно изменить и голос актера, и его внешность (Робби Уильямс, например, в собственном байопике взял да и превратил себя в CGI-шимпанзе). Однако в последнее время именно грим стал активно использоваться не столько как маркетинговый ход, но как полноценный смысловой и визуальный элемент, кардинально влияющий на зрительские впечатления. Чтобы доказать это, приводим сразу 15 ярких примеров. И все они только за последний год.

«Субстанция» 

До 10 часов

«Субстанция»

Один из самых нашумевших проектов этого сезона стал вирусным в первую очередь благодаря шокирующим сценам, в которых внешность Деми Мур и Маргарет Куолли претерпевала чудовищные изменения. Для того чтобы жанр боди-хоррора (пускай и в сатирической обертке) смотрелся на экранах правдоподобно, актрисам пришлось пойти на крайние меры. Так, Куолли в пик преображения своей героини пришлось носить 14 тяжелых элементов костюма.

Процесс грима при этом занимал от 6 до 10 часов. И не прошел бесследно: во-первых, актриса призналась, что ей до сих пор снятся кошмары. Во-вторых, на ее лице появилось такое количество воспалений, что к концу съемок пришлось отказаться от крупных планов. Полное восстановление при этом, по словам Куолли, заняло примерно год. Но даже в такой непростой ситуации Маргарет нашла светлую сторону: акне она решила использовать как фишку другой своей героини – в фильме Йоргоса Лантимоса «Виды доброты».

Деми Мур тоже была полностью погружена в творческий процесс – по словам художников по гриму, во время подготовки она практически не отвлекалась на телефон и внимательно следила за тем, как меняется ее отражение в зеркале. А менялось оно разительно – в ход шли силиконовые маски, вспененный латекс, искусственные зубы и накладные пряди волос.

«Дюна: Часть вторая»

До 9 часов

«Дюна: Часть вторая»

Стеллан Скарсгард известен любовью к практическим эффектам – еще в начале нулевых он был единственным актером, который появлялся на площадке «Пиратов Карибского моря» не только с нарисованными на лице точками для захвата движения, но и в пластическом гриме. Тогда в кресле гримера он проводил по 6 часов, но в случае с сиквелом «Дюны» пошел еще дальше, увеличив время подготовки до 8 часов.

Отчасти это было связано с необходимостью влезать в специальный костюм, имитирующий массивную кожу и жировые складки. Внутри была спрятана хитроумная охлаждающая система, чтобы актер не перегрелся во время долгой смены. А для того чтобы научиться передвигаться с такой избыточной массой, Стеллан даже нанял специального тренера. В итоге барон Харконнен – с его ростом под два метра и весом в два центнера – получился действительно угрожающим.

«Мы хотели максимально точно попасть в образ, чтобы персонаж производил нужное впечатление на зрителя с первых секунд. И это впечатление должно было остаться в памяти на протяжении всего фильма, – объясняет свою мотивацию Скарсгард. – Я прошел через ад. Но это был очень дружелюбный ад: пятеро художников, с которыми я провел столько времени, стали мне прекрасными друзьями».

«Человек-волк»

До 7 часов

«Человек-волк»

Кристофер Эбботт сыграл писателя Блейка Ловелла, который вместе с женой-журналисткой (Джулия Гарнер) переехал из Сан-Франциско на просторы Орегона. Где столкнулся с чем-то потусторонним: после того как его укусила некая тварь, герой медленно стал превращаться в кровожадное существо. Визуальная трансформация была разбита на несколько этапов, на каждом из которых возникали свои трудности.

Так, актер жаловался на физическую усталость, возникающую после долгих смен: «Носить эти протезы часами крайне утомительно. Они тянут вас вниз, и к необходимости играть роль примешивается ощущение, что вы находитесь в ловушке».

Эбботт считает эту роль «самой физической в своей карьере», а также признается, что впервые за долгое время репетировал перед зеркалом – ему было важно видеть, как его видоизмененное лицо передает эмоции. Тем не менее подобный опыт он называет интересным для себя и оправданным для всего проекта.

«Дэдпул и Росомаха»

До 7 часов

«Дэдпул и Росомаха»

С учетом первого появления на экране Райан Рейнольдс играет болтливого наемника на протяжении 15 лет. Однако это не умаляет того факта, что он по-прежнему проводит долгие часы в гримерке. Конечно, ситуацию несколько спасает то, что герою часто приходится носить маску. Но иногда он обходится без нее, щеголяя многочисленными шрамами и ожогами.

В среднем нанесение грима на лицо актера занимает около 3 часов, однако в редких случаях оно может увеличиваться в два с лишним раза – например, если в кадр попадут другие обнаженные участки его тела. И судя по публикациям в социальных сетях, Рейнольдс за эти годы действительно выучил о гриме все:

«Художники скажут вам, что слои силикона нужно снимать с лица медленно, используя для этого ряд средств на масляной основе, чтобы избежать раздражения или травм. Никогда не снимайте грим быстро и не позволяйте детям разрывать его, словно рождественский подарок. Если только в вашем понимании Рождество не связано с размышлениями о том, как выглядит человек без век».

Кстати, заново пережить процесс многочасового гримирования в прошлом году также пришлось Майклу Китону в сиквеле «Битлджуса» и Дэвиду Ховарду Торнтону в триквеле «Ужасающего». В обоих случаях процесс нанесения грима занимал до 2,5 часа.

«Граф Монте-Кристо»

До 6 часов

«Граф Монте-Кристо»

Пьер Нинэ, сыгравший Монте-Кристо в новой экранизации французской классики, шутит, что провел с художником по гриму больше времени, чем с собственным отцом. Кстати, родители его в итоге не узнали – в настолько непохожих образах актер предстал на экране. Во-первых, на протяжении всего фильма существенно меняется облик самого героя: от Эдмона Дантеса до мстительного графа Монте-Кристо. Во-вторых, он не прочь одурачить соперников, притворившись кем-то другим.

«Без множества предварительных тестов я бы не смог придумать героя – каждый новый нос и подбородок позволяли мне приблизиться к нему еще на один шаг. И когда мы нашли окончательный вариант, я даже попросил всех на минутку оставить меня одного – чтобы обуздать свое новое лицо и понять, как должен звучать мой голос, – рассказывает Нинэ. – Все было по-другому, я заново учился улыбаться, хмуриться и удивляться».

За преображение Пьера отвечал художник по спецэффектам в гриме Пьер-Оливье Персен, чьей другой невероятной работой прошлого года стала упомянутая «Субстанция».

«Пингвин» 

До 5 часов

«Пингвин»

Редкий пример сериала в этой подборке. Хотя впервые в пластическом гриме Колин Фаррелл появился на площадке полнометражного проекта – «Бэтмена» Мэтта Ривза, в котором он сыграл криминального авторитета Освальда Кобблпота, также известного как Пингвин. На площадке актера мало кто узнавал, что только добавляло ему поводов для веселья. Небольшое количество экранного времени Фаррелл считал проблемой и отмечал, что ему не терпится вернуться к необычному образу.

Однако когда начались съемки «Пингвина», актер растерял энтузиазм, поскольку в кресле гримера ему пришлось проводить от 2,5 до 5 часов. Вопрос о том, сколько смен ему еще надо отработать, возник на второй съемочный день. Ответ был неутешительным – 80. Ситуацию усугубляло и то, что Фарреллу постоянно приходилось находиться в помещениях с кондиционерами – в противном случае массивный грим просто пришел бы в негодность. В том числе из-за того, что многочисленные накладки вызывали повышенное потоотделение.

Кроме того, съемочный график разрабатывали так, чтобы кожа Колина могла отдыхать от клея и силикона. К счастью, смирившись с физическими неудобствами, актер понял, как ярко может раскрыться в образе, который настолько отличается от его привычного имиджа:

«В первые минуты я чувствовал себя как один из тех котов на YouTube, которые смотрят на себя в зеркало и испытывают экзистенциальный кризис. Но затем понял, что на самом деле меня ничего не сдерживает».

«Сто лет тому вперед»

До 5 часов

«Сто лет тому вперед»

Несмотря на большое количество графики, использованной в семейном блокбастере «Сто лет тому вперед», некоторые визуальные эффекты было решено делать максимально прикладными. Так, пластический грим Юры Борисова каждую смену занимал более 4 часов. При этом большую часть времени артист провел на ногах – в противном случае силиконовые накладки на его теле и лице деформировались. Совсем без современных технологий в его случае тоже не обошлось – для того чтобы придумать облик Глота, сначала сделали полный 3D-скан актера.

«Грим придумывали, отталкиваясь от характера, – спокойный, холодный, бесчувственный к теплу и эмоциям. Поэтому весь фильм мы видим его босым и полуодетым. Юра Борисов в прекрасной физической форме, что позволило нам доработать его тело, сделав более инопланетным», – подчеркивает художник по гриму Мария Тутукина.

Кроме того, около 3 часов занимал грим Льва Зулькарнаева, сыгравшего безымянного инопланетянина-курьера из первых сцен фильма. Над его обликом трудились сразу четыре специалиста.

«Злая»

До 4 часов

«Злая»

Синтию Эриво, сыгравшую злую волшебницу в дилогии по мотивам популярного бродвейского мюзикла, перед началом съемок поставили перед выбором: спецэффекты или грим. Актриса выбрала второй вариант, о чем нисколько не пожалела. Во-первых, зеленая кожа позволяла ей почти мгновенно вживаться в роль.

«Я хотела видеть в зеркале зеленое лицо. И чтобы окружающие воспринимали меня не как актрису, а как персонажа. Это ощущение в итоге сильно повлияло на мою игру», – рассказала Синтия, добавив, что многие коллеги по цеху ни разу не видели ее без трудоемкого грима.

Во-вторых, художники очень деликатно подошли к вопросу – они подобрали идеальный оттенок зеленого, а также рассказали Эриво, как ухаживать за кожей, чтобы избежать типичных проблем в виде акне и воспалений. В итоге процесс наложения макияжа занимал от 3 до 4 часов – в зависимости от того, какой процент ее тела следовало покрыть краской. Также актриса носила парик и специальные силиконовые уши.

«Носферату» 

До 4 часов

«Носферату» 

До последнего момента загадкой оставалась внешность Билла Скарсгарда, сыгравшего графа Орлока в новой версии «Носферату». Для готического хоррора Роберта Эггерса лицо и руки актера каждую смену гримировали по 4 часа. Для того чтобы превратить человека в монстра, художникам требовалось приблизительно 70 протезов – около 10 из них были на голове и лице Скарсгарда. При этом над Биллом одновременно колдовали 16 человек. Возглавлял команду Дэвид Уайт.

«Билл действительно высокий, стройный, веселый парень с приятнейшим характером. Но когда мы начинали работу, этот обаятельный молодой человек исчезал, уступая место кому-то очень мрачному», – делится Уайт.

Угрюмость отчасти была продиктована тем, что Скарсгард чувствовал себя обособленно от коллег: и из-за слишком долгого процесса подготовки, и из-за необходимости производить устрашающее впечатление на других людей в кадре. Но вне площадки происходили и забавные случаи: так, по окончании съемок Николасу Холту, сыгравшему одного из противников вампира, достался протез пениса графа Орлока. Вот такой сувенир с площадки.

«Собиратель душ»

До 3 часов

«Собиратель душ»

Еще один случай, когда на внешности героя строилась вся промокампания: увидеть маньяка в исполнении Николаса Кейджа можно было только в кино, хотя все трейлеры и кадры строились вокруг его фигуры. Коллег актера по площадке постановщик тоже не подпускал к своей главной звезде.

Ставка оправдалась: Майка Монро, сыгравшая агента ФБР, была до полусмерти напугана их первой – и единственной! – совместной сценой: ее пульс подскочил в 2,5 раза. 

«Меня подводят к двери допросной, где вовсю работают камеры, и говорят зайти внутрь. То, что происходит дальше, кажется очень реальным и очень пугающим. Николас абсолютно неузнаваем, и у меня возникает ощущение, что я нахожусь в комнате не с ним, а с Длинноногим. А потом, когда мы заканчиваем съемку, он резко выходит из образа и заявляет, что является моим поклонником, – делилась впечатлениями актриса.

При этом Кейдж сам создал многие детали пугающего образа. В том числе опираясь на предложение режиссера Осгуда Перкинса придумать биографию героя, основываясь только на прочитанном сценарии. В гримерке актер проводил до 3 часов, где художники Феликс Фокс и Харлоу МакФарлейн превращали его в отъявленного сатаниста и безжалостного серийного убийцу.

«Бременские музыканты»

До 3 часов

Кадр из фильма «Бременские музыканты»

Гримом для музыкальной сказки Алексея Нужного занимался известнейший художник Петр Горшенин, которому пришлось создавать уникальный пластический грим в условиях санкционного дефицита и нехватки времени. По словам постановщика, первый вариант масок был готов всего за неделю до начала съемок, но уже во время примерки стало понятно, что результат будет особенным.

Сам процесс гримирования занимал до 3 часов. К тому же многие маски содержали аниматронные элементы, которыми с помощью джойстиков удаленно управляли операторы. Актерам пришлось непросто – съемки велись в 40-градусную жару, а им по сюжету приходилось не только много двигаться, но и играть на музыкальных инструментах.

Испытание оказалось настолько серьезным, что Роман Курцын в конце первого съемочного дня признался, что готов все бросить: «Мы закончили двенадцатичасовую смену, с меня сняли пластический грим, шкуру, капор, зубы, и я сказал режиссеру: «Леш, это самое сложное, что я делал в кино за 17 лет, и если можно сейчас отказаться, я готов отказаться».

«Последний богатырь: Наследие»

До 3 часов

Баба-Яга. «Последний богатырь: Наследие»

Елена Яковлева, сыгравшая Бабу-ягу в трилогии «Последний богатырь», повторила свою роль и в других проектах волшебной франшизы – полнометражном «Финисте» и сериальном «Наследии». За все время у актрисы накопилось 150 смен, на каждую из которых были припасены одноразовые детали пластического грима. На сам процесс уходило до 3 часов. Кстати, сама актриса настояла, чтобы с течением времени ее героиня приобрела чуть больше обаяния: для этого острые черты Бабы-яги слегка смягчили.

При этом пластический грим рук мог занимать столько же времени, сколько и лица, но Петр Горшенин, работавший на проекте, нашел изящный выход: использовать силиконовые перчатки, которые передавали возрастные изменения героини – морщины, вены, артритные пальцы. Перчатки изнашивались медленнее, однако их все равно пришлось изготовить в нескольких экземплярах.

«Грим тяжелый, через него сложно мимически пробиться. Его хочется преодолеть, чтобы лицо было не заклеенным, а более подвижным, чтобы можно было проявить больше эмоций», – откровенно рассказывает о своем опыте Яковлева.

А еще сетует на то, что ей каждый раз приходилось отмываться от клея, что негативно влияет на состояние кожи. Впрочем, в плане ношения пластического грима актрису можно назвать почетным ветераном – впервые она согласилась на подобный эксперимент еще в 2013-м, когда снималась в байопике «Вангелия».

«Другой человек» 

До 2,5 часа

«Другой человек»

В черной трагикомедии «Другой человек» Себастиан Стэн сыграл персонажа с нейрофиброматозом – редким генетическим заболеванием, вызывающим рост опухолей на коже и костях. Решив изменить свою жизнь, герой соглашается на экспериментальное лечение, после которого обретает идеальное лицо, но неожиданно понимает, что счастливее от внешнего преображения не стал. Еще сильнее Эдварда ранит знакомство с Освальдом (Адам Пирсон), который страдает от такого же заболевания, но при этом наслаждается жизнью во всей ее полноте.

Художник Майк Марино (именно он работал над «Бэтменом» и «Пингвином») поставил исполнителя главной роли перед фактом, что его существование в гриме не будет приятным: «Я сразу предупредил Стэна, что нам придется покрыть всю его голову клеем, а также закрыть силиконом как минимум одно ухо и один глаз».

Перед съемками он также подготовил 3D-сканы головы Себастиана и Адама, чтобы детально продумать, как именно будет выглядеть грим. Вес первоначальных силиконовых накладок в итоге составил 900 грамм. Затем они претерпели некоторые изменения – ради отдельных сцен Марино покрыл искусственную кожу струпьями. Для того чтобы лучше вжиться в роль, Стэн выходил в таком виде в город, где наблюдал, как на него реагируют прохожие.

«Самыми честными были дети: они проявляли любопытство без какого-либо осуждения. В то время как их родители мешали им получить новый опыт, уводя их подальше», – рассказал актер.

«Летучий корабль»

До 2,5 часа

«Летучий корабль»

Кислотный лубок, снятый по мотивам советского анимационного мюзикла, удивил зрителей сразу несколькими вещами. Одна из них – перевоплощение Анны Уколовой в удалого Соловья-разбойника. Создатели сразу решили, что персонаж будет антропоморфным, а потом долго экспериментировали с его внешним видом, подбирая клювы, перья и парики.

«Наши первые пробы грима Илья Учитель забраковал со словами: «Дети испугаются, надо делать его повеселее», – говорит художник по гриму Ирина Илларионова. – И мы стали добавлять больше перышек, играть с цветами». 

В образе тем не менее остались детали, намекающие на нелегкую судьбу Соловья и его бунтарскую натуру. Эффект усилила художник по костюмам Надежда Васильева, которая предложила сделать рокерско-байкерский костюм с проржавевшими металлическими крылышками на спине.

Пластический грим при этом наносили по частям, что позволяло актрисе сохранять живую мимику. Однако с определенными сложностями Анна Уколова все равно столкнулась: например, из-за большого клюва, закрепленного на лице, пить на съемочной площадке она могла только через трубочку, а еду ей приходилось дробить на крошечные кусочки.

«Любовь Советского Союза»

До 2 часов

«Любовь Советского Союза»

Использование пластического грима для достижения портретного сходства – прием для отечественных режиссеров отнюдь не новый. Достаточно вспомнить сериал «Годунов» (2020), где царя играли сразу двое артистов – Александр Яценко и Сергей Маковецкий, или полнометражный байопик «Высоцкий: Спасибо, что живой» (2011), в котором в барда перевоплотился Сергей Безруков. Подобный шанс выпал и Александру Устюгову – артист воплотил монументальную во всех смыслах фигуру Иосифа Сталина в «Любви Советского Союза».

Проект, кстати, увидит свет в двух версиях – полнометражной и сериальной. Поэтому, возможно, на малых экранах у артиста будет чуть больше времени. Гримом занимался все тот же Петр Горшенин, который сначала сделал гипсовый снимок головы артиста, а затем создавал специальные силиконовые накладки. Итоговый результат шлифовался на «цифре», однако технологии в таком случае служили исключительно вспомогательным инструментом, из-за чего ощущение искусственности пропало, а актерская энергетика чувствовалась даже через экран. 

«Даже стоять рядом с нашим Сталиным мне иногда было страшно. Хотя я помнил, что это Александр Устюгов, которого я давно и хорошо знаю», – рассказывает продюсер Анатолий Максимов.

Сам актер отметил, что при всех трудностях – временных затратах и ограничении мимических возможностей – работа стала для него вызовом, на который он с удовольствием согласился.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: